Расплата за экологические преступления: судебная практика последних лет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расплата за экологические преступления: судебная практика последних лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Санкции за нарушения в сфере обращения с отходами теперь зависят от тяжести последствий

До 17.06.2019 действовала статья 8.2 КоАП РФ, которая предусматривала ответственность в виде административных штрафов и приостановления предпринимательской деятельности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении:

  • с отходами производства и потребления;
  • веществами, разрушающими озоновый слой;
  • иными опасными веществами.

Закон № 141-ФЗ закрепил ответственность за каждое из перечисленных нарушений в отдельных статьях и, кроме этого, установил штрафы за иные виды нарушений в этой сфере (ст. 6.35, ст. 8.2-8.2.3 КоАП РФ, п.п. 2-6 ст. 1 Закона № 141-ФЗ).

Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.

Также установлена ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды:

  • при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
  • при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
  • при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).

Следует учитывать, что величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от так называемых «отягчающих» обстоятельств. А именно от:

  • совершения этого же нарушения в течение года повторно;
  • причинения вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновения эпидемии или эпизоотии, распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС

Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.

Аспект

Конкретика

Порядок исчисления платежей за НВОС

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255

Отчетный период

Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Порядок и сроки их уплаты

В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат

Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3

Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС

Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)**

Способ представления декларации о плате за НВОС

По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***:

– либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте;
– либо в электронной форме по каналам ТКС

Место представления декларации о плате за НВОС

По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3).

Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий

Влияние на озоновый слой

Новая статья 8.21 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой»
Часть статьи Нарушение Санкция
1 Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой Штраф:
  • физлица: 1000 – 1500 руб.;
  • должностные лица: 5000 – 10 000 руб.;
  • ИП: 10 000 – 30 000 руб.;
  • юрлица: 30 000 – 100 000 руб.
2 Повторное совершение нарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи Штраф:
  • физлица: 1000 – 2000 руб.;
  • должностные лица: 10 000 – 30 000 руб.;
  • ИП: 30 000 – 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлица: 100 000 – 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отходы животноводства

Новая статья 8.23 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов животноводства»
Часть статьи Нарушение Санкция
1 Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе/накоплении/транспортировании/обработке/утилизации/обезвреживании/размещении отходов животноводства Штраф:
  • физлица: 2000 – 3000 руб.;
  • должностные лица: 25 000 – 35 000 руб.;
  • юрлица: 150 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2 Действия/бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека и/или вреда окружающей среде, возникновению эпидемий, эпизоотии Штраф:
  • физлица: 3000 – 5000 руб.;
  • должностные лица: 50 000 – 100 000 руб.;
  • юрлица: 300 000 – 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3 Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи Штраф:
  • физлица: 3000 – 5000 руб.;
  • должностные лица: 50 000 – 100 000 руб.;
  • юрлица: 300 000 – 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Штраф за отсутствие отчета

При выявлении факта не предоставления отчета МСП или предоставления позже установленного срока, на организацию может быть наложен штраф в соответствие со ст. 8.2 КоАП РФ. При наложении штрафа на должностное лицо, сумма штрафа составит от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридическое лицо – от 100 тыс. до 250 тыс. рублей, либо может быть вынесено решение о приостановки деятельности организации до 90 суток.

Не стоит забывать, что помимо ведения необходимой документации и внесения платежей, организация должна выполнять и другие природоохранные требования, если таковые к ней предъявляются. Так природопользователь несет ответственность в случае, если не была пройдена обязательная государственная экспертиза, либо осуществляемая деятельность не соответствует ГЭЭ, нарушения водоохранного режима, несанкционированных выбросов в атмосферный воздух, незаконной добыче полезных ископаемых, загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водоемов, несвоевременного прохождения процедуры постановки на учет объекта негативного воздействия.

Необходимо отметить, что может возникнуть и уголовная ответственность в соответствие УК РФ Глава 26 Экологические преступления, если в процессе деятельности организации не соблюдались правила:

  • охраны окружающей среды при производстве работ;
  • обращения экологически опасных веществ и отходов;
  • безопасности при обращении с микробиологическими либо другими
  • биологическими агентами или токсинами;
  • охраны и использования недр;
  • охраны рыбных запасов.

Непредставление экологической отчетности

Помимо этого, КоАП РФ дополнен новой статьей 8.5.1. В ней установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Так, если отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) не представлены или сданы с опозданием, проверяющие выпишут штраф в следующем размере:

  • для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.

А если такая отчетность или декларации представлены в неполном объеме либо отчетность содержит недостоверные сведения, то штрафы для ИП и юрлиц будут еще больше:

  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.
Читайте также:  Как оформить согласие на выезд ребенка у нотариуса?

Напомним, что декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Уголовная ответственность за экологические преступления

В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и, соответственно, от чистоты почвы в значительной степени зависит состояние здоровья человека, являющегося в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью. Между тем деградация природы служит одним из существенных факторов сокращения продолжительности жизни мужчин в России в последние 25 лет с 71 года до 58 лет. На основании данных об уровнях загрязнения атмосферного воздуха в более чем 100 городах России выявлено, что наиболее многочисленная часть населения (15,4 млн. человек) подвергается воздействию взвешенных веществ. По результатам расчетов риска смерти, проводимых Минздравом России, только от загрязнения атмосферного воздуха этими веществами число смертей равняется 21000, что составляет 7% ежегодных случаев смерти среди жителей этих городов. Кто понес уголовную ответственность за это? Начиная с 1961 г. Уголовным кодексом предусматривалась ответственность за экологические преступления, в частности за загрязнение атмосферы.

Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Виды ответственности за экологические правонарушения

Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.

Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Экологическая экспертиза

Для выявления и установления нарушений и преступлений создается экологическая экспертиза, которая направлена на предупреждение и выявление неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает по результатам ее проведения.

Государственную экспертизу может производить только федеральная исполнительная власть. Все виды градостроительной документации различных проектов, вне зависимости от их назначения и применения, должны проходить обязательную экологическую экспертизу, в соответствии с пунктами федерального закона «Об экологической экспертизе». В случае выявления несоответствий наступает правовая ответственность за экологические правонарушения.

Экспертиза экологической обстановки основывается на принципах:

  • Выявления потенциальных экологических опасностей для природной среды от любой намечаемой хозяйственной и иных видов деятельности.
  • Обязательности проведения экспертизы до начала принятия решений по строительству и реализации проекта, на которую она направлена.
  • Комплексности оценки взаимодействий или наступивших последствий для природы от хозяйственной или других видов деятельности.
  • Обязательности учета требований, предоставляемых во время проведения экологической экспертизы, и их реализации.
  • Достоверности и полноты предоставляемой информации.
  • Независимости экспертного мнения экологической экспертизы.
  • Научной точности и обоснованности сделанных выводов и законности предоставленных заключений по результатам проведенной экологической экспертизы.
  • Гласности результатов.
  • Несения ответственности участниками экспертизы за ее организацию и качественное исполнение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения может наступать вследствие заключения экспертизы при выявлении нарушений действующих норм и правил. В зависимости от того, какие именно нарушения были допущены, определяется способ и вид присуждаемой ответственности.

Виды юридической ответственности

Виды ответственности за совершение экологических правонарушений предусмотрены в ст. 75 ФЗ-7 от 2002 года «Об охране окружающей среды». Здесь перечислены такие разновидности ответственности:

  • дисциплинарная – связанная с исполнением трудовых функций работником;
  • гражданско-правовая или имущественная;
  • административная – возникает при потенциальном вреде окружающей среде, когда реальный ущерб нанесен не был;
  • уголовная – возникает только при совершении экологического преступления (деяния, которое оказало негативное влияние на экологическую ситуацию в стране).
Читайте также:  Новости для военных пенсионеров в 2023 году

Если в составе правонарушения выделяются объекты посягательства группы однородных правонарушений, имеет место следующая классификация:

  • Противоправное уничтожение и нанесение повреждений природным ресурсам, таким как загрязнения, засорение вод, уничтожение площадей лесов, существенное повреждение сельскохозяйственных угодий.
  • Нарушение и игнорирование правил передачи в собственность природных ресурсов, связанных с возможностью нанесения ущерба по отношению к окружающей среде. К таким нарушениям относится внедрение в эксплуатацию технических конструкций и предприятий, наносящих урон окружающей среде.
  • Бездействие или невыполнение установленных правил сохранения природных ресурсов.
  • Умышленное использование различных природных ресурсов в собственных корыстных целях. Например, сбор дикорастущих редких растений.

Ответственность за экологические правонарушения

Правила, установленные действующим законодательством в отношении предотвращения, выявления и пресечения нарушений в области сохранения природы, являются также способом контроля. Ответственность за совершение экологических правонарушений назначается в ходе судебных разбирательств или может быть определена контролирующими службами.

Экологический контроль производится не только государством и подразделяется на несколько видов:

  • Государственный.
  • Производственный.
  • Общественный.
  • Муниципальный.
  • Общий.

Каждый из этих видов контроля производится в целях:

  • Наблюдения физическими и юридическими лицами за соблюдением экологического законодательства и его норм.
  • Соблюдения всех предоставляемых требований и нормативных документов.
  • Обеспечения экологической сохранности и безопасности природного окружения.

Таким образом, экологический надзор представляет собой одно из средств управления охраной природного окружения и:

  • осуществляется специальными органами и лицами экологической инспекции от имени государства;
  • носит над- и вневедомственный характер;
  • является одной из функций экологического управления государством;
  • связан с применением различных мер административного принуждения.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)

А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.

Охрана окружающей среды и экологический сбор

Помимо этого, изменения коснулись ответственности за нарушение требований охраны окружающей среды. Введены в действие составы административных правонарушений при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ), при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ), при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).

Также организациям нужно учесть, что действующая статья 8.7 КоАП РФ дополнена частями 3 и 4, которыми предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, а также ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

Часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ – штраф за размещение отходов

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ

Размещение отходов – это их хранение и захоронение.

хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Следовательно, штраф за отходы по части 4 статьи 8.2. КоАП РФ применим только для специализированных объектов , предназначенных для хранения и (или) захоронения отходов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *