Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в бухучете отразить благотворительную помощь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) при условии ведения раздельного учета таких доходов (расходов). Разъяснения приведены в письме Минфина России от 25.03.2019 № 03-03-06/3/20078.
Гражданско-правовые отношения
Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).
Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).
Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
Пожертвование бюджетному учреждению
Между Картошкиным с одной стороны (жертвователь) и областной больницей в лице главного врача — Власова Ивана Игоревича с другой стороны (блогополучатель) был заключен письменный договор пожертвования, согласно которому благотворитель пожертвовал 100 тысяч рублей на закупку лекарственных средств в онкологическое отделение.
- денежными купюрами в бухгалтерию учреждения. Для такой передачи необходимо составить в письменной форме договор пожертвования;
- путем перечисления на лицевой счет бюджетного учреждения в банке. У каждой организации имеется счет для получения пожертвований от граждан и юридических лиц. Номер счета можно узнать у администрации учреждения, на официальном сайте. Для такой операции нет необходимости заключать письменный договор пожертвования, все данные благотворителя (при желании можно указать на анонимность), целевое назначение денег будут указаны в приходном ордере.
КВР и КОСГУ в 2022 году для бюджетных учреждений
Также на практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая 34-36 разряды идентификационного кода закупки формируются особым образом: в 34-36 разрядах ставится «0», если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.
Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.
Благотворительность: правовые вопросы и особенности налогообложения
Эльмира Багаутдинова
независимый эксперт, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ России
Все активнее коммерческие организации и физические лица становятся участниками благотворительной деятельности. Государство, в общем, поощряет это явление. В Налоговом кодексе содержатся «благотворительные» нормы, которые надо учитывать всем хозяйствующим субъектам.
Законодательство
Законодательство о благотворительной деятельностисостоит из соответствующих положений Конституции РФ, ГК РФ, закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», иных федеральных законов и законов субъектов РФ. В соответствии со ст.1 закона № 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Очень важно! Если вы безвозмездно передали имущество или оказали услугу бесплатно, то это еще не означает, что вы занялись благотворительностью. Важно, на какие цели выделены средства, и в какой деятельности будет использоваться переданное вами имущество. Кроме того, передача имущества в порядке спонсорства не является благотворительной деятельностью.
Цели
Цели благотворительной деятельностиопределены в ст. 2 Закона № 135-ФЗ. Например, социальная поддержка и защита граждан, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий,содействие защите детства, материнства и отцовства, содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности, содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, физической культуры и массового спорта.
ПАМЯТКА. В 2011 году цели благотворительной деятельности значительно пополнились. Изменения в закон № 135-ФЗ внесены законом от 23.12.10 № 383-ФЗ. Так, благотворительной деятельностью признается социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения, содействие развитию творчества и воспитанию детей имолодежи.
Поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является.Перечень целей, на достижение которых направляется безвозмездная помощь, является закрытым.Таким образом,формы оказания помощи как финансовыми средствами, так и имуществом, не перечисленные в Законе №135-ФЗ, благотворительностью не признаются.
Участники благотворительной деятельности
Таковыми признаются благотворители, добровольцы и благополучатели.
Благотворители — лица, осуществляющие бескорыстно, то есть безвозмездно или на льготных условиях: передачу в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности.
Благополучатели- лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Благополучателями могут быть только некоммерческие организации.
Если бюджетное учреждение рассчитывает на пожертвования, спонсорские взносы, включая регулярные нефиксированные, порядок приема платежей, использования средств, подтверждения их получения необходимо закрепить в учетной политике.
Получая деньги и имущество от благотворителей, необходимо вести раздельный учет. Если он не организован, следует как можно скорее исправить ошибку.
Организация раздельного учета требует от бухгалтеров соответствующих компетенций. Возникают проблемы и вопросы? Передайте организацию, ведение учета на аутсорсинг. Специалисты возьмут на себя решение актуальных задач, выполнят необходимые операции с учетом специфики сферы деятельности учреждения, его статуса и необходимости использовать специальные счета, формы отчетных документов. Профессиональный раздельный бухучет в бюджетном учреждении минимизирует риск ошибок и связанных с ними финансовых, юридических санкций.
Теги данной публикации:
благотворительностьбюджетные организациифинансы
По нормам ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, должны быть учтены в стоимости и не подлежат вычету. При этом бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок.
Таким образом, если имущество, по которому ранее «входной» НДС был принят к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено ст. 264 НК РФ.
Отказ от льготы по НДС
Организации могут доброворльно отказаться от льготы по НДС. Об этом сказано в пункте 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ: «отказ от льготного налогообложения может быть осуществлен только в отношении тех операций, которые предусмотрены п. 3 указанной статьи». При этом, налогоплательщик должен представить заявление об отказе от льготы в налоговый орган по месту регистрации не позже первого числа того налогового периода (года), в котором он желает отказаться от льготы или приостановить ее использование.
Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае, отказавшись от льготы по НДС, согласно п. 1 ст. 172 и п. 1 ст. 171 Налогового кодекса вы получите возможность принимать к вычету сумму «входного» НДС. Иногда это выгоднее самого освобождения от налога.
Основная особенность бухгалтерского учета благополучателя заключается в ведении отдельного счета по целевому финансированию деятельности (счет 86).
Таблица 2. Бухгалтерские проводки у благополучателя
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит |
Поступление благотворительных денежных взносов | 50,51 | |
В рамках благотворительной программы получены:
|
08
10 41 |
86 |
Получены услуги на безвозмездной основе (выполнены работы) | 20 (29, 44) | 86 |
Начисление благотворительных поступлений может учитываться через сч. 76 (по субсчетам благодарителей).
В дополнение: Оборотно-сальдовая ведомость по счету 76.
Поступление Благотворительной Помощи Проводки В Бюджетном Учреждении В 2022 Году
Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения при организации бухгалтерского учета руководствуются положениями:
— «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
Счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 134 Инструкции N 157н).
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не ставит использование счета 109 00 в зависимость от вида деятельности учреждения — данный счет обязательно должен использоваться, если учреждение оказывает какие-либо услуги, выполняет работы или производит готовую продукцию как в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 02.09.2022 N 02-07-10/51652), так и в деятельности по выполнению муниципального задания.
На основании п. 153 Инструкции N 174н расходы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, пожертвования, гранты, следует списывать в дебет счета 401 20. В рассматриваемой ситуации конкретные цели пожертвования не указаны жертвователями, поэтому учреждение вправе полученные пожертвования направить на свою уставную деятельность (п. 3 ст. 582 ГК РФ, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Однако поскольку в данном случае средства поступают в учреждение без встречного требования, связанного с необходимостью понести учреждением дополнительные расходы на предоставление услуг (работ, продукции) в интересах жертвователя, то учреждение не формирует себестоимость услуг (работ, готовой продукции). Соответственно, счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в отношении расходов, понесенных учреждением за счет полученных средств жертвователей, не применяется.
В рассматриваемой ситуации часть средств пожертвований будет использована как в рамках приносящей доход деятельности, так и при выполнении муниципального задания.
Если средства пожертвований расходуются в рамках приносящей доход деятельности, то для корректного формирования полной себестоимости платной услуги все затраты, связанные с оказанием этой услуги, следует аккумулировать на счете 2 109 60 000 (п. 60 Инструкции N 174н). Затем фактическая себестоимость платных услуг относится на уменьшение финансового результата текущего финансового года в рамках иной приносящей доход деятельности по дебету счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (абзац 2 п. 67 Инструкции N 174н).
Подобный подход позволит формировать достоверные данные по приносящей доход деятельности. Так, если за соответствующий период обороты по дебету счета 2 401 10 130 превысят кредитовые обороты, это будет свидетельствовать о несбалансированности структуры доходов и расходов при оказании платных услуг, приводящей к убыточности приносящей доход деятельности.
В ситуации, когда полученные в качестве пожертвования средства (КФО 2) учреждение направляет на расходы, связанные с другим видом деятельности (КФО 4), на сегодняшний день отсутствуют основания и корреспонденции для переноса и учета таких затрат в себестоимости услуги по выполнению задания (на счете 4 109 60 000). Поэтому при начислении расходов, связанных с выполнением муниципальной услуги, но осуществляемых за счет пожертвований, учреждению следует применять счет 2 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Пожертвования учреждению спорта
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что для целей исчисления налога на прибыль организаций поступившие пожертвования вправе не учитывать только некоммерческие организации при условии, что такие пожертвования получены и использованы на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями некоммерческой организации (письма Минфина РФ от 30.10.2022 № 03-03-06/3/77988, от 12.10.2022 № 03-03-06/3/73409).
Кроме того, согласно указанному пункту налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках целевых поступлений (то есть пожертвования), по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации (в составе налоговой декларации заполняется лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» (далее – отчет)). Суммы пожертвования указываются в отчете под кодом 140. При этом пожертвованные основные средства, нематериальные активы и другое имущество отражаются в отчете по рыночной стоимости.
Оформление и учет поступления благотворительной помощи бюджетному учреждению
Одним из способов поступления ТМЦ в бюджетное учреждение является безвозмездное получение от юрлиц, выступающих в роли жертвователей или благотворителей.
Мы рассказываем, как лучше оформить эту операцию юридически. Рассмотрим, как отразить безвозмездное получение в бухучете и какими положениями НК РФ нужно воспользоваться, чтобы не платить налоги. В соответствии со ст.26 закона 7-ФЗ, одним из источников формирования имущества некоммерческой организации могут являться добровольные безвозмездные имущественные взносы.
Для того, чтобы оформить благотворительную помощь бюджетному учреждению, лучше всего заключить договор пожертвования (ст.582 ГК РФ). Это частный случай дарения. Пожертвование – это дарение в общеполезных целях.
В кодексе указан перечень организаций, которые могут принимать пожертвования:
- воспитательные;
- медицинские;
- образовательные;
- социального обслуживания;
- научные;
- фонды;
- музеи;
- прочие.
Одной из форм пожертвований является благотворительность, но такого понятия в ГК РФ нет, она регулируется законом 135-ФЗ. Договор благотворительной помощи могут заключить только благотворительные организации, в 135-ФЗ определены цели, для которых такая помощь предоставляется. Жертвователями могут быть любые юрлица, на принятие пожертвования не нужно получать разрешение.
В договоре между юрлицами может быть оговорено (не обязательно) назначение использования полученного имущества. В этом случае учет всех операций с таким имуществом бюджетным учреждением должен вестись обособленно. Изменить назначение может жертвователь, если он ликвидирован, то нужно обращаться в суд.
Все положения о том, как оформить благотворительную помощь бюджетному учреждению, нужно прописать в Учетной политике. В соответствии с Инструкцией 157н, принятие объектов нефинансовых активов производится по решению постоянно действующей комиссии и оформляется актом.
В приказе 52н в приложении №5 говорится, что учреждение вправе применять акт по форме 0504101 при безвозмездной передаче ОС.
Удобно использовать для приема материальных ценностей (ОС и МЗ) приходный ордер по форме 0504207. Если бюджетное учреждение решит использовать эти бланки для приема пожертвований, в Учетной политике нужно будет подробно расписать заполнение всех граф. При поступлении благотворительная помощь бюджетному учреждению отражается в бухучете следующими проводками:
- дебет 2 101 хх 000, кредит 2 401 10 189 – при поступлении ОС;
- дебет 2 105 хх 000, кредит 2 401 10 189 – при поступлении МЗ.
Применяется КОСГУ 189 – расчеты по иным доходам.
Если спонсоры внесли деньги в кассу, то расчеты выполняются с использованием счета 205 89:
- дебет 2 201 34 000, кредит 2 205 89 000 – внесены деньги в кассу;
- дебет 2 205 89 000, кредит 2 401 10 189 – начислены доходы;
- дебет 2 210 03 000, кредит 2 201 34 000 – отправлены деньги на расчетный счет;
- дебет 2 201 11 000, кредит 2 210 03 000 – зачислены деньги на расчетный счет.
Подробнее о том, какие документы оформить при поступлении безвозмездных пожертвований, как их использовать и отражать в учете, смотрите в Благотворительная помощь бюджетному учреждению налогом на прибыль не облагается.
Несмотря на то, что безвозмездные поступления, согласно ст.
250 НК РФ, включаются в состав внереализационных доходов, пожертвования освобождаются от налога (п.2 ст.251 НК РФ). Благотворительная помощь бюджетному учреждению в 2022 году не подлежит налогообложению НДС. Согласно п.3 ст.39 НК РФ передача МЗ, ОС и прочего имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности не признается реализацией.
Справочник Бухгалтера
Иногда российские предприятия для обозначения своей социальной вовлеченности используют термин «социальные инвестиции».
Социальные инвестиции не противопоставляются коммерческим интересам компании, они дополняют и расширяют возможности предприятий по влиянию на местное сообщество и снижают возможный ущерб от основной деятельности. Получателями этих социальных инвестиций становятся, как правило, некоммерческие организации (общественные объединения, разного рода фонды, образовательные и медицинские учреждения, спортивные организации, учреждения культуры и искусства), которые решают проблемы местного уровня и непосредственно создают благоприятные условия для жизни людей в регионах присутствия компании.
Несмотря на название «социальные инвестиции», инвестиционный договор в этом случае не может быть заключен, так как он предполагает извлечение прибыли. Отношения между компанией и внешним окружением, на которое направлено социальное инвестирование, оформляются договором дарения или пожертвования.
Понятие договора пожертвования и его отличие от дарения Правовой статус пожертвования определяется статьей 582 ГК РФ.
В п. 1 данной статьи определяется, что пожертвование — это дарение вещи или права в общеполезных целях.
В свою очередь, дарение законодательство определяет как безвозмездную передачу или обещание передачи вещи или права или освобождение от обязанности (долга).
Пожертвование имущества юридическому лицу может быть, а не должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п.
3 ст. 582 ГК РФ). Пожертвование является частным случаем дарения, однако у них есть существенные различия (см. таблицу 1). Таблица 1. Сравнение договора пожертвования и договора дарения ДАРЕНИЕ (ст.
Может ли казенное учреждение оказывать благотворительную помощь (пожертвование)
Возможна другая ситуация, когда спонсор выделяет денежные средства на обновление материальной базы, приобретение спортивной формы, осуществление иных расходов, связанных с основной деятельностью учреждения физической культуры и спорта. За это спортивная школа обязуется выполнить определенные действия, направленные на распространение информации о спонсоре. Изобразим схематично отношения между учреждением физической культуры и спорта и спонсором.
————¬ Взносы, предоставление имущества ————¬
¦ Учреждени妦 +————————————————>¦ ¦
L———— Размещение информации о спонсоре L————
В действующем законодательстве определение термина «спонсорство» отсутствует. Вместе с тем определения понятий «спонсор» и «спонсорская реклама» приведены в Законе о рекламе .
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
К сведению. Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
Отметим, в качестве спонсора может выступать исключительно лицо, а не товар (работа, услуга). При этом лицо должно быть определено в рекламе именно в качестве спонсора, то есть данное указание является обязательным для учреждения. При указании в рекламе на то, что спонсором является тот или иной товар, товарный знак, данная реклама не будет подпадать под понятие спонсорской рекламы (Письмо ФАС России от 09.08.2006 N АК/13075).
К сведению. Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Исходя из приведенных понятий, можно сделать вывод, что спонсорство — это взаимоотношения между спонсором и спонсируемым лицом (в статье — учреждение), которые в данном случае выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя. Но вот вопрос: носят данные отношения возмездный характер или стороны исполняют обязательства по договору добровольно, не требуя ничего взамен от партнера?
Если исходить из сути взаимоотношений учреждения и спонсора, то можно утверждать, что договор между ними является возмездным. В пользу этого говорит не только Закон о рекламе, которым предусмотрено такое понятие, как спонсорская реклама, но и положения гражданского законодательства. В частности, согласно п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, признается возмездным. Приведенные аргументы являются косвенными и не дают достаточных оснований считать отношения между учреждением и спонсором возмездными. Это можно было бы сделать исходя из прямых аргументов, но таких нет, как нет и формы спонсорского договора. Поэтому сторонам приходится выбирать из наиболее близких договоров — возмездного оказания услуг или дарения (пожертвования). В пользу первой разновидности договора мы привели аргументы, скажем несколько слов о втором типе оформления отношений.
Как показывает практика, учреждения физической культуры и спорта могут получать спонсорские взносы безвозмездно на ведение уставной деятельности (то есть не предусмотрено встречное обязательство получающей средства стороны по распространению рекламы о спонсоре). Тогда это уже, можно сказать, не спонсорская, а благотворительная помощь, которая относится к целевым поступлениям, а не к коммерческим доходам. Для того чтобы благотворительную помощь бухгалтер по ошибке не учел как спонсорские взносы, нужно внимательно ознакомиться с текстом договора о спонсорстве и правильно определить сущность договорных отношений, так как это влияет как на учет, так и на налогообложение. Может выясниться, что отношения между учреждением и спонсором не оформлены письменным договором, тогда сторонам следует обменяться иными документами с указанием цели оказываемой помощи.
Мы будем исходить из того, что спонсорские взносы (вклады) — это не благотворительные пожертвования, а поступления за оказание учреждением услуг по рекламе коммерческой организации — спонсора. Приведем мнение Минфина и судебные решения в пользу данной позиции.
В частности, в Письме Минфина России от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72 отмечено, что спонсорский взнос не является благотворительным пожертвованием, носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Аналогичное мнение высказывают отдельные судебные инстанции.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 N 09АП-8442/2009-ГК указано, что исходя из условий заключенного сторонами договора и ст. 3 Закона о рекламе спонсорство носит возмездный характер. Критерий признания помощи спонсорской — предоставление средств для определенных мероприятий. Таким образом, договор о спонсорстве мероприятия имеет правовую природу договора возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить их. Спонсорский взнос является платой за рекламу со всеми вытекающими отсюда последствиями как для самого спонсора, так и для лица, получающего спонсорскую помощь, о чем сказано уже в другом судебном решении — Постановлении ФАС МО от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08.
Учет пожертвований в учреждениях бюджетной сферы. Правила для бухгалтеров
Вопрос: на лицевой счет автономного учреждения поступили пожертвованные денежные средства. Подскажите, как отразить их в учете?
Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.
В Письме от 21.03.2019 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».
Для учета пожертвований применяйте КФО 2.
На основании пп. 39, 40 СГС «Доходы» безвозмездные поступления денежных средств признаются в бухгалтерском учете:
- Полученные без условий — в качестве доходов текущего отчетного периода.
- Полученные на условиях — в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений.
- без условий:
Проводка | Что означает |
---|---|
Дт 2 205 5Х 56Х Кт 2 401 10 15Х | в сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора |
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 10 16Х | в сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора |
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Х | пожертвования поступили на счет учреждения |
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Х | пожертвования поступили в кассу учреждения |
Бухгалтерам следует также обратить внимание на создание резервов, и не только по оплате отпусков. Так, например, пунктом 302.1 Инструкции № 157н в учетной политике учреждения предусмотрены резервы предстоящих расходов. Однако следует помнить, что учреждение само решает, создавать резервы или нет. А также определяет их виды. Свое решение оно фиксирует в учетной политике согласно п. 302.1 Инструкции №157н.
Пока Минфин не привел методику расчета величины чистых активов (ЧА) в государственном секторе. Поэтому сегодня бюджетные и автономные учреждения могут рассчитать величину своих чистых активов, ориентируясь на порядок определения их стоимости как для коммерческих организаций (приказ Минфина РФ от 28.08.2021г. №84н). Этот приказ распространяется на АО, ООО, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства, организаторов азартных игр. Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета (п. 7 порядка 84н). При этом активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, которую отражают в бухгалтерском балансе (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин), исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса. Аналогичное требование есть и в СГС «Представление отчетности» (п. 32). Где сказано, что показатели чистых активов учреждения раскрываются в нетто-оценке, т.е. за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и по сомнительным долгам.
Порядок учета обязательств получателя бюджетных средств на 500-х счетах (в качестве бюджетных и денежных обязательств) прямо установлен п. 140-141 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2021 г. № 162н (далее – Инструкция №№ 162н). Так, в частности, бюджетные обязательства по уплате страховых взносов, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, отражаются на счетах санкционирования расходов в сумме денежных обязательств, то есть в сумме начисленных платежей.
Таким образом, в случае превышения сумм выплаченных пособий над суммой начисленных страховых взносов в бюджетном учете денежные обязательства отражаются в сумме фактически исполненных денежных обязательств (в пределах доведенных ЛБО) без корректировки показателя принятых бюджетных обязательств.