Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 217 ТК РФ. Система управления охраной труда (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После внедрения СУОТ работа только начинается. Чтобы достичь поставленных целей, систему нужно непрерывно совершенствовать. Для этого результаты СУОТ и ее эффективность нужно регулярно оценивать. На предприятии разрабатывают план внутренних проверок, назначают сотрудников, которые будут отвечать за контроль. Кроме того, следует создать форму отчетности по результатам проверок.
Этапы разработки политики в области охраны труда
Условно создание политики по охране труда можно разбить на несколько этапов:
1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации
Анализ включает в себя проверку соответствия вопросов охраны труда требованиям законодательства и оценка опасности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности на каждом из этих этапов.
На практике, чтобы провести предварительный анализ, работодатель и специалист по охране труда проводят собрание работников, на котором обсуждаются, какие вопросы охраны труда будут включаться в политику. По результаты собрания обязательно оформляется протокол.
Полученные результаты будут отправной точкой, с которой будут сравниваться итоги реализации будущей политики.
2) Непосредственная концепция охраны труда
На основании результатов анализа разрабатывают политику, направленную на улучшение и совершенствование текущего состояния охраны труда. Именно ее положения определяют дальнейший вектор развития организации в данном направлении.
3) Цели
Конечным итогом реализации политики в области охраны труда, является постановка определенных целей и сроки достижения этих целей.
4) Достижение целей
В политике необходимо подробно изложить механизм достижения намеченных целей, а также правильно распределить обязанности и ответственность “на пути к цели”.
Оценкой эффективности реализации политики будет являться сравнительный анализ с той самой “отправной точкой”, то есть первичным анализом состояния охраны труда.
Как сделать СУОТ эффективной?
Собранные результаты передают на анализ руководству. Анализ должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволит объективно оценить систему. Результаты анализа нужно документировать. Потом их используют для внесения изменений в политику, цели и задачи по охране труда.
Невозможно сделать СУОТ эффективной, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками в рамках комитетов по охране труда или, например, коллективного договора. У работников и их представителей должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда на предприятии путем прямого участия и согласования.
Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена. Это предполагает участие всех сотрудников предприятия в охране труда. Если СУОТ управляет лишь руководство, эта система потеряет свою ориентацию и провалится.
Чтобы совместные комитеты по охране труда и аналогичные механизмы взаимодействия были эффективными, нужно:
- информировать работников о принципах СУОТ;
- привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;
- актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.
Шаг 3. СОУТ, СИЗ, медосмотры
Если производственные факторы на рабочих местах еще не оценили, начните процедуру по проведению специальной оценки условий труда. Ее проводят эксперты независимой аккредитованной организации, с которой работодатель заключает договор. Непосредственно в компании за организацию СОУТ отвечает комиссия, которую утверждают приказом по предприятию. Эксперты лаборатории делают исследования на рабочих местах предприятия и готовят отчет с рекомендациями для работодателя. Отчет отображает, какие вредные и опасные факторы присутствуют на рабочих местах организации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ).
Если СОУТ провели до вашего прихода в организацию, ознакомьтесь с результатами и используйте их в работе. Проверьте, нет ли необходимости провести внеплановую спецоценку из-за введения новых рабочих мест или по другим причинам из статьи 17 Закона № 426-ФЗ.
Предварительные и периодические медосмотры проводите на основании перечней вредных и опасных производственных факторов и видов работ (Перечни, утв. приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н; далее — Приказ № 302н). Вредные и опасные факторы на рабочем месте устанавливают по результатам спецоценки.
Если результатов СОУТ пока нет, можно определить производственные факторы с помощью эксплуатационной, технологической и другой документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют в организации при производственной деятельности.
Также проверьте, как на предприятии организовали работу со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).
Если в компании есть работы с вредными или опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно контролируйте работу со средствами индивидуальной защиты в организации. Для этого в положении о СУОТ между должностными лицами организации распределите обязанности по закупке, хранению, выдаче и уходу за СИЗ.
Проведите в первое полугодие своей работы медосмотр, обучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями. Также периодически проверяйте, чтобы работников обеспечивали СИЗ в полном объеме.
Этапы разработки политики в области охраны труда
Условно создание политики по охране труда можно разбить на несколько этапов:
1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации
Анализ включает в себя проверку соответствия вопросов охраны труда требованиям законодательства и оценка опасности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности на каждом из этих этапов.
На практике, чтобы провести предварительный анализ, работодатель и специалист по охране труда проводят собрание работников, на котором обсуждаются, какие вопросы охраны труда будут включаться в политику. По результаты собрания обязательно оформляется протокол.
Полученные результаты будут отправной точкой, с которой будут сравниваться итоги реализации будущей политики.
2) Непосредственная концепция охраны труда
На основании результатов анализа разрабатывают политику, направленную на улучшение и совершенствование текущего состояния охраны труда. Именно ее положения определяют дальнейший вектор развития организации в данном направлении.
3) Цели
Конечным итогом реализации политики в области охраны труда, является постановка определенных целей и сроки достижения этих целей.
4) Достижение целей
В политике необходимо подробно изложить механизм достижения намеченных целей, а также правильно распределить обязанности и ответственность “на пути к цели”.
Оценкой эффективности реализации политики будет являться сравнительный анализ с той самой “отправной точкой”, то есть первичным анализом состояния охраны труда.
Что должно отражаться в политике по охране труда?
В политике отражаются:
а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;
б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;
г) порядок совершенствования функционирования системы управления ОТ.
Все это выполняется благодаря контролю и качественному проведению мероприятий по охране труда работодателем. Однако реализует он это все не в одиночку, а посредством механизмов, которыми он располагает в рамках организации. Именно разработка политики является руководством по работе этими механизмами.
Какие ключевые принципы и цели должна преследовать политика организации в области охраны труда
4.1. Политика в области охраны труда
4.1.1. Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:
а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;
б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;
в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;
г) анализироваться для постоянной пригодности;
д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.
(пп. 4.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1.2. Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;
б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
(пп. 4.1.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1.3. Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.
Как при этом меняется роль специалиста по охране труда?
Кардинально. Сегодня это должен быть специалист нового уровня, обладающий непривычными для обычного специалиста по ОТ навыками, совершенно новыми знаниями.
Очевидно, что теперь он должен разбираться в управлении профессиональными рисками. Уметь идентифицировать опасности, оценить эти риски и разрабатывать мероприятия, которые наиболее экономично приведут к наилучшему эффекту. В первую очередь, должны устраняться те риски, которые причиняют вред жизни и здоровью в наиболее тяжелом и массовом масштабе. Часто они связаны с финансовыми вопросами и решаются также за счет правильного перераспределения финансов. Поэтому очень важно, чтобы специалист по ОТ ориентировался в вопросах бюджетирования (разбирался в бюджете организации). Он должен разбираться в финансах, бухучете.
Новые вызовы, связанные с пандемией Covid-19, диктуют новые подходы для развития отрасли охраны труда и повышенные требования к компетенции самих специалистов по ОТ. Прежде всего, это необходимость освоения и внедрения цифровых технологий: дистанционное ознакомление с различными документами, проведение инструктажей, показ обучающих видео и т.д. Главное при этом – соблюсти баланс удобства и качества: чтобы это было комфортно как для работодателя, так и для работника, а качество мероприятий – медицинских, обучающих, организационных – при этом не пострадало.
Как разрабатывается на предприятии – основные направления
Разработкой такого материала в организации, как правило, занимается специалист по охране труда или начальник такого штатного подразделения. Создание концепции должно происходить с учетом опыта смежных отраслевых компаний, в обязательном порядке учитываются нормативные государственные элементы. В заявление включаются положения о сотрудничестве с государственными органами, приоритете прав и свобод граждан при реализации своей трудовой деятельности.
Важно! Разработка ведется с учетом правил, стандартов и ГОСТ по документообороту и делопроизводству. Концепция выпускается в виде локального документа и подписывается руководителем организации. Свою юридическую силу она распространяет на всех сотрудников без исключения, и управлять должна лишь в рамках своей компетенции.
Направления государственной политики в области охраны труда
Обязанности работника в области охраны труда
Законодательство определяет несколько основных направлений в области защиты прав граждан в трудовых отношениях, которые исполняет государство:
- издание единого комплекса нормативных актов, которые имеют одинаковую концепцию по защите граждан, их здоровья и имущества от негативных проявлений рабочего процесса. Такие акты не должны противоречить друг другу, а также нарушать общепринятые требования в области обеспечения должного контроля трудовой деятельности;
- обозначение приоритета прав и свобод граждан при реализации ими своей трудовой функции, повышение эффективности деятельности как государственных надзорных служб в этой сфере, так и подразделений самих компаний;
- осуществление межведомственной координации, а также связи государственных контрольных учреждений с подразделениями компаний в случае возникновения нештатной ситуации либо при проведении проверочных акций.
Существуют различные мнения по поводу включения в состав должностных обязанностей специалиста по охране труда обязанностей по пожарной безопасности, электробезопасности, работы по экологии. Теоретически, каждое из этих направлений отдельная сфера деятельности, требующая специальных знаний и квалификации. Однако, на практике, в связи с оптимизацией расходов, кризисными явлениями в экономике, особенностями производственной деятельности компании, тем не менее, работа по перечисленным выше направлениям также возложена на специалиста (отдел) по охране труда.
Документооборот по охране труда может содержать специфические положения, приказы, инструкции в зависимости от особенностей производственной деятельности компании, речь идет о работе с грузоподъемными кранами, тепловыми энергоустановками, котлами, сосудами под давлением, химическими веществами и так далее.
Отдельным направлением по охране труда является деятельность по безопасному проведению работ подрядчиками, для них также разрабатывают инструкции, правила и требования включают в текст договора на выполнение работ, оказание услуг. Существует система выдачи нарядов-допусков для производства огневых, сварочных работ, работ повышенной опасности. Особое место в системе документооборота по охране труда занимает работа по антитеррористической защите, документы по ГО и ЧС.
Таким образом, документооборот по охране труда является сложноорганизованной системой, полный перечень документов всегда будет отличаться в зависимости от особенностей производственной деятельности различных компаний. Корпоративные документы по охране труда закрепляют нормы и правила охраны труда, обязательные для всех работников компании, фиксируют сложившиеся на определенный момент времени события, факты по охране труда.
Обязательна ли в организации Политика по охране труда?
13 мая 2020
Обязательна ли в организации
Политика по охране труда?
Политика должна быть, это составная часть Положения о СУОТ. В проверочном листе № 31 указано, что инспектор ГИТ должен проверить ее наличие. А вот отдельно утверждать Политику или нет, решает сам работодатель. (СУОТ – система управления охраной труда!)
Обоснование Роструд в письме от 06.07.2018 № 224-11-2 сообщил, что раздел «Политика работодателя в области охраны труда» является частью Положения о СУОТ и может не утверждаться отдельным документом на основании пункта 8 Типового положения, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. В форму проверочного листа № 31 по созданию и функционированию системы управления охраной труда включили требование как о наличии у работодателя Положения о СУОТ, которое утверждается приказом работодателя, так и о наличии Политики в области охраны труда. Учитывая мнение Роструда, достаточно разработать и утвердить Положение о СУОТ, которое будет включать раздел «Политика в области охраны труда».
Включите в Положение о системе управления охраной труда раздел «Политика в области охраны труда».
Политика организации в области охраны труда — это основные принципы, с помощью которых работодатель обеспечивает безопасность своих сотрудников. Для формирования общих положений этого раздела можно, например, использовать ГОСТ 12.0.230–2007 и ГОСТ Р 12.0.007–2009.
Работодатель декларирует в Положении о СУОТ свои добровольные намерения в области охраны труда, указывает, каким образом он гарантирует выполнение своих обязательств. Например, в Положении о СУОТ нужно записать, что Политика по охране труда направлена на непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ. Это общее направление, которого обещает придерживаться работодатель. Подробнее о совершенствовании СУОТ напишите в разделе о планировании действий по совершенствованию системы.
Политика в области охраны труда в организации
Разработка концепции (политики) охраны труда в организации
-
6.1. Предварительный анализ состояния охраны труда в организации
-
Разработку или совершенствование системы управления безопасностью труда начинают с анализа законодательства и правил по охране и безопасности труда, на основании которого определяют требования, распространяющиеся на организацию. Результаты этого анализа позволяют работодателю оценивать свои возможности и определять концепцию (политику) охраны труда в организации, а также требования к своим поставщикам и подрядчикам.
-
Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с руководителем организации или иным уполномоченным им лицом и профсоюзной организацией.
-
При принятии решения об организации работ по разработке (совершенствованию) системы управления охраной труда распорядительным документом организации формируют рабочую группу и назначают администратора системы (руководителя рабочей группы). В рабочую группу целесообразно привлекать работников различных подразделений и представителей профсоюзных организаций.
Для обеспечения эффективной работы членов рабочей группы следует проводить их обучение в области управления охраной труда.
-
Организация работы рабочей группы предусматривает:
разработку подробного плана действий и форм регистрации выполнения мероприятий с указанием ответственных лиц. Информация по выполнению мероприятий может быть представлена в виде настенных стендов, записей или другим наглядным способом. Примерная форма плана действий приведена в приложении Б;
определение методов оценки результативности внедрения. Например, данные о выполнении мероприятий (принятие концепции или программы подготовки);
установление формы обмена информацией между членами рабочей группы, периодичности ее обновления, а также составление перечня всех документов и записей;
организацию встреч руководителей организации с работниками и представителями профсоюзных организаций с целью обсуждения возможностей улучшения деятельности в области охраны, а также определения их ожидаемой роли в развитии и внедрении системы управления.
-
Для определения цели, ожидаемого результата и выбора способа достижения целей рабочая группа по созданию системы управления охраной труда проводит предварительный анализ деятельности по охране труда в организации, в процессе которого определяют:
КОНЦЕПЦИЯ (ПОЛИТИКА) в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности
Настоящий документ разработан в соответствие с Межгосударственным стандартом «Системы управления охраной труда. Общие требования» ГОСТ 12.0.230-2007 и Национальным стандартом РФ «Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» ГОСТ Р 12.0.007-2009, является элементом Системы управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью (далее СУОТ, П и ПБ) ООО «ХХХ» и учитывает специфику и хозяйственные цели организации. |
Минтруд России разъяснил вопросы декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и обучения по охране труда
Минтруд России дал разъяснения по вопросам декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и обучения по охране труда. В письме Минтруда России от 19.10.2016 № 15-1/В-3425 отмечено, что:
- в случае признания условий труда на рабочих местах по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оптимальными или допустимыми, и указания в строке 040 карты специальной оценки условий труда обязанности работников, занятых на этих рабочих местах, проходить предварительный и периодический медицинский осмотр, декларации в отношении этих рабочих мест могут быть оформлены, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
- программы обучения по охране труда должны разрабатываться и утверждаться аккредитованными обучающими организациями.