Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 2021 году не попасть под выездную налоговую проверку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:
- плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
- внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.
В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:
- тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
- комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.
Относят к ним следующее:
- Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.
Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
- Некорректные суммы вычетов.
Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».
- Низкий уровень заработной платы.
Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.
- Убыточность компании, длящаяся два года и более.
Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.
- Высокий темп роста расходов.
Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.
- Высокие налоговые риски.
Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.
- Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.
Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С
Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».
Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Что будет, если обнаружатся нарушения, не относящиеся к предмету проверки
В ходе выездной налоговой проверки могут обнаружиться нарушения, которые к предмету налоговых мероприятий не относятся. Имейте в виду, что имеют место различные межведомственные соглашения и в случае обнаружения нарушений, ФНС обязана сообщить о них в соответствующие территориальные органы или центральные аппараты таких ведомств.
Кстати! В 2022 году внесли поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ). Если раньше за уклонение от уплаты налогов на организацию или ИП могли возбудить уголовное дело по статьям 198-199.2 УК после поступления заявления о таком нарушении из любых источников, вынесения прокурором постановления об отправке материалов для расследования или явки с повинной, теперь дело возбудят лишь после того как материалы в МВД отправит ФНС.
Кто рискует попасть под ВНП?
В план проведения выездной проверки попадают ИП и организации, отвечающие определенным признакам. Перечень критериев, по которым ИФНС может включить организацию (ИП) в план проверок, установлен Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Всего в нем 12 пунктов:
- Налоговая нагрузка — ниже среднего уровня по отрасли (виду деятельности)
Узнать среднеотраслевые значения, на который ориентируется ИФНС, можно из Приложения № 3 к Приказу № ММ-3-06/333@.
- Отражение в отчетности убытков в течение нескольких лет
Отсутствие прибыли или, хуже того, убытки, отраженные в отчетности в течение двух и более лет, однозначно привлечет внимание ИФНС. Если это произошло, руководителя организации (ИП) вначале пригласят на «убыточную комиссию» (комиссию по легализации налоговой базы). Если объяснения руководителя членов комиссии не устроят, с большей долей вероятности организацию включат в план проведения ВНП.
- Отражение в декларации по НДС значительных сумм налоговых вычетов
Если отношение НДС, подлежащего вычету, к сумме налога, подлежащему уплате, составит более 89%, вас вначале пригласят на комиссию по легализации налоговой базы. Затем, если ваши аргументы не устроят налоговиков, в отношении фирмы может быть назначена ВНП.
- Опережающий тем роста расходов над доходами
Если расходы (по сравнению с предыдущим периодом) в 2 и более раза превысили доходы от реализации.
- Слишком низкая зарплата у сотрудников или директора
Если заработная плата, выплачиваемая сотрудникам, ниже средней по отрасли.
- Показатели деятельности, позволяющие применять спецрежим, периодически приближаются к предельным значениям
Рискованным будет приближение к предельному значению (менее 5%) 2 и более раза за год. Например, ИП на ЕНВД в течение года открыл два магазина с площадью торгового зала более 142,5 кв. м. Или численность сотрудников организации на УСН несколько раз за год превышала 95 человек.
- Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенного к сумме дохода
По данному критерию оцениваются ИП на ОСНО, уплачивающие НДФЛ. Для них риск включения в план ВНП возникает, если доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов превышает 83%.
Если ИП заявляет вычет в размере более 95% от суммы полученного за год дохода, его могут пригласить на «убыточную» комиссию для дачи пояснений (Письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
- Заключение большого количества договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками
Чем больше посредников будет в сделке (контрагентов 3-4-5 звена), тем больше вопросов это вызовет у сотрудников налогового органа. Эти сделки ИФНС признает экономически нецелесообразными.
- Игнорирование требований ИФНС о предоставлении необходимых документов (пояснений)
Если в ходе камералки проверяющий обнаружит расхождение в данных, указанных в декларации, с данными ИФНС, он может запросить у вас пояснения. Если пояснений не будет — есть риск попасть под ВНП.
- Неоднократная смена юридического адреса, сопровождаемая переходом в другую ИФНС («миграция» налогоплательщика)
Организация рискует попасть в план ВНП, если с момента регистрации сменила юридический адрес два и более раза. Основное значение имеет факт перехода в другую ИФНС. Если компания меняет адрес в пределах одной инспекции — риска назначения ВНП нет.
- Существенное отклонение уровня рентабельности от среднеотраслевого значения для данного вида деятельности
Значительным является отклонение на 10% и более.
Расчет рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) и активов организация по видам деятельности приведен в Приложении № 4 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@.
- Ведение деятельности с высоким налоговым риском
К ведению деятельности с высоким налоговым риском относится, например, применение схем минимизации налогообложения. Основные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском приведены в Приложении № 5 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@.
Перечисленный выше список критериев — не закрытый. Один из основных рисков — это заключение сделок с сомнительными контрагентами («фирмами-однодневками»). О том, как сегодня ФНС распознает фирмы-однодневки, она рассказала в Письме от 15.04.2022 № 03-01-11/26624.
Наиболее частые нарушения, выявленные в ходе ВНП
Вид налога |
Нарушения, выявленные в ходе ВНП |
Налог на прибыль организаций | Занижение налоговой базы при применении схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимых лиц |
Завышение расходов путем заключения сделок с фирмами-однодневками | |
Неправомерное отнесение отдельных затрат к косвенным расходам (при возможности их отнесения к прямым) | |
Занижение базы из-за неполного отражения в учете доходов от реализации | |
Занижение внереализационных доходов из-за нецелевого использования денежных средств | |
Завышение расходов на сумму убытка, полученного от реализации основного средства | |
НДС | Включение в состав вычетов сумм НДС по сделкам с фирмами-однодневками |
Принятие к вычету НДС при отсутствии подтверждающих первичных документов или на основании счетов-фактур, содержащих недостоверные данные | |
Занижение налоговой базы при применении схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимых лиц | |
Занижение базы в результате неправомерного применения льготы | |
Занижение базы на стоимость безвозмездно переданного имущества | |
Занижение базы на сумму оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) | |
Невключение в базу строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления | |
Невосстановление НДС, принятого к вычету, при переходе на УСН, ЕНВД и ПСН | |
Неправомерное применение пониженной налоговой ставки 10% при реализации изделий медицинского назначения, не входящих в перечень кодов медицинских товаров | |
Необоснованное применение нулевой ставки по реализации товаров на экспорт | |
Неправомерное заявление вычетов за пределами трехлетнего срока с момента окончания налогового периода, в котором возникло право на их применение | |
НДФЛ | Занижение базы в результате неисчисления налога с дохода, полученного в натуральной форме |
УСН | Изменение объекта налогообложения по УСН в течение года |
Уменьшение авансов и налога на страховые взносы, уплаченные в другом периоде | |
Включение в состав расходов затрат, не поименованных в п. 1 ст. 346.15 НК РФ | |
Применение УСН организациями:
|
|
Неуплата по итогам года минимального налога (для организаций и ИП на УСН 15%) | |
ЕНВД | Применение ЕНВД по работам и услугам не подпадающим под этот режим налогообложения |
Применение ЕНВД при осуществлении деятельности на площади торгового зала более 150 кв. м. путем формального деления площадей между взаимозависимыми лицами | |
Уменьшение налога на страховые взносы более чем на 50% (для ИП и организаций с сотрудниками) | |
ПСН | Несоответствие осуществляемого вида деятельности выданному патенту |
ЕСХН | Применение режима при уровне доходов от реализации сельхозпродукции менее 70% от общего объема доходов |
Страховые взносы | Применение пониженных тарифов |
Нарушение порядка исчисления и уплаты страховых взносов |
Жалобы не являются основанием для проверок, но могут привлечь внимание налоговой
Некоторые компании по разным причинам сталкиваются с угрозами или шантажом со стороны контрагентов, конкурентов и других лиц. Суть угрозы заключается в том, что они напишут жалобу в налоговую инспекцию, так как налогоплательщик нарушает налоговое законодательство.
Распространено мнение о том, что такая жалоба станет поводом для налоговой проверки. На самом же деле, оно ложное (Письмо ФНС России от 10.09.2021 № СД-4-2/12900@). Однако жалоба может послужить основанием для вызова руководителя компании на беседу.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Л. написала заявление в налоговую о проверке компании, в которой учредителем и директором является ее бывший супруг. Налоговая инспекция отреагировала на ее заявление и направила в адрес компании требование о необходимости явиться для дачи пояснений с ссылкой на подп. 4 п. 1 ст.31 НК РФ. В беседе бывший супруг заявителя дал необходимые пояснения о финансово-хозяйственной деятельности компании. Оснований для налоговой проверки инспекторы не нашли.
Безусловно, по возможности конфликтные ситуации лучше решать мирно, так как они могут создать дополнительные проблемы. Однако если конфликт погасить не удается — не стоит поддаваться угрозам только из-за налоговых рисков. Нет оснований думать, что жалоба обязательно повлечет проверку.
Как узнать о плановых проверках
Практически любое государственное ведомство уполномочено на проведение проверок организаций в части специфики своей деятельности. Даты всех контрольно-ревизионных мероприятий назначаются заранее.
Для удобства пользователей сводный план проверок на 2022 год представлен на сайте Генеральной прокуратуры РФ в виде специального электронного сервиса. Интернет-ресурс позволяет получить информацию о предстоящей ревизии, ее сроках, формах и предмете проверки, а также о ведомстве, исполняющем контрольную функцию.
Приостановка выездной проверки
ИФНС может приостановить проведение только выездной проверки. Камеральной данная мера не касается. При этом налоговая служба полагает, что отмена надзорных мероприятий нецелесообразна (письмо ведомства № ЕД-18-2/882@ от 15.04.2022). Подобные отмены, по мнению ФНС, негативно влияют на бюджет РФ, не выгодны налогоплательщикам, так как создают определенные трудности, в том числе в части получения компенсации сумм НДС (акциза).
Приостановка используется для того, чтобы получить дополнительные материалы (которые отсутствуют). Согласно п. 9 ст. 89 НК выездную проверку приостанавливают, если нужно:
- назначить, организовать, провести экспертизу (ст. 95 НК);
- истребовать у контрагента (иных лиц) документы, которые относятся к деятельности проверяемого лица (ст. 93.1 НК);
- перевести иноязычные документы на русский (применительно ко ст. 97 НК);
- получить сведения от зарубежных госструктур (например, чтобы предупредить двойное налогообложение).
Что и в какие сроки должна делать налоговая после окончания выездной проверки
После окончания проверки проводятся другие мероприятия, и для каждого из них Налоговый кодекс прописал сроки:
- после составления справки об окончании проверки инспекция анализирует собранную во время проверки информацию и составляет акт выездной проверки. На это у налоговой есть до 2-х месяцев;
- вручение акта налогоплательщику — до 5 рабочих дней;
- вынесение решения по проверке — до 10 рабочих дней;
- допмероприятия налогового контроля — 1 месяц;
- направление требования об уплате налога со дня выявления недоимки — 3 месяца;
- направление требования об уплате налога по результатам проверки (то есть, после вынесения решения по ней) — 20 рабочих дней.