Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ксенон в 2023 году: штраф или лишение прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы быть уверенным в своей правоте и обезопасить себя от штрафа или лишения ВУ, водителю лучше подготовиться к возможной встрече с инспектором заранее. Для этого надо определить легальным или нелегальным ксеноном оснащены фары автомобиля. Если в фарах установлены несоответствующие лампочки, лучше их демонтировать. Приведем таблицу отличий законного и кустарного ксенона в 2023 году.
Отличие штатного ксенона от нештатного
По ГОСТу | Вне закона |
На фаре есть указание на совместимость фары и лампы. В маркировке есть буква D. | Буква D на фаре отсутствует. |
Наличие специального омывателя фар. | Отсутствие омывателя. |
Имеется встроенный автоматический корректор силы и направленности освещения. | Электрический ручной корректор. |
Свет фар всегда направлен на дорогу, отлично ее освещает и не слепит встречных водителей. | Свет рассеивается и преломляется хаотично, освещая все вокруг, и в меньшей степени саму дорогу. Водители попутных авто ослепляются. |
Какие лампочки обеспечивают лучшую видимость?
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Сторонники ксеноновых лампочек ссылаются на то, что при их использовании фары светят сильнее и дорогу видно лучше. На самом деле с этим нельзя поспорить, поскольку свет ксеноновых фар действительно ярче. Но вот улучшают ли такие лампочки видимость?
Видимость дороги зависит не только от лампочек, но и от устройства самой фары, а именно, отражающих элементов в ней.
Обратите внимание, что фара разрабатывается исключительно для определенного типа лампочек. Можно сказать, что сначала выбирают лампочки, а уж потом под них подстраивают отражающие элементы фары.
Свет ксеноновых и галогенных лампочек сильно различается, поэтому нетрудно догадаться, что использование ксеноновых лампочек в фарах, не предназначенных для этого, ухудшает характеристики фар.
В каких законах говорится о световых приборах авто
Утверждая, что штраф и лишение документов, разрешающих управление ТС, являются незаконными, многие водители ссылаются на отсутствие упоминания ксенона в действующем законодательстве. И действительно, если разобраться, то ни в ПДД, ни в КоАП об этом ничего не написано.
В ГИБДД было принято соответствующее разъяснение по спорному вопросу, и как нетрудно догадаться, далеко не в пользу любителей ярких ксеноновых фар.
Согласно этому разъяснительному документу, принятому еще в 2010 году запрещена езда не только со световыми приборами, несоответствующими ПТС и Правилам ЕЭК ООН, но и лампами и светоотражателями красного цвета. Во всех этих случаях водителю вменяется часть 3 ст. 12.15 с предусмотренным в этом документе наказанием от 6 до 12 месяцев. Это значит, что ставить ксенон можно только на авто, которое изначально поставлялось в такой штатной комплектации.
Штрафуют ли за ксенон владельцев иномарок?
Как уже было сказано, сам по себе ксенон в фарах не запрещен. Нарушением считаются только те случаи, когда тип ламп не соответствует маркировке рассеивателей. Чаще всего за установку ксенона наказывают водителей отечественных автомобилей, потому что инспекторы знают, что на российских автомобилях ксенон с завода не устанавливается. Также особое внимание инспекторы могут уделять дешевым иномаркам с ксеноновыми фарами. В таком случае они будут проверять маркировку на линзах: ксенон разрешено устанавливать в рассеиватели, относящиеся к типу DC, DR или DCR. Помимо этого, для установки ксенона фара должна иметь корректор угла наклона и омыватель. Владельцев дорогих иномарок за ксенон останавливать, конечно, не будут. Хотя во время техосмотра нарушение, если оно есть, скорее всего, обнаружат.
Какие меры ответственности налагаются при наличии ксенона?
Основанием для лишения прав за данное нарушение выступают разъяснения, которые были опубликованы еще в 2010 году и с того времени не претерпевали никаких существенных изменений.
Таким образом, водители, которые интересуются возможностью установки на свое транспортное средство ксенона, должны помнить, что при обнаружении факта данного нарушения сотрудником службы ГИБДД составляется протокол на основе нарушения ст. 2.5 ч.3 КоАП с дальнейшим лишением гражданина, находящегося за рулем автомобиля, водительских прав на срок полгода или год. В качестве основания принимается факт того, что им были установлены световые приспособления, режим работы которых не подчиняется установленным правилам, вследствие чего транспортное средство не должно было быть допущено к эксплуатации.
Что можно менять, а что нельзя
Поменять одну или несколько оригинальных деталей автомобиля на продукцию стороннего производителя хотели бы многие. Спортивный обвес, форсированный двигатель, ксеноновые фары – мечта почти каждого водителя. Ладно, не каждого, но любителей тюнинга в России все еще очень много (и почему-то почти все они владельцы отечественных автомобилей).
Но многим достаточно небольших изменений – что-то улучшить в салоне авто, сделать тонировку стекол, установить более яркие фары. Но почти всегда такие изменения вызовут интерес у первого же инспектора ГИБДД.
Вообще, все изменения в конструкции автомобиля можно разделить на три условные группы:
- доработки, которые разрешены и которые не нужно регистрировать;
- разрешенные доработки, которые нужно зарегистрировать в ГИБДД;
- запрещенные модификации.
Достаточно много изменений в конструкции автомобиля не нуждаются в регистрации. Это:
- колесные диски разрешенного производителем размера;
- сертифицированные производителем топливные баки;
- внешние модификации, которые устанавливаются фирмой, аккредитованной производителем;
- установленное с завода газобалонное оборудование;
- допустимая тонировка стекол (об этом дальше).
Простыми словами, это все то, что разрешает производитель для конкретной модели автомобиля. Еще разрешено устанавливать детали, которые производитель ставит на эту же модель авто (например, в более дорогой комплектации).
Это касается даже двигателей – если установить точно такую же модель силового агрегата (чтобы совпадали объем, мощность и экологический класс), то регистрировать изменения не придется. Но тогда желательно иметь при себе документы на его приобретение. Номер двигателя не является учетным реквизитом и может отличаться от того, что указан в ПТС.
Вторая группа модификаций – это те конструктивные изменения автомобиля, которые разрешаются, но нуждаются в регистрации. Это все то, что не включается в перечень разрешенных производителем деталей для этой модели.
В том числе, это такие изменения:
- все, что влияет на массу и габариты автомобиля (имеется в виду разрешенная максимальная масса авто);
- замена двигателя на другую модель (даже если характеристики отличаются ненамного);
- узлы трансмиссии, управления, тормозной и топливной систем;
- приборы внешнего освещения;
- изменение деталей кузова авто на неоригинальные;
- установка ГБО, и т.д.
В каких законах говорится о световых приборах авто
Утверждая, что штраф и лишение документов, разрешающих управление ТС, являются незаконными, многие водители ссылаются на отсутствие упоминания ксенона в действующем законодательстве. И действительно, если разобраться, то ни в ПДД, ни в КоАП об этом ничего не написано.
В ГИБДД было принято соответствующее разъяснение по спорному вопросу, и как нетрудно догадаться, далеко не в пользу любителей ярких ксеноновых фар.
Согласно этому разъяснительному документу, принятому еще в 2010 году запрещена езда не только со световыми приборами, несоответствующими ПТС и Правилам ЕЭК ООН, но и лампами и светоотражателями красного цвета. Во всех этих случаях водителю вменяется часть 3 ст. 12.15 с предусмотренным в этом документе наказанием от 6 до 12 месяцев. Это значит, что ставить ксенон можно только на авто, которое изначально поставлялось в такой штатной комплектации.
Лишение или штраф за ксенон и LED в 2022 году?
Давайте сначала рассмотрим, откуда вообще «ноги растут» у данного вопроса. Почему как рядовые водители, так и эксперты спорят о наказаниях за светодиодные источники света или ксеноновые лампочки, и даже судьи делятся во мнениях, что назначать: штраф или лишать водителей права управления.
Итак, на сегодняшний день есть 2 нормы в Административном кодексе, которые в тех или иных случаях могут быть применены при обсуждаемом нами нарушении.
- Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф 500 рублей за нарушение Перечня неисправностей (приложение к ПДД). В частности, в данном случае речь идёт о требовании пункта 3.4 документа, требующего, чтобы тип источника света соответствовал маркировке фары.
- В то же время, есть ещё часть 3 этой же статьи Кодекса. Она уже говорит о лишении прав на срок от полугода до года за несоответствующий режим работы и цвет огней фар. Плюсом к лишению идёт Конфискация ламп.
Вот и получаем, что на первый взгляд обе меры ответственности применимы в случае ЛЕД или ксеноновых ламп в галогеновой фаре. Однако, это не совсем так. Но, чтобы понять это, давайте подробнее рассмотрим диспозиции данных норм наказаний.
Отвечая на данный вопрос, хочется отметить следующее: так уж сложилось в России, что бремя доказывания вины больше не лежит на сотрудниках ГИБДД в случае обращения для разрешения спорной ситуации в суд. Отныне именно Вам придется доказывать свою невиновность, суды, как правило, мало разбираются во всех тонкостях данного вопроса и в большинстве случаев принимают сторону сотрудников ГИБДД.
И так, какой же штраф за ксенон в 2023 году? И лишают ли прав за ксенон? Нелегально установленный ксенон относится к неисправностям, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства.
Пункт 3.4 Главы 3 Перечня неисправностей:
На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Управление автомобилем с самовольно установленными ксеноновыми лампами в фарах, не предназначенных для их установки, влечет лишение права управления автомобилем на срок от шести месяцев до года с конфискацией этих ламп и приспособлений для их эксплуатации (ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ). Вот так вот, а штрафа-то и нет — идет сразу лишение прав за ксенон.
Часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. (часть 3 введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)
Приспособления для эксплуатации ксеноновых ламп – это устройства, предназначенные для обеспечения их работоспособности (блоки розжига и иное оборудование, непосредственно обслуживающее работу ксеноновых ламп).
Если вы решите установить на передней части своего транспортного средства световые приборы, имеющие красный свет или же световозвращающие приспособления аналогичного света, то приготовьтесь оплатить крупный штраф.
Часть 1 статьи 12.4 КоАП РФ:
Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
Многие называют это «законом о ксеноне«, но это неверно. Так называют лишь свод правил, которые устанавливают ответственность за использование неправомерного (колхозного) ксенона.
Несколько лет назад еще можно было сделать ксенон легальным. Для этого надо было собрать не один документ и пройти множество проверок. 24 февраля 2014 года в силу вступил Приказ МВД России от 22.12.2014 года № 1123, который отменяет действия приказов разрешающие легализацию различных изменения в конструкции транспортного средства.
Помимо ксенона, такой запрет коснется водителей-инвалидов, для которых необходимо переоборудование автомобиля под ручное управление. Но и это еще не все, в автошколах просто необходимо для обучения иметь автомобиль, который будет оснащен дополнительными зеркалами и педалями.
Для тех, кто начал переоборудовать свой автомобиль до момента вступления в силу данного приказа, то вся процедура будет завершена по старым правилам. Что касается автошкол, то для того, чтобы изменит конструкцию транспортного средства, им необходимо обратиться в коммерческие структуры и пройти процедуру допуска на рынок, как это предусмотрено правилами для единичного транспорта.
Само по себе использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству. В России по дорогам передвигается большое количество иномарок, укомплектованных производителем ксеноновыми фарами.
Однако по собственной инициативе менять тип фар, который не предусмотрен заводом-изготовителем запрещено. Такого рода тюнингом, как правило, увлекаются многие собственники отечественных авто. Но поскольку ни одна модель российского автопрома не оснащена штатными ксеноновыми фарами, чаще всего именно их останавливают сотрудники ГИБДД для проверки.
При этом осуществляется проверка маркировки на линзах — разрешается монтаж в рассеиватели типа DC, DR или DCR. Также ксеноновая фара должна иметь автоматический корректор угла наклона и фароомыватель.
Для сведения. Рассеиватель — наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность. Его назначение, защита лампы от грязи и воды. Изготавливается из стекла/пластика. Если просто — стекло фары.
- Использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству, если они установлены легально.
- Для легализации ксенона после модернизации фар нужно документально зафиксировать такие изменения в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
- При установке «колхозного» ксенона, будьте готовы понести наказание.
- За установку нештатного ксенона на авто для физлиц предусмотрен — штраф в размере 3 тыс. руб. с изъятием таких приборов/устройств.
- За управление таким ТС вас ждет лишение прав сроком на 6-12 месяцев с конфискацией такого оборудования. При этом для лишения прав необходимо наличие одновременно двух условий — несоответствие цвета и режима работы таких световых приборов.
- Если при управлении таким авто нарушено только одно условие из вышеперечисленных, ответственность наступает в виде одного из наказаний — предупреждение/административный штраф в размере 500 руб.
- Не могут применяться вышеуказанные наказания, если газоразрядные лампы предусмотрены в конструкции ТС производителем.
- Если суд квалифицировал нарушение по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ и при этом нарушено только одно из условий (цвет или режим работы), обжалуйте постановление и ссылайтесь на абз. 4 п. 6 ПП ВС РФ № 20.
А вам приходилось сталкиваться с проблемами после установки ксенона? Применялось ли в отношении вас административное наказание в виде штрафа либо лишения прав?
Когда можно ставить ксенон в фары
Важным моментом для возможности применения наказания за установку ксеноновых ламп является то, что это запрещено только в случае их самовольной установки. Как такового запрета на ксенон нет – в законодательстве содержится лишь ограничение на его незаконную установку.
То есть, наказание будет применяться лишь в том случае, если водитель установил ксеноновые лампы в фары, предназначенные только для галогенных осветительных приборов. Если же ксенон был предусмотрен в конструкции производителя или автовладелец установил на ТС фары, специально оборудованные такими лампами, никакого наказания не должно последовать.
Еще одним вариантом законной установки ксенона являются случаи, когда это позволяет маркировка фар. Фары с маркировкой D специально предназначены для них и допускают такую возможность. Для случаев, когда на них указаны буквы другие буквы, установка ксеноновых ламп не допускается.
Актуальные вопросы и ответы
- Вопрос: Сколько составит штраф за ксенон в противотуманках?
Ответ: Штрафы ГИБДД за несанкционированный ксенон в 2018-2019 году – лишение права управления. При наличии неисправностей денежное взыскание колеблется в пределах 3000 рублей, но минимум – 500 рублей.- Вопрос: Как вернуть права без уплаты штрафа?
Ответ: За нештатный ксенон предусмотрено лишение прав. Его можно оспорить в некоторых ситуациях, например, когда в инструкции завода изготовителя нет четкого запрета на использование ксенона. Штраф же в большинстве случае платить придется, так как если проблема обнаружена, то назначение вполне оправданное. Без его уплаты не допустят на пересдачу экзамена для возврата удостоверения.- Вопрос: Может быть, штраф вместе с лишением и отправкой машины на штрафстоянку?
Ответ: Возможность использования штрафа в комбинации с изъятием удостоверения. Для каждой меры есть свои причины. Например, нет разрешения на установку, но система укомплектована полностью, нет перегрева и точный фокус, тогда только лишение. Одним штрафом можно обойтись, если запрета на установку нет, но лампа перегревается, свет отражается вверх. Штрафстоянка в данном случае не может быть использована, разве что для этого были другие сопутствующие нарушения.- Вопрос: Прекращение регистрации за ксенон возможно ли такое последствие?
Ответ: Так как самовольная установка ламп на авто может быть квалифицировано, как незаконное изменение конструкции ТС, то может быть применено к нарушителю мера в виде аннулирования регистрации ТС и как следствие прекращение регистрации.
Верховный суд разрешил ксенон – это правда?
Нет, это не так. Верховный суд лишь указал, что несоответствие источника света типу фар недопустимо при определенном принципе наказания. Однако следует применять более мягкий.
Верховный суд не разрешил установку «колхозного» ксенона как в фары ближнего, так и дальнего света. Судьи разъяснили порядок применения соответствующих санкций. Но ксенон все еще запрещен в России.
Логика здесь проста. Выше мы указали, что часть 3 касается ненадлежащего функционирования и цвета фонарей. Другими словами, для того чтобы водитель был лишен прав, должны быть выполнены оба условия:
- Нарушен режим работы,
- цвет излучаемого света должен быть запрещен.
Давайте теперь проясним оба понятия!
Режим работы не является тем, что судьи понимают как несоответствие между типом лампы и фары. Фактически, режим работы может быть фиксированным или мигающим и относится к алгоритму настройки и включения/выключения.
То есть, индикатор имеет один режим, а, например, противотуманные фары — другой. Об этом прямо говорится в разделе 2.54 соответствующего ГОСТа.