Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила тонировки авто — 2023: что можно делать, а что нельзя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрим небольшой пример. Предположим, сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание, остановил вне стационарного поста автомобиль и предложил водителю проверить степень светопропускания стекол транспортного средства.
Стоимость штрафа и способы его избежать
С нового года, в 2023 году, вступит в силу закон об запрете тонировки передних стекол машин. Штраф за чрезмерное затемнение будет не маленький: до 5 тысяч рублей.
Чтобы избежать наказаний, нужно знать, какой процент светопропускаемости должны иметь разрешённые законом стекла. Сейчас это 75% на передних стеклах. А как быть с тонировкой заднего стекла? Правда в том, что за тонировку заднего стекла штрафа не будет.
Запрет на тонирование передних стекол безусловно актуальный, но многие водители всё ещё ездят с тонировкой. Сколько процентов должна быть светопропускаемость стекол в 2022 году? Вот таблица:
Модель авто | Светопропускаемость стекол |
---|---|
Легковые авто, кроссоверы | 75% |
Микроавтобусы, грузовики, автобусы | 70% |
Какие правила тонировки изменились в 2021 году
Новый ГОСТ диктует новые правила тонировки. Теперь лобовое стекло и передние окна должны пропускать от 70% света. Но пока действуют старые правила, согласно которым максимальная отметка составляет 75% для переднего лобового стекла и 70% для окон. Решение разрешить 5% дополнительной светопропускаемости практически никак не повлияет на комфорт водителя. Для обычного глаза разница практически незаметна, но её могут рассмотреть специальные приспособления, которыми и будет выполняться измерение.
Что касается водителей, ничего принципиального для них не поменяется, поскольку даже старая передняя часть стекла тонирована по старым правилам, она вписывается в стандарты. Потому рассматриваемое правило может оказать влияние только для людей, которые хотят сделать новую тонировку и руководствоваться для этого обновлениями. Причина таких нововведений заключается в том, чтобы привести требования в соответствие с современным ГОСТом.
Максимально допустимый уровень светопропускания
Максимально допустимый уровень светопропускания стекол автомобиля регламентируется .
В 2017 году действует норма светопропускания стекол, приведенное в приложении 8 регламента:
4.3. Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.
Для боковых стекол автомобилей норма светопропускания последние годы не изменялась, а вот для переднего она была чуть смягчена (с 75 до 70 процентов), т.е. теперь можно сделать переднее стекло автомобиля менее прозрачным, т.е. более тонированным.
Тонировка автомобиля – штраф…избежен
При измерении тауметром существуют определенные параметры, отклонение от которых влечет за собой неправильные показания прибора. В этом случае вы имеете право в 10-дневный срок обжаловать объективность измерений. Ну а сами, если вы не уверены на 100%, за этот период внести коррективы в тонировку стекол. Итак, параметры при проверке:
- температура воздуха должна быть не ниже 10 0 С;
- влажность воздуха снижает точность измерения (туман, например);
- работа прибора не зависит от времени суток (он работает и ночью);
- табло прибора показывает не % тонировки, а количество светового потока, прошедшего через стекло. (если на приборе цифра -75 для лобового стекла, то это означает 25% тонировки, что полностью соответствует ГОСТ)
Второе напоминание — сотрудники ДПС не имеют права проводить проверку технического! состояния автомобиля при наличии у водителя действующих документов о прохождении ТО. То есть, если у вас рабочий талон ТО – закон на вашей стороне. Но злоупотреблять этим не следует. Может быть проще провести тонирование стекол автомобиля в соответствии с нормами и двигаться себе спокойно?
Ещё весной 2015 года было объявлено об ужесточении закона о тонировке — в частности, о введение ещё большего штрафа за тонировку и даже лишения в определённых случаях. Но как всегда в нашей стране, закон только был выдвинут на обсуждение, как по стране прокатились слухи якобы о новом законе о тонировке, который предусматривает лишение прав и штраф в размере 5 тысяч рублей в качестве меры наказания.
Теперь же слухи докатились до совсем разрозненных и даже противоречивых данных — одни говорят о лишении прав с января 2016 года, другие, наоборот, о разрешении тонировки (влоть до талонов). На сегодняшний день, 2 Сентября 2017 года, все эти факты не совсем правда, и новый закон о тонировке пока попросту не вступил в силу. Что же будет, когда он вступит в силу?
Почему нельзя снять тонировку, чтобы избежать наказания
Логика простая. Инспектор ДПС наказывает за то нарушение, которое уже имело место. Устранение нарушения на месте не освобождает водителя от наказания. Достаточно того, что до момента остановки инспектором ДПС водитель нарушил ПДД. Инспектор фиксирует нарушение визуально — этого хватает для составления протокола.
Это относится не только к тонировочной пленке. Многие считают, что достаточно протереть нечитаемый номерной знак на глазах у инспектора или заменить перегоревшую лампочку в фаре — и это поможет избежать штрафа. Но инспектор составляет протокол по факту нарушения, которое было совершено ранее, до остановки автомобиля.
Поэтому самый простой способ избежать штрафа — тонировать машину в соответствии с законом.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
На какие хитрости идут водители автомобилей?
Хитростей со стороны полиции уже не осталось. С 2014 по 2016 годы прошел пик остановок за неправильную тонировку, и ГИБДД активно пятнало свою репутацию среди водителей в те непростые времена. Приборы работали неправильно, штрафы выписывались с нарушениями, а суды все равно оставались на стороне полиции. Сегодня все изменилось, штраф остался небольшим, так что никто особо не старается его навязать.
А вот ухищрений со стороны водителя осталось немало:
· съемная тонировка – самая популярная хитрость, которую придумали еще на заре борьбы с тонированными машинами, но она не работает и не освобождает владельца от штрафа;
· срывание пленки сразу после остановки инспектором – технически это может избавить вас от штрафа, но инспектор в таком случае может применить силу и навязать ряд других нарушений;
· использование различных инновационных пленок, которые меняют процент затемнения – как правило, это не больше чем обещание от интернет-магазина, что вряд ли убедит инспекторов;
· открывание боковых стекол полностью перед проездом патруля – это выглядит комично и часто может заставить сотрудника полиции остановить водителя для проверки адекватности.
Как видите, хитрости не работают. Вам решать, насколько вы готовы расставаться с 500 рублями каждый раз при встрече с сотрудником ГИБДД, а также в целом очень часто общаться с представителями этой профессии. Если ваша тонировка будет в рамках закона, вам все равно придется часто останавливаться на постах и проходить процедуру замера, так что это отбирает ваше время и не слишком приятно с точки зрения круга общения на дорогах.
Для начала стоит рассмотреть ГОСТ, так как это основной документ, который регламентирует допустимые технические параметры автомобилей.
Согласно этому ГОСТу передние стекла автомобиля должны пропускать не менее 70% световых лучей. Получается, что тонировка, которая обеспечивает достаточную светопропускаемость допустима. Следует обратить внимание, что в текущем ГОСТе нет никаких указаний о степени затемнения любых других стекол автомобиля. Убрали норматив для передних дверей в 70 процентов, теперь можно использовать любую тонировку без ограничений.
Получается, что на боковых стеклах, а также сзади можно ставить любую пленку: 50, 35 или вообще 5 процентов. Разрешена даже полностью глухая тонировка, но только если у вас есть боковые зеркала.
Согласно текущему ГОСТу нельзя использовать зеркальные пленки, а также хамелеоны (меняющие цвет). Также для тонировки не подойдет зеленая пленка. Все остальные варианты можно использовать практически без ограничений.
Можно ли сделать тонировку самостоятельно
Никаких требований по отделке машин тонировкой нет. Эту доработку не нужно отдельно регистрировать в ГИБДД. Нет никаких дополнительных требований к специалистам, они не должны проходить сертификацию для выполнения подобных работ.
Получается, что вы вполне можете выполнить оклейку автомобиля тонировочной пленкой самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, фото вашей машины будет радовать глаз, а в салоне будет прохладно летом.
Лучше всего использовать тонировку 35 процентов, только не стоит такую клеить на лобовое стекло. Тонировка лобового стекла должна пропускать не менее 70 процентов света, а вот для передней двери можно использовать пленку «35».
При наклеивании пленки стоит начать с боковых стекол, особенно если вы делаете эту работу впервые. Сложнее всего затонировать заднюю полусферу, в первую очередь, потому что туда не очень удобно подбираться. К тому же она имеет криволинейную форму, что осложняет процесс наклеивания.
Важно!
Когда будете оклеивать заднее стекло, всегда тщательно делайте подгонку. Сначала вырежьте подходящий кусок пленки, обязательно с небольшим запасом. Потом, положите его на стекло и прогрейте феном, чтобы материал принял нужную форму.
Важным этапом является выгонка остатков влаги и воздушных пузырей. Если этого не сделать, пленка ляжет неровно, и будет смотреться не очень красиво.
Тонировочная плёнка и её способы нанесения
Тонировку могут наносить на заводе при изготовлении, а можно самому купить и наклеить или обратиться в детейлинг-центр для тюнинга автомобиля. В любом случае на выбор владельца предложат одну из разновидностей плёнок, которая отличается не только производителем, качеством, светопропускной способностью, но и методом производства.
Наиболее популярные способы самостоятельного затемнения — напыление на стёкла тонкого слоя металла или полимера. Из-за того, что делают напыление не вакуумным способом, как на заводе, могут появляться затирки, со временем царапины, сколы. Убрать их не получится, придётся менять полностью окно.
Второй способ — поклейка тонировочной плёнки. Это дешёвый и быстрый способ затемнения. При необходимости её также легко снять, не повредив стеклянную поверхность лобового или заднего окна.
Сейчас рассмотрим наиболее популярные из цветных плёнок.
Ошибка, которую совершают многие
Прочитав о нормах, многие автовладельцы покупают тонировку с соответствующим процентом затемнения, наносят ее на стекла, но все равно сталкиваются с проблемами. Дело в том, что они не учитывают важный факт: даже на автомобиле, который только что сошел с конвейера, стекла поглощают определенный процент света — до 20%. Со временем этот показатель увеличивается, вплоть до 30%.
Очевидно, что если поверх этого нанести пленку, которая рассчитана на пропуск даже 90% света, в совокупности получится показатель ниже необходимых 70%. Если во время постановки на учет или техосмотра стекла проверят специальным прибором, он покажет нарушения. Поставят ли на учет тонированную машину в таком случае — большой вопрос. Это будет зависеть от конкретного инспектора, но высока вероятность, что пленку заставят убрать.
Чтобы исключить такую ошибку, перед покупкой пленки необходимо изначально замерить светопропускание стекол, а уже потом с учетом этого показателя наносить дополнительный слой. Во многих случаях окажется, что делать тонировку просто нельзя, иначе будут нарушены нормы.
Относительно верхней полосы на лобовом стекле строгих правил нет, поэтому можно использовать любой вариант — главное, не превышать допустимую ширину в 14 сантиметров.
Размеры штрафов за неправильную тонировку
Штрафовать за установленную тонировку неправильного типа в России любят. В определенные годы темная тонировочная пленка входила в ТОП-10 штрафов на дорогах России. Сейчас ситуация попроще, водители уже научились обходить это обвинение разными путями. Тем не менее, штраф присутствует, и его по сей день часто выписывают на постах ГИБДД. Правда, непосредственно за неправильную тонировку останавливать стали гораздо реже.
Особенности штрафных санкций следующие:
·регулируется это денежное взыскание частью 3 статьи 12.5 КоАП, денежный штраф положен в размере 500 рублей, никакого лишения или ареста быть не может;
·штраф также может быть дополнен предписанием инспектора о снятии тонировки, тогда демонтаж пленки нужно произвести прямо на месте остановки без отсрочки;
·номера с машины не снимаются, этот вандальный метод наказания остался в далеком 2014 году, когда разгул полиции на дорогах России был слишком уж неприятным для водителей;
·также размер штрафа не зависит от того, на скольких стекла наклеена тонировка, размер взыскания всегда будет стандартным — 500 рублей;
·повторный штраф может быть наложен хоть на следующем посту, за день поездки можно насобирать сколько угодно таких штрафов по 500 рублей.
Законодательство развивается и учитывает все возможные хитрости, которые придумывают владельцы машин. Но и автомобилисты у нас в стране не самые глупые, они активно ищут возможность обойти закон. Впрочем, что касается тонировки, обходить уже нечего. Если замеры показали превышение допустимой нормы затемнения, придется платить. Здесь ни один суд не отменит штраф, если все документы правильно оформлены. Да и размер взыскания не такой большой, так что практически никто не обращается в суд для аннулирования наказания. Тем более, оплатить штраф можно со скидкой 50%, если сделать это быстро.
Несмотря на объективные плюсы от использования тонировочной пленки, следует внимательно отнестись к требованиям законов в России. К сожалению, многочисленные «лайфхаки» от Youtube-блогеров не работают на практике, вас могут оштрафовать за тонировку на следующем посту ГИБДД. Да и повод для остановки автомобиля у инспектора появляется неоспоримый.
Многие автовладельцы используют тонировочную пленку, которая допустима по светопропускной способности. Но здесь возникает другая проблема, не всегда законные требования работают на практике. Очень часто приборы показывают несколько иные сведения при проверке, и это становится причиной реальных проблем. Если вы уверены, что тонировка правильная, а вам все равно выписывают штраф, можно обратиться в суд. Но учтите, что в случае проигрыша придется заплатить не только штраф, но еще и судебные издержки. Так что не всегда подобные действия будут оправданы. Лучше взять небольшой зазор на возможную погрешность в работе приборов.
Какая тонировка стекла разрешена
Водители должны соблюдать нормы безопасности светопропускания для стекла. Сегодня можно тонировать:
- стекла заднего и заднего бокового остекления;
- пропускная способность передних боковых стекло должна быть не менее 70%;
- ширина цветной прозрачной пленки в верхней части ветрового стекла должна быть не больше 15 см.
Однако, что касается лобового стекла, то тут очень сложно выдержать все необходимые нормы, поэтому у водителей, рискнувших затонировать его, чаще возникают проблемы с инспекторами.
Пример расчета пропускной способности стекол
Допустим, светопропускающая способность стекол вашего автомобиля в среднем составляет 96 %. Если на них нанести специальную тонирующую пленку со «светопропуском» в 70 %, то в итоге получится следующая формула: 0,96 * 0,70 = 0,67
, или
67 %
, что недопустимо по российскому законодательству. Соответственно, сама пленка должна иметь процентный показатель светопропускаемости выше, чем разрешенный минимальный процент, указанный в законодательстве. Так, если мы, при тех же исходных, возьмем пленку со «светопропуском» в 80 %, то получим следующую формулу:
0,96 * 0,80 = 0,76
, или
76 %
— это допустимый уровень.
В каких случаях тонировка признается законной?
Техрегламент Таможенного союза устанавливает ограничение на светопропускаемость передней полусферы автомобиля в 70%. То есть, тонировка передних стекол в пределах 30% разрешена. Это первый случай законной езды с тонировкой.
Важно! Светопропускаемость стекол автомобиля изначально меньше 100%, поэтому, покрывая передние стекла 30-типроцентной тонировкой, водитель превысит ограничение. Будьте внимательны!
Второй способ менее практичный: согласно законодательству запрещено лишь передвижение на автомобиле с нарушением светопропускаемости стекол. Если автомобиль не используется, то затонировать стекла можно хоть до полной непрозрачности – наказания за это нет.
К сожалению, на 100% законны только эти два способа, однако у опытных водителей есть еще несколько методов, как ездить с тонировкой и не платить штрафы, о них читайте ниже.
К ак проверяется тонировка?
Стекол со 100%-ной светопропускной способностью в природе не существует. Даже лабораторное стекло дает не более 95%, а бытовые стекла — до 90%. Добавьте тонированную пленку, и стекло потеряет в прозрачности еще 10-15% в лучшем случае. Именно поэтому тонировать автостекла следует крайне осторожно.
Визуального контроля тонировки, в сущности, не существует — его точность минимальна. Однако правило, согласно которому, если вы видите тонирование на стекле, то оно уже не соответствует ГОСТ, справедливо.
Сотрудники ГИБДД проверяют уровень затонированности автостекол специальными приборами — тауметрами. Это оборудование должно быть сертифицированным (сертификат — на руках у инспектора) и опломбированным. Вы, как водитель, имеете полное право потребовать сертификат прибора и прибор к осмотру целостности пломб.
Результаты проверки тонировки заносятся в протокол. Если показатели не укладываются в установленный ГОСТ, вам выпишут штраф в размере 500 рублей. Если вы не согласны с проверкой и результатами, можно затребовать провести проверку повторно и в присутствии двух понятых. Штраф можно также обжаловать через суд.
Важно! Считается, что проверка тонировки автостекол должна проводиться при влажности воздуха 40-80% и атмосферном давлении не выше 106 кПа. Однако на практике сотрудники ГИБДД имеют право проверять тонировку в любых погодных условиях и при любом уровне освещенности. Закон им этого не запрещает.