Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завершение обгона через сплошную линию разметки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.
Завершение обгона по сплошной – спорная ситуация, которая требует дополнительного анализа и внимания. Подобные случаи возникают на практике достаточно часто, и почти всегда суды не на стороне граждан.
Полагается, что водитель должен заранее предусмотреть, когда закончится прерывистая и учесть действие знаков, собственную скорость, скорость прочих транспортных средств и иные факторы.
На практике возникает множество нюансов, на которые необходимо обратить внимание:
- Водитель должен учитывать, в первую очередь, разметку – чем длиннее линии прерывистой, тем ближе сплошная.
- Если возврату на свою полосу мешает препятствие, то нужно пытаться изменить квалификацию с части 4 на часть 3 статьи 12.15.
- В качестве доказательств идеально подходят записи с видеорегистраторов, однако, суд будет оценивать все факторы в совокупности.
- Сотрудники ГИБДД чаще всего попытаются квалифицировать деяние по части 4. В протоколе необходимо указать на своё несогласие с формулировкой. Далее, оспаривание производится в судебном порядке.
- Оспорить судебное постановление можно в апелляционном порядке. Первичное решение выносится через мировой суд, а обжалование – городской или районный.
Практика по подобным делам достаточно разнообразна. Однако, чаще всего суды встают на сторону ГИБДД. Поэтому строго не рекомендуется начинать манёвр, если есть вероятность не вернуться на свою полосу движения до окончания прерывистой линии. Пресечение сплошной – это всегда нарушение, отличаться может лишь часть статьи, по которой производится квалификация.
Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?
Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.
- Правила дорожной разметки запрещают пересекать сплошную линию в любую сторону. Но наказание за это предусмотрено в виде штрафа 500 рублей именно за нарушение разметки.
- В то же время есть пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий запрет двигаться слева от сплошной, если она разделяет встречный поток от вашего попутного.
- Однако, наказание за данное нарушение правил расположения предусмотрено конкретно за выезд в нарушение требований ПДД на встречную полосу. Но значит ли это, что можно завершать обгон через сплошную при условии, что начат он через прерывистую?
Тем не менее, в практике 2022 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.
Можно ли обжаловать штраф?
Нередко водители не соглашаются со штрафами, так как уверены, что не совершали серьезного правонарушения. Чтобы отстоять свои права, необходимо следовать некоторым рекомендациям юристов. К ним относится:
- полностью избежать наказания при наличии доказательств у автоинспекторов не получится, но можно его смягчить, поэтому судьей может уменьшаться размер штрафа или отменяться лишение прав;
- нередко водители просто не замечают сплошную линию, так как она плохо видна по причине плохого качества краски, поэтому желательно сразу после получения постановления от работника ГИБДД сфотографировать линию, так как сделанные фотографии будут выступать в качестве доказательства невиновности водителя в суде;
- в качестве доказательств могут использоваться записи с видеорегистратора, доказывающие, что увидеть разметку было невозможно;
- разметка, имеющаяся на дороге, должна точно соответствовать ГОСТу, поэтому если ее трудно различить или она является блеклой, то этом может стать основанием для оспаривания наказания за ее пересечение;
- желательно сразу в протоколе указывать, что водитель просто не увидел разметку, поэтому нарушение не было намеренным;
- если обгон начался на прерывистой линии, но закончился на сплошной, то часто автоинспекторы наказывают водителей за пересечение линии, хотя у автомобилиста просто отсутствует возможность поступить иначе, поэтому важно ссылаться при составлении протокола на ст. 11.4 ПДД, где указывается, что водитель после обгона должен занять прежнюю полосу движения;
- нередко можно доказать, что для пересечения линии у водителя имелась крайняя необходимость, например, если на дороге обнаружена значительная яма или другие препятствия, поэтому если бы водитель не пересек сплошную, то он мог бы нанести непоправимый урон своему автомобилю;
- часто вовсе приходится сталкиваться с тем, что камеры видеонаблюдения неверно определяют номер машины, поэтому высылается штраф гражданину, который вовсе не ездил на конкретном участке дороге, поэтому отменить такое наказание не составит труда.
Назначение разграничительных полос
Справка: разграничительные полосы относятся к горизонтальной дорожной разметке. Об их главном назначении можно судить непосредственно по названию – данный вид разметки призван разделять дорожное полотно на полосы и зоны.
К разграничительным полосам относятся:
- Одинарная сплошная полоса, её назначение – разделить транспортные потоки противоположных направлений и обозначить границы полос движения в опасных местах на дорогах. Указывает на границы проезжей части, на которые въезд запрещен, а также разгарничивает стояночные места. В ПДД РФ значится под номером 1.1. Бывает постоянной белого цвета, временной – оранжевого цвета. Последняя применяется во время строительных или ремонтных работ.
- Сплошная линии попутного направления — это разграничительная полоса, которая обычно наносится для систематизации потока ТС в одном направлении. Такую линию можно увидеть в тоннелях, на мостах, при подъезде к перекрестку.
Если водитель пересек сплошную линию, выехал на встречку, то это ещё не означает, что он нарушил ПДД и должен быть привлечён к административной ответственности. Если водитель считает, что он не виноват в совершении административного правонарушения, то наказание следует оспорить. Приведём ключевые положения КоАП РФ, где регламентируется процедура оспаривания постановления об административном правонарушении:
- постановление обжалуется вышестоящим органом или должностным лицом (ч. 1 ст. 30.1);
- заявитель подаёт жалобу в орган или должностному лицу, которое вынесло постановление, а то, в свою очередь, должно передать её в вышестоящий орган или должностному лицу в 3-дневный срок (ч. 1 ст. 30.2);
- на подачу жалобы у заявителя есть 10 дней с момента вручения (получения) копии постановления (ч. 1 ст. 30.3);
- жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня её поступления в орган или должностному лицу (ч. 1 ст. 30.5);
- по результатам рассмотрения выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления;
- об отмене постановления и прекращении производства по делу;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
В каких случаях обгон возможен
Опережение впереди едущего транспорта возможно без совершения правонарушения в следующих случаях:
- Возникла крайняя необходимость. Этот вопрос освещает статья 2.7 КоАП РФ. Согласно данному документу, административным правонарушением не является деяние, совершенное для устранения опасности при невозможности ее избежать другим путем и в том случае, если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Так, если водитель обгоняет впереди едущую машину с пересечением сплошной линии, чтобы избежать аварии и т.д., то это не считается неправомерными действиями.
- Объезд стоящего автомобиля. Если машина сломалась, припаркована так, что мешает движению, разрешается ее обгон. В такой ситуации маневр разрешен, если нельзя его совершить по правой стороне. При этом запрещено объезжать пассажирский автобус, другой общественный транспорт, если он остановился с целью высадки людей.
- Некачественная разметка. Водитель вправе выполнить переезд через сплошную линию, если черта стерлась, нанесена на дорожное полотно не по ГОСТу.
В таких ситуациях сотрудник ГИБДД не вправе наказывать водителя. При неправомерном назначении штрафа решение инспектора можно обжаловать в суде.
Характерные судебные решения
Завершение обгона через сплошную по состоянию на 2019 год категорически запрещено. Причем нарушением признается даже факт того, что маневр был произведен в положенном месте, а закончен на запрещенном.
Судя по стандартной судебной практике водителей за подобное нарушение всегда привлекали по статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. При этом предусматривается наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей. Водителя также могут лишить права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода за выезд на встречку.
Однако как быть в данной ситуации, если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной? В данном случае местные суды будут ориентироваться на решение Верховного суда, который огласил, что главным фактором служит расположение автомобиля слева от сплошной линии, что в результате образует состав нарушения по указанной выше статье.
Даже если принять во внимание, что решение Верховного суда уже является устаревшим, с 2017 года действует пункт в правилах дорожного движения, который также запрещает любое нахождение транспортного средства слева от сплошной линии.
Согласно ему на любых дорогах, где действует двустороннее движение, запрещается двигаться автомобилю по полосе, которая предназначена для встречных машин, если:
- присутствует разделительная полоса;
- имеются трамвайные пути.
Таким образом, если водитель пересек сплошную при завершении обгона, то это считается нарушением правил дорожного движения. В них четко указано, что обгон через запрещающую линию, равно как и нахождение автомобиля слева на встречке от сплошной, карается наказанием, включающим лишение прав.
Нестандартная ситуация
Двухполосная дорога может иметь прерывистую и сплошную разметку. При этом их чередование зависит от сложности трассы и наличия вблизи социально-значимых объектов. Иногда водитель совершает маневр обгона через прерывистую линию, проезжает мимо сплошной и возвращается на место также через прерывистую. Что делать в данном случае и какое наказание последует, описано ниже:
- Специалисты отмечают, что в данной ситуации запрещается именно движение транспортного средства по встречной полосе, если она отделена сплошной одинарной или двойной линией.
- Это означает, что подобное деяние подразумевает нахождение на встречной линии при наличии запрещающих знаков.
- Таким образом, даже если водитель пошел на обгон в разрешенном месте и также вернулся на свое место через прерывистую линию, проехав полностью сплошную по встречной, то в данном случае нарушение все равно фиксируется.
Как оспорить нарушение
Известно, что у любого человека в Российской Федерации имеется право на оспаривание любого нарушения, за которое был выписан протокол сотрудниками ГИБДД. Далеко не все автовладельцы при этом желают платить крупные штрафы или же лишаться права управления транспортным средством, если проступок был совершен не преднамеренно или не по его вине.
Иногда дорожная служба не соблюдает требования законодательства и не наносит промежуточную разметку, предваряющую сплошную линию. Таким образом, чтобы не подвергнуться наказанию, необходимо обязательно указать в протоколе, что данной разметки не было. Особенно полезной оказывается запись с видеорегистратора, либо фотографии с места нарушения, где видно, что разрешающая линия внезапно перешла в сплошную. При этом также нигде не должно быть предупреждающих знаков, чтобы суд вынес решения в пользу истца. Если все приведенные доводы водителя подтвердятся, то протокол аннулируется и наказания не последует.
Завершение обгона на сплошной линии
Начиная обгон на прерывистой линии, необходимо правильно оценивать дорожную ситуацию и возможности автомобиля. При наличии вероятности окончания маневра после завершения разрешающей разметки, от обгона нужно отказаться.
В ПДД установлено, что перед появлением на трассе сплошной полосы, дополнительно наносятся предупреждающие обозначения в виде прерывистой линии (узкие белые прямоугольники). Чем ближе к изменению вида дорожной полосы, расстояние между прямоугольниками становится меньше, они удлиняются. Такая специальная разметка появляется за 100 метров до сплошной линии вне населенных пунктов и за 50 метров в пределах городов, поселков. Зная нормы ГОСТ, вы всегда сможете правильно оценить расстояние и время для завершения маневра без нарушения Правил.
Как происходит назначение наказания для водителей
На сегодняшний день практически все аналогичные правонарушения выявляются инспекторами ГИБДД. Камер, способных обнаружить это крайне мало. Зафиксировавший нарушение инспектор ГИБДД обязан остановить водителя и сообщить ему об этом факте. В этом случае не допускается назначать наказание прямо на месте, поскольку это не входит в компетенцию инспектора. Исключением будет задержание автомобиля при выявлении состоянии опьянения водителя.
ВАЖНО !!! Сотрудник ГИБДД имеет право только составить протокол, который в дальнейшим будет передан в суд. Поэтому важно следить за соблюдение всей процедуры. В протокол включается вся информация о произошедшем, записываются показания очевидцев, свидетелей, а также самого водителя. Этот документ будет служить основным доказательством. Бывает, что инспекторы пользуются неграмотностью водителя и вносят в него недостоверные сведения, где окончание негативно скажется на судебном решении.
Водитель имеет право вносить в документ любую информацию по теме. Это могут быть замечания, дополнения, указания на неточности. По итогу можно согласиться с нарушением и подписать документ, либо не соглашаться. За второй вариант не предусмотрена какая-либо ответственность, поэтому можно спокойно не соглашаться с решением инспектора.
Несоблюдение требований составление документа является серьезным нарушением. Суд может признать такой протокол недействительным и исключить его из доказательной базы. При отсутствии других доказательств привлечь водителя к ответственности может быть проблематично, даже если действительно совершалось правонарушение.
ВНИМАНИЕ !!! Таким образом, несоблюдение правил совершения обгона считается серьезным нарушением, за которое предусматривается административная ответственность. Оснований, по которым можно избежать ответственности не так много, и все их требуется доказать в судебном порядке. Водитель, начинающий или оканчивающий обгон через сплошную линию разметки может быть лишен водительского удостоверения до 1 года.
Также всегда стоит помнить о повышенной опасности, поскольку неправильный обгон способен повлечь аварию с тяжкими последствиями или летальным исходом. В таком случае виновное лицо может быть привлечено в уголовной ответственности, которая предусматривает реальное лишение свободы на срок до 9 лет.
Штрафы за нарушение в 2019 году при обгоне через сплошную
За несоблюдение закона придется выплатить минимум 1 000 рублей и максимум – 5 000 рублей. Это предел финансовой санкции, однако помимо нее водитель может лишиться права вождения транспортного средства на 4-6 месяцев. Это две единственные меры наказания за пересечение сплошной. Автовладельцам стоит знать, что следующие способы не применяются:
- эвакуация на штрафстоянку;
- снятие номеров с машины;
- административный арест.
Важно! При фиксации нарушения запрещено одновременно лишать прав и выписывать штраф.
Второе наказание считается более легким, а вероятность получения запрета на вождение возрастает если:
- есть любые штрафы в ГИБДД, выписанные ранее (особенно за рассматриваемый случай несоблюдения закона);
- случилось в результате маневра ДТП;
- обгон совершен в состоянии алкогольного опьянения.
При этом существуют смягчающие обстоятельства, при которых штраф могут не выписать, если обгон не имеет серьезных последствий:
- Явка с повинной, помощь в выявлении несоблюдения правил и искреннее раскаяние.
- Беременные женщины и те, кто, имеет малолетнего ребенка, также часто избегают штрафа и лишения удостоверения.
- Возраст менее 18 лет.
- Первое зафиксированное преступление закона.
Несмотря на регулярные попытки довести Кодекс об административных правонарушениях до совершенства, многие прописанные в нем моменты вызывают вопросы.
Довольно частый случай, когда инспектор на дороге вменяет вам в вину совсем не то нарушение, которые вы совершили, а более тяжкое. Зачастую судьи идут на поводу у таких инспекторов.
Чтобы вопросов было меньше, пленум Верховного суда рассмотрит самые спорные из них, тем более что предыдущее постановление пленума безнадежно устарело. У нас уже другие Правила дорожного движения и сильно исправленная 12-я автомобильная глава КоАП
Инициатором внесения поправок в действующее постановление стала ГАИ. Помните, «РГ» публиковала схемы различных дорожных ситуаций с комментариями Госавтоинспекции о том, как должны квалифицироваться нарушения? Чтобы придать данным схемам совершенно законный статус, руководство ГИБДД и обратилось в Верховный суд. И хотя было предложение оформить эти ситуации в виде схем, чтобы было понятней и наглядней, ВС решил пойти опробованным способом, то есть описывать все словами.
Из проекта нового постановления пленума можно узнать много нового и интересного. Стоит напомнить, что суды будут принимать решения по различным ситуациям согласно этому документу. Но эти знания пригодятся и сотрудникам ГИБДД на дороге. Есть ли смысл оформлять якобы нарушение, если суд его таковым не сочтет?
Итак, в наиболее спорных случаях выезда на встречную, за которые можно лишиться прав, Верховный суд даже облегчил участь водителя.
Напомним, что в правилах появилось исключение для знака «обгон запрещен». В зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых не может превышать 30 км/час, а также гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. В ГАИ настаивали, что такое исключение распространяется только на те машины, которые снабжены соответствующим знаком «тихоходное транспортное средство». А если такого знака на тракторе нет, то и обгонять его нельзя. К тому же, если при наличии знака «обгон запрещен» есть еще и сплошная линия разметки, то нельзя обгонять даже тихоход. Потому что для этой линии исключений в правилах нет, считали в ГАИ.
Однако Верховный суд посчитал, что если на конструктивно медленной машине нет соответствующего знака, то это вина владельца такой машины, а не того, кто ее обгоняет. Также пленум решил, что раз по правилам знак имеет приоритет над разметкой, то и исключения для него также распространяются на разметку, а поэтому при обгоне тихоходного транспортного средства, на котором нет обозначения, что оно тихоходное, даже через сплошную линию разметки в зоне действия знака «обгон запрещен» водитель не может быть привлечен к административной ответственности.
Так что если вы не уверены, что перед вами тихоход, то и не стоит его обгонять до разрешенного места.
Остается вопрос: каким образом инспектор будет определять, ограничена ли скорость у этого трактора производителем или нет?
Еще одна интересная новелла. В правилах прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Здесь нет прямого запрета. Поэтому некоторые суды в некоторых случаях не рассматривали такой маневр, как движение по встречной полосе. Получалось, что, выехав из двора на встречку и проехав по ней до того места, где сплошная становится прерывистой, водитель как бы и не нарушает правил. Пленум Верховного суда решил, что такое движение следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15, то есть лишать водителя прав.
Однако в проекте пленума нигде не сказанно, как квалифицировать разворот по кратчайшей траектории, а это также один из острых вопросов. Почему при разрешенном на перекрестке развороте на дороге с двумя сплошными линиями я его могу выполнить по кратчайшей траектории, а при прочих равных условиях, но если встречные потоки разделяет бульвар, не могу? Если считать поворот частью такого маневра, как разворот, то все понятно, а если это разные маневры?
Даже такая занятная ситуация попала в решение пленума: водитель начал и закончил обгон через прерывистую линию разметки. Но в процессе обгона на определенном участке двигался слева от сплошной. Оказывается, и такие случаи вызывали споры в судах. Теперь это будет квалифицировано высшей судебной инстанцией по части 4 статьи 12.15.
Можно ли оспорить решение суда
Гражданин, в отношении которого проводится административный процесс, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана. Устанавливается степень вины гражданина исключительно постановлением судебного органа власти, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Гражданин, который привлекается в качестве ответчика по административному правонарушению, имеет законное право самостоятельно не доказывать свою невиновность. Однако, при наличии существенных оснований его вины, лучше предпринять меры и позаботиться о контраргументах.
Говоря простыми словами, от водителя не требуется доказывать свою правоту или невиновность. Он будет невиновен до тех пор, пока суд не признает его вину.
Когда судья выносит решение о привлечении водителя к административной ответственности, и постановление ещё не вступило в законную силу, у гражданина есть право оспорить данное решение.
Существует несколько аргументов, которые можно использовать в оспаривании нарушения правил пересечения разметки:
- нечёткая разметка — в этом случае придётся приложить фотографии дорожного покрытия, на которых будет виден недостаток работы дорожных служб;
- вынужденное нарушение ПДД в целях избежания ДТП или иной чрезвычайной ситуации;
- на момент совершения правонарушения машиной управлял не собственник транспортного средства, а другой человек;
- неверное определение техническими средствами номерного знака автомобиля — в таком случае будет достаточно предоставить в ГИБДД документы на машину;
- истечение срока давности правонарушения — при составлении протокола автоинспектором, этот срок равен двум месяцам, а если решение о взыскании наложено мировым судьёй, тогда срок увеличивается ещё на один месяц.
Аналитика законодательства
Штрафы работнику. Какие законны, какие нет. Взыскание ущерба |
Обзор ответственности предпринимателей за «продажу» наличных денежных средств из оборота розничной торговли |
О разъяснении вопросов в рамках ФЗ 44: единственный производитель. Обязанность предоставить расходы по договору |
Налогообложение после распределения имущества при ликвидации юридического лица (ООО) |
Обзор спора при продаже кафельной плитки разного тона(цвета) |
В документе необходимо указывать следующие пункты:
- Полное наименование судебной инстанции;
- ФИО, адрес фактического проживания, место регистрации заявителя, прочие контактные данные (телефон, почтовый ящик, факс и прочее).
- Подробное описание ситуации – почему обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной, соответствуют ли факты, указанные в протоколе, действительности, каковы факторы заставили совершить завершение манёвра на сплошной, действия сотрудника ГИБДД с момента Вашей остановки. Ссылки на доказательства, причём как приложенные заявителем, так и предоставленные непосредственно правоохранительными органами, прочие моменты, имеющие непосредственное отношение к ситуации.
- Причины, по которым Вы считаете, что правомерно завершили обгон на сплошной – неправильная разметка, аварийная ситуация, не позволившая закончить манёвр заранее, неправомерные действия сотрудника ГАИ и прочее.
- Ссылки на законодательные нормы (ПДД, КОАП и прочее), регламентирующие возникшую ситуацию.
- Резолютивная часть – требование отмены вынесенного протокола. Также тут могут указываться дополнительные требования, например, проведение независимой экспертизы, истребование доказательств, опрос свидетелей и прочее.
- Дата и подпись.
К жалобе необходимо прикреплять все документы, имеющие отношение к материалам дела.
Заявители по данной категории дел освобождаются от уплаты госпошлины.
На практике решения судов по данному вопросу противоречивы – при достаточном наличии доказательств суд может отменить решение ГИБДД и признать Вас невиновным, однако очень часто таковых доказательств попросту нет либо их недостаточно для доказывания Вашей невиновности (например, отсутствие фото и видеосъёмки), нет экспертизы места правонарушения и прочее) – тогда суд признает Вас виновным. Единственный выход из этой ситуации – обжалование решения суда в надзорном порядке через Верховный Суд либо соответствующую судебную инстанцию субъекта федерации.