Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действия взыскателя по исполнительному листу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Законом об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Обжалование решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
Одним из способов защиты прав взыскателя, должника и других лиц является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действием (бездействием), в порядке, установленном КАС.
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС.
Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.
Как показало обобщение судебной практики, судебными приставами-исполнителями допускаются чаще следующие нарушения действующего законодательства: не исполняются своевременно требования исполнительных документов, допускаются просрочки возбуждения исполнительных производств, не высылаются в адрес сторон исполнительного производства копии, вынесенных в рамках исполнительного производства, постановлений. Преждевременно принимаются решения об окончании исполнительных производств без осуществления всех предусмотренных законом действий по исполнению исполнительных документов, не получают должного внимания обращения сторон исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением требований исполнительных документов, неверно производятся расчеты задолженностей по алиментам, не предпринимаются все необходимые, своевременные и действенные меры по принудительному исполнению требований исполнительных документов, а в случае их принятия допускаются нарушения требований законодательства об исполнительном производстве, что приводит к необходимости обращения в суд граждан и юридических лиц с заявлениями об обжаловании их действий (бездействия).
Порядок и сроки обжалования постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) регулируются правовыми нормами гл. 18 Закона об исполнительном производстве.
Жалоба рассматривается в судебном заседании. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения жалобы. По результатам рассмотрения жалобы арбитражным судом выносится судебное решение, а судом общей юрисдикции — определение.
Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Следует отметить, что пропуск 10-дневного срока обращения в суд с заявлением (жалобой) не является для суда основанием для отказа в ее принятии. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Например, заявитель К., узнав о постановлении судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства 23 апреля 2016 г., в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя обратилась лишь 21 сентября 2016 г., что подтверждается отметкой Почты России на конверте. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд заявителем представлено не было, в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Сроки исполнительного производства
Приставы-исполнители при совершении действий, входящих в их полномочия, должны руководствоваться сроками, указанными в статье 36 ФЗИП: это 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства. При этом срок возбуждения дела в период, указанный выше, не включается. Правило действует в случае, когда в судебном решении, приказе или ином акте суда или федеральном законе не установлен другой срок приведения его в исполнение. Так, налоговое и таможенное законодательства могут предусматривать свои сроки для обязательных платежей.
Срок исполнения установлен в первую очередь для защиты прав взыскателя, так как истечение не означает, что пристав не имеет права производить исполнительные действия и применять меры принудительного воздействия. Другими словами, сроком давности данный период не является, ведь его окончание не влечет прекращения исполнительного производства. По сути, срока давности у него просто нет.
Поэтому нередки случаи, когда взыскатель обжалует не только действие, но и бездействие приставов. Жалоба подается руководству, в прокуратуру. А может и вовсе не подаваться — взыскатель всегда имеет право обжаловать действия или бездействие сотрудников ФССП в суде (общей юрисдикции или арбитражном, если истец — предприниматель).
Единственное исключение из описанного правила составляет положение статьи 47 ФЗИП, согласно которому такое производство может быть окончено истечением срока давности, предусмотренного статьей 31.9 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с последней, постановление о назначении административного наказания должно быть исполнено в течение 2-х лет. В противном случае, оно теряет обязательную силу.
Но правило перестает работать, если тот, в отношении кого было вынесено постановление, уклоняется от его исполнения. Отсчет возобновляется с момента, когда были обнаружены место нахождения нарушителя или его имущество, на которое можно обратить административное взыскание.
Понятие и субъектный состав сторон
Согласно ст. 49 Закона об исполнительном производстве сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Как видно из определения, категория «стороны» в исполнительном производстве имеет иное значение, нежели в общей части гражданского (арбитражного) процессуального права, так как сторонами гражданского (арбитражного) процесса, согласно ст. 38 ГПК РФ и ст. 44 АПК РФ, являются истец и ответчик. Если в исполнительном производстве исполняются какие-либо судебные акты, вытекающие из искового производства, то возможна ситуация, при которой истцу было отказано в удовлетворении иска, а в пользу ответчика были взысканы те расходы, которые он произвел в связи с проводившимся процессом. В этом случае взыскателем будет лицо, являвшееся ранее ответчиком по исковому производству, а соответственно должником — истец.
Взыскатель и должник как процессуальные фигуры исполнительного производства возникают непосредственно только после возбуждения исполнительного производства.
Права и обязанности сторон
Права и обязанности сторон урегулированы ст. 50, другими статьями Закона об исполнительном производстве, их можно разделить на общие и специальные.
К общим правам и обязанностям относятся: право сторон при совершении исполнительных действий знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы; заявлять ходатайства; участвовать в совершении исполнительных действий; давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий; приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве; заявлять отводы; обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве. Кроме того, до окончания исполнительного производства стороны вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке. В случае если стороны исполнительного производства воспользуются правом ознакомления с материалами дела и снятия с них копий, в материалах исполнительного производства делается отметка о снятии с них копий или об ознакомлении с ними. Запись заверяется судебным приставом-исполнителем и лицом, ознакомившимся с указанными материалами или снявшим с них копии. Все заявления, жалобы, претензии взыскателя и должника, оформленные в письменном виде, регистрируются в подразделении и приобщаются к имеющимся материалам исполнительного производства.
Статья 54. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства
1. Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
2. Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).
21. Полномочия представителей организации могут быть оформлены в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — единая система идентификации и аутентификации). Документы, которыми оформляются указанные полномочия, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или иного уполномоченного на то лица. Полномочия представителей организации в случае их оформления в указанном порядке проверяются судебным приставом-исполнителем посредством единой системы идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3. Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.
31. Полномочия представителей граждан могут быть оформлены в электронном виде с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Документы, которыми оформляются указанные полномочия, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Полномочия представителей граждан в случае их оформления в указанном порядке проверяются судебным приставом-исполнителем посредством единой системы идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
4. Полномочия представителя, являющегося соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, поданном представляемым лицом судебному приставу-исполнителю.
5. Полномочия представителей, не указанных в частях 1 — 4 настоящей статьи, в том числе адвокатов, на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — иным документом.
6. Полномочия кредитного управляющего по осуществлению прав участников синдиката кредиторов и полномочия управляющего залогом по осуществлению прав залогодержателей по договору управления залогом подтверждаются договором синдицированного кредита (займа) и (или) решением участников синдиката кредиторов, принятым в соответствии с договором, и договором управления залогом соответственно.
Статья 57. Полномочия представителей сторон исполнительного производства
1. Законные представители совершают от имени недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, все действия, право на совершение которых принадлежит указанным гражданам, с ограничениями, установленными федеральным законом.
2. Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
3. В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:
1) предъявление и отзыв исполнительного документа;
2) передача полномочий другому лицу (передоверие);
3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);
5) отказ от взыскания по исполнительному документу;
6) заключение мирового соглашения, соглашения о примирении.
Сроки исполнительного производства
Исполнительное производство возбуждается на основании того или иного судебного акта (в момент подачи исполнительного листа от взыскателя).
В соответствии с действующим российским законодательством, исполнительное производство может быть бессрочным. То есть, определенных сроков для исполнительного производства в законах не указано.
Известно лишь, что началом исполнительного производства считается получение официального приказа о его возбуждении. Это указано в пункте 3 статьи № 15 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ: «Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока».
Кстати, законодательство Таиланда на исполнение судебного решения, «выделяет» судебным приставам 75-100 дней. А в Китае, несмотря на огромную численность населения, и, как следствие, большую загруженность, судебный пристав должен тратить на каждое дело максимум полгода.
Опираясь на среднюю статистику российских кредитных споров, можно сделать вывод, что в крупных городах длительность процесса исполнительного производства длится 2-4 года, в более же мелких городах – 3-6 лет. Данная разница обуславливается, в первую очередь, загруженностью судебного пристава.
К слову, в крупных городах и столицах на одного судебного пристава приходится до 1300 дел, в более мелких городах и населенных пунктах – 350-750 исполнительных производств.
После решения суда и получения кредитором исполнительного листа, он должен в течение 3 лет передать его в службу судебных приставов. Если данный срок прошел, то возбудить исполнительное производство невозможно. Есть исключение – когда взыскатель докажет в суде невозможность обратиться (передать исполнительный лист) к судебным приставам.
Если же судебный пристав закрыл исполнительное производство по определенным причинам, но кредитор не удовлетворен результатом исполнительного производства, он имеет право подать заявление на повторное возбуждение (возобновление) данного процесса.
Такое право дается взыскателю в срок не ранее, чем через 6 месяцев, и не позднее 3 лет после закрытия исполнительного листа.
Классификация субъектов исполнительного производства
Существует множество различных классификаций субъектов в исполнительном производстве. Если рассматривать разделение, предложенное Д.Х. Валеевым, то субъекты в исполнительном производстве делятся на такие группы:
- органы власти, которые осуществляют исполнение (судебные приставы);
- лица, принимающие участие в исполнительном процессе (стороны исполнительного производства и их представители);
- лица, оказывающие содействие в процессе производства (переводчики, понятые, лица, охраняющие имущество).
По предложению В.А. Гуреева и В.В. Гущина субъекты исполнительного производства нужно разделять на три основных вида:
- лица, которые законодательно наделены рядом специальных властных полномочий, делегированных государством и относящихся к исполнительному производству (суды, прокуратура, органы, занимающиеся принудительным исполнением, разного рода кредитные организации и пр.);
- лица, у которых есть прямая материальная заинтересованность в принудительном исполнении (взыскатели и должники);
- лица, оказывающие содействие при исполнении законного требования, действия которых создают необходимые условия для реализации решений судов и других органов (понятые, переводчики и другие специалисты).
Исходя из опыта классификации деление субъектов исполнительного производства на основе одного критерия видится невозможным, поскольку требует применения комбинированных критериев. К тому же стоит отметить, что исполнительное производство довольно разнообразно и разнородно. В следствие этого существует множество разнообразных субъектов исполнительного производства с различными правовыми статусами. Именно поэтому введение классификации ради самой классификации не имеет смысла. Во время классификации субъекты не просто должны быть поделены на виды исходя из теоретического рассмотрения, но и облегчать практические задачи применения и толкования законодательных норм, касающихся исполнительного производства, разъяснять особенности правовых статусов различных субъектов.
На основе вышеизложенного предлагается с целью практического изучения и применения проводить разделение субъектов исполнительного производства на такие виды:
- органы и должностные лица, выдающие исполнительные документы;
- суды;
- органы, реализующие принудительное исполнение;
- лица с законодательно предоставленными полномочиями, которые непосредственно исполняют требования исполнительного документа;
- лица, которые принимают участие в исполнительном производстве;
- лица, оказывающие содействие в исполнительном производстве.
В первую очередь такая классификация соответствует привычной классификации субъектов в гражданском процессе и к тому же в ней присутствует совокупность двух важнейших критериев: специальные публичные полномочия по принудительному исполнению и юридически значимая заинтересованность в реализации принудительного исполнения.
Перед рассмотрением отдельных групп субъектов исполнительного производства рассмотрим условия, соблюдение которых делает лицо субъектом исполнительного производства. Если брать за основу гражданский процесс, то к таким условиям относятся:
- существование норм права, дающих возможность указанному лицу принимать участие в производстве;
- факт совершения лицом действий (бездействия), или других обстоятельств, в результате которых, согласно закону, лицо вступает в производство и приобретает определенный правовой статус;
- факт наличия правосубъектности.
Два первых условия напрямую исходят из существующего в исполнительном производстве принципа, именуемого – принцип формализма. В соответствии с этим принципом для участия в исполнительном производстве лицо должно приобрести обусловленный законом правовой статус в результате наступления предусмотренных законом обстоятельств.
Приостановления исполнительного производства.
Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.
Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:
- предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
- оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
- оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:
- оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
- нахождения должника в длительной служебной командировке;
- принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
- обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
- в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
- утраты должником дееспособности;
- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
- отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
- применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
- принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
- направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.
Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
- просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.
Исполнительное производство на разных этапах
Для начала производство должно быть возбуждено судебными приставами-исполнителями. Возбуждают его в отношении физлиц и юридических лиц. 229-ФЗ об исполнительном производстве предусматривает раздел процесса на несколько этапов.
- Возбуждение дела и подготовительные работы. Судебный пристав рассматривает исполнительный документ. Сначала анализируется ситуация на добровольное исполнение решения. Если подобного добиться не получается, начинается розыск должника. Параллельно разыскивается имущество.
- Исполнение решения об исполнительном производстве в принудительном порядке. Собрав информацию об имуществе должника, нужно проверить, действительно ли оно принадлежит ему. Выделенные из взысканного имущества деньги покрывают долги.
- Завершение процедуры. Исполнительное производство прекращает действовать на основании окончания процедуры.
Служба, где действует судебный пристав, работает с соблюдением определенных стадий процесса, предусмотренных ФЗ 229, проверяяимущество должника, и заставляя его заплатить свои долги, прежде чем дело перейдет в банк данных в качестве закрытого. Каждая из них имеет определенную специфику и набор действий, которых ожидают от специалистов. Если исполнительное производство приостанавливают или заканчивают, об этом действии можно говорить, как о законном, если оно имеет под собой основания и не противоречит закону. Если же пристав делает что-то неправомерно, его действия необходимо оспаривать. Для этого можно обратиться к вышестоящей инстанции или в суд. Особенно если оказались в списке должников ошибочно, и не собираетесь выполнять предписания, что выставлены в вашу сторону незаконно.
Обращение взыскания на заложенное имущество
Обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу — судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса. При обращении взыскания на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса судебный пристав-исполнитель на основании соответствующего ходатайства залогодержателя осуществляет обращение взыскания на заложенное имущество в ходе исполнительного производства. В случае отсутствия ходатайства залогодержателя об обращении взыскания на предмет залога и о его реализации в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель на основании исполнительной надписи нотариуса изымает предмет залога у залогодателя и передает его залогодержателю для последующей реализации.
Если взыскание на имущество обращено для удовлетворения требований залогодержателя, то взыскание на заложенное имущество обращается в первую очередь независимо от наличия у должника другого имущества. Обращение взыскания в пользу залогодержателя на заложенное имущество может производиться без судебного акта об обращении взыскания.
Защита прав взыскателя в исполнительном производстве
По законодательству она возможна несколькими способами, исходя и того, насколько ощутимым был вред интересам взыскателя.
В первую очередь – это подача жалоб в различные инстанции относительно тех или иных действий либо бездействия приставов.
В частности, такой документ можно адресовать вышестоящему начальству или в суд (районный или арбитражный). А также возыметь действие может жалоба на судебного пристава-исполнителя прокурору.
Однако в любом случае затягивать с обжалованием не стоит: на написание обращения и его подачу законодательство отводит только 10 дней.
Бывает и так, что вследствие халатности приставов субъекту, который является взыскателем в исполнительном производстве, наносится ущерб. И если доказать его наличие, то возмещение причинённого вреда возможно в судебном порядке.
Обстоятельства, препятствующие правопреемству
В ряде случаев, несмотря на выбытие стороны исполнительного производства, законодательство не допускает возможность перехода прав и обязанностей выбывшего лица.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 имущественные требования и обязанности, неразрывно связанные с личностью гражданина (взыскателя или должника), в силу статей 383 и 418 ГК РФ прекращаются на будущее время в связи со смертью этого гражданина либо в связи с объявлением его умершим. Например, как уже было указано выше, не могут переходить в порядке правопреемства право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Вместе с тем, если имущественные обязанности, связанные с личностью должника-гражданина, не были исполнены при его жизни, в результате чего образовалась задолженность по таким выплатам, то правопреемство по обязательствам о погашении этой задолженности в случаях, предусмотренных законом, возможно.
Разрешая один из споров, связанных с правопреемством по исполнению алиментных обязательств, Верховный Суд РФ в Определении от 24.09.2013 N 81-КГ13-14 разъяснил, что судебное постановление, предусматривающее взыскание алиментов, возлагает на лицо обязанность ежемесячно выплачивать определенную денежную сумму, неуплата которой влечет за собой возникновение денежной задолженности (денежного обязательства). Такое денежное обязательство является долгом, не связанным с личностью, а потому обязанность по уплате этого долга переходит к наследнику должника; последний (при условии принятия им наследства) должен погасить этот долг в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Также согласно подп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ погашение задолженности умершего налогоплательщика-гражданина осуществляется его наследниками в отношении транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц в порядке, установленном гражданским законодательством. Возможность правопреемства в отношении иных налогов, а также различных сборов, включая государственную пошлину, не предусмотрена. В таком случае следует рассматривать вопрос не о замене стороны исполнительного производства, а о прекращении последнего на основании ст. 416 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве.
Не допускается замена должника по исполнительным производствам о взыскании с физического лица штрафа, назначенного в качестве административного или уголовного наказания. Нормами ч. 3 ст. 31.7 КоАП РФ, п. 1 ч. 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в таких случаях исполнительное производство прекращается.
Не допускается замена стороны по исполнительному документу, по которому взыскатель пропустил установленный срок давности его предъявления к принудительному исполнению (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 7169/04 по делу N А57-13170/02-13-34).
Не может быть произведена замена стороны исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, требования по которому исполнены (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2011 по делу N А31-7809/2009, от 31.01.2011 по делу N А31-6905/2009, Апелляционное определение Иркутского областного суда от 10.08.2017 по делу N 33-7466/2017), а также в рамках прекращенного исполнительного производства, возобновление которого невозможно (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.11.2010 по делу N А75-12557/2005).
Замена стороны исполнительного производства не предполагает выдачу нового исполнительного документа, даже если в результате процессуального правопреемства права и обязанности перешли к нескольким должникам (взыскателям). Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.10.2012 N 8798/12 по делу N А08-7924/2011, нормы законодательства об исполнительном производстве не предусматривают необходимость получения взыскателем нового исполнительного листа как при уступке прав требования в полном объеме, так и в случае их частичной уступки.
При частичной процессуальной замене первоначальный взыскатель выбывает из правоотношения в той части, в которой требование уступлено новому взыскателю, поэтому в исполнительном производстве могут оказаться несколько взыскателей, что не запрещено законодательством об исполнительном производстве, так как требования взыскателей касаются одного и того же должника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство .
———————————
По этому вопросу см. также Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2017 N 78-КГ17-17.
Согласно федеральному закону «Об исполнительном производстве», взыскателем или должником может выступать организация, гражданское лицо либо государственный орган. К тому же, у каждой стороны данного исполнительного производства может выступать группа лиц. Такой процесс называется процессуальным соучастием
Взыскателем является организация или гражданское лицо, в чьих интересах выдан исполнительный документ. Другими словами, взыскатель – лицо, имеющее присуждение, которое подкреплено исполнительным документом. В пользу определенного взыскателя возбуждается судебное исполнение.
Решение суда в большинстве случаев зависит от грамотного и инициативного взыскателя, который сможет рационально и своевременно осуществить свои права. Также все зависит от того, насколько полный пакет документов принес истец в суд.
Должник – организация/лицо, которое обязано выполнять действия, соответствующие исполнительному документу. Например, перевод имущества либо финансовых средств, либо выполнение иных обязанностей, которые регулируются исполнительным документом. Воздержание от выполнения данных обязанностей грозит должнику возбуждением судебного исполнения.
Важно учитывать, что при определении сторон в исполнительном процессе должник и взыскатель не равняются ответчику и истцу в гражданском процессе. Стороны определяются только после возбуждения исполнительного производства.
Правовой режим сводного исполнительного производства
Прежде всего следует сказать о том, что объединение исполнительных производств в сводное осуществляется по решению пристава. Могут быть соединены дела, которые велись в различных территориальных отделах ФССП и даже в других субъектах РФ. СИП реализуется в том месте, где предполагается проведение наибольшего числа действий, например, обращение взыскания на движимое и недвижимое имущество.
Из формулировки закона можно сделать вывод о том, что сотрудник ФССП обязан производить объединение различных исполнительных производств в одно. Это также является удачной организационной мерой. Объединение исполнительных производств ведется по двум направлениям:
- по должнику;
- по взыскателю.
Подход более чем разумный. Если в наличии имеется несколько дел о взыскании долгов с одного должника в пользу разных взыскателей, то создание СИП позволит контролировать справедливое распределение взысканных денежных сумм. Такая же ситуация (только зеркальная) складывается в отношении нескольких должников и одного взыскателя. Например, при взыскании долга с заемщика и поручителя, отвечающих солидарно. Такие дела в ФССП индексируются как «СД» и «СВ» соответственно.
Что важно: объединение допускается только в отношении возбужденных, но на установленную дату неисполненных исполнительных производств имущественного характера. То есть принуждение должника совершить некие действия не может стать предметом сводного исполнительного производства (сделать ремонт, не мешать пользоваться определенным имуществом и т.п.).