Система управления охраной труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система управления охраной труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 “Методические рекомендации СУОТ”. В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления. Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.

Какие документы по СУОТ должны быть в организации?

  • Приказ об утверждении Положения о системе управления охраной труда.
  • Положение о системе управления охраной труда.
  • Приказ об утверждении Политики в области охраны труда.
  • Политика в области охраны труда.
  • Программа действий по улучшению условий и охраны труда.
  • Комплект нормативно-правовых актов с требованиями охраны труда.
  • Приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ.
  • План проведения внутреннего аудита СУОТ.
  • Отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ.
  • Журнал регистрации отчетов по внутренним аудитам СУОТ.
  1. Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.
  2. СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.
  3. Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.
  4. Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.
  5. Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.
  6. СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.

Права работников службы по охране труда

Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда

При выполнении своих обязанностей сотрудники подразделения имеют определенные права, которые прописаны законодательно и утверждены в постановлении Министерства труда. Они имеют право:

  • посещать и осматривать все служебные, производственные и бытовые помещения в любое время дня и ночи;
  • ознакомляться в пределах своей компетенции с документацией по вопросам, касающейся их деятельности;
  • предъявлять начальникам отделов, а также другим должностным лицам предприятия, предписания об устранении нарушений, которые выявлены при проверках и обязательны для исполнения;
  • контролировать выполнение предписаний;
  • требовать от руководства отстранения от работы сотрудников, которые не имеют права выполнять данные виды работы, не прошли медицинские осмотры, инструктажи, не применяют в своей деятельности средства индивидуальной защиты и нарушают требования законодательства;
  • направлять руководству предложения о привлечении к ответственности сотрудников, которые не нарушают требования;
  • запрашивать, истребовать и получать от начальников отделов и подразделений всю необходимую информацию и документацию, касающуюся вопросов их деятельности;
  • требовать письменные объяснения, которые допускают нарушения законодательства;
  • привлекать к проверкам различных специалистов;
  • стимулировать тех, кто ведет активную деятельность по улучшению условий труда на предприятии;
  • выступать в качестве представителя в различных инстанциях.

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Для чего необходимо внедрять систему управления охраны труда?

Внедрение СУОТ позволяет правильно организовать деятельность и сделать ее результативной. Долгое время все действия по достижению каких-либо результатов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда сводились лишь к осуществлению контроля соблюдения установленных требований и применения штрафных санкций в случае выявления нарушений. Но нельзя только за счет проведения проверок исключить травматизм или предотвратить профзаболевания. Должен быть создан целый комплекс мероприятий, в котором контроль соблюдения требований является лишь одним из его элементов.

Можно проводить бесконечное множество проверок выполнения требований, но, если не анализировать причины возникающих несоответствий и не разрабатывать мероприятия по их устранению, не устанавливать цели по улучшению и не достигать их показателей, это не приведет к желаемому результату.

Необходимо уйти от функций администрирования, которые направлены на тотальный контроль соблюдения требований, и внедрить механизм, позволяющий комплексно управлять деятельностью, как единой системой взаимодействующих элементов, и постоянно улучшать ее показатели.

Безусловно, поддерживать идеологию о соблюдении правил безопасной работы, которой должен проникнуться каждый сотрудник, и обеспечивать функционирование СУОТ в организации должен работодатель. Ведь именно за ним остается выбор: «прикрываться бумажками» при проверках, осуществляемыми государственными надзорными органами, или в действительности повышать эффективность и результативность деятельности в области охраны здоровья сотрудников и обеспечения безопасности труда!

Вопрос 2.1.5. Организация контроля по охране труда

Периодическая оценка соответствия состояния охраны труда действующему законодательству и государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда в учреждениях, их филиалах и функциональных подразделениях. При этом устанавливается единый порядок организации, проведения и оформления результатов оперативного «внутрифирменного» («внутриучрежденческого») контроля за состоянием охраны труда.

Поскольку ответственный перед работодателем руководитель должен производить анализ и оценку деятельности работников (и учреждения – работодателя в целом) по обеспечению требований охраны труда, выполнения законодательно установленных ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ, то для этого он должен организовать контроль за исполнением требований охраны труда.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний и осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с принятием необходимых мер по их устранению.

Такую систему локального (корпоративного) контроля естественно назвать «внутрифирменной» («внутриучрежденческой»), но требование сразу двух самостоятельных нормативных документов (бывших Госгортехнадзора России и Госсанэпиднадзора России) несколько лет назад ввело и, видимо, надолго закрепило за ней другое название – «производственный контроль».

Производственный контроль носит в отличие от других видов контроля – государственного и профсоюзного – «частный» характер, ибо осуществляется отдельным субъектом права – юридическим (организация) или физическим (индивидуальный предприниматель) лицом и должен являться составной частью системы корпоративного управления охраной труда. Осуществляется производственный контроль путем проведения комплекса мероприятий.

Основной принцип контроля за состоянием условий и охраны труда – регулярность проверок, проводимых руководителями разных уровней управления по определенной схеме. Такой контроль называется многоуровневым.

Число уровней зависит от масштаба учреждения. В очень маленьком учреждении таких уровней может быть два – на местах и в учреждении в целом. В крупных учреждениях уровней контроля может быть пять-шесть.

Наиболее часто встречается трехуровневый контроль. Именно его мы и рассмотрим.

В рамках трехуровнего контроля контроль за состоянием условий и охраны труда осуществляют:

¨ руководители I уровня управления – непосредственные руководители работ на объектах;

¨ руководители II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители);

¨ руководители III уровня управления – руководители и главные специалисты учреждения.

Руководители I уровня управления осуществляют контроль ежедневно. Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.

При территориальной разбросанности рабочих мест, оборудования, объектов контроль организуется так, чтобы в течение недели были проверены все рабочие места (объекты), где ведутся или будут производиться работы.

Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц.

При территориальной разбросанности подразделений и производственных объектов, отдельных рабочих мест и установок контроль организуется так, чтобы в течение месяца были проверены все объекты контроля.

В крупных учреждениях приходится либо реже проверять на II и Ш уровнях контроля, либо вводить IV, V, VI, VII, VIII – уровни контроля.

Легко видеть, что чем выше уровень управления, тем больше становится объектов, требующих контроля. Чтобы увязать физические возможности руководителей (особенно первого) с требованиями систематического контроля, руководитель, сам, проводя проверку, может привлечь к проверке объектов своих заместителей, главных специалистов и других (подчиненных ему) руководителей и специалистов с тем, чтобы объекты контроля проверялись не реже одного раза в месяц.

Частота и порядок контроля других уровней устанавливаются в каждом конкретном случае применительно к специфике деятельности учреждения, документами ее системы управления охраной труда.

Результаты проверок по первому уровню контроля отражаются в «Журнале проверок состояния условий труда». Выявленные при проверке нарушения и недостатки должны немедленно устраняться, а те, которые нельзя устранить силами бригады, смены или устранение которых не входит в компетенцию непосредственного руководителя работ или объекта, записываются в «Журнале проверок состояния условий труда» и об этом ставится в известность руководство подразделения, куда входит данный объект.

Результаты проверок по второму уровню контроля оформляются актом, в котором дается оценка состояния условий труда и работы руководителей объектов с выводами и предложениями по устранению выявленных нарушений.

По результатам проверок второго уровня контроля разрабатывается план мероприятий устранения выявленных нарушений и издается приказ по функциональному подразделению.

Результаты проверок по третьему уровню контроля оформляются актом и обсуждаются на расширенном заседании руководства, где заслушиваются первые руководители функциональных подразделений с оценкой их деятельности по вопросам охраны труда с выводами и предложениями по устранению выявленных нарушений. Решения, принятые на заседании (совещании), оформляются протоколом.

По результатам проверок третьего уровня контроля разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных нарушений и издается приказ по учреждению в целом.

Работа по оперативному контролю считается проведенной, если сделана запись о выявленных недостатках или об их отсутствии в «Журнале проверок состояния условий труда», проверяемых объектов или результаты такой работы документально оформлены актом проверки или предписанием.

В «Журнале проверок состояния условий труда» проверяемых объектов должны быть отражены дата проверки, фамилия, инициалы и должность проверяющего, выявленные недостатки и предложения по их устранению, сроки и ответственные за исполнение лица.

Работники службы охраны труда обязаны не реже одного раза в месяц проверять правильность ведения журнала, своевременность устранения недостатков и делать об этом соответствующую запись.

Необходимость разработки Положения о службе охраны труда

После проведения расчета численности и определения структуры будущей службы охраны труда, работодатель должен разработать и ввести в действие локальным нормативным актом Положение о службе охраны труда (далее – Положение) и должностные инструкции работников службы.

При составлении Положения для разграничения обязанностей и задач работников службы допускается закрепление за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями (п.14 Рекомендаций), а также указать информацию о персональной ответственности при недостижении поставленных целей и задач.

Также работодатель должен организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда работников службы, обеспечить их современным оборудованием, средствами связи с доступом к Интернету, к электронным базам данных по охране труда, а по возможности допускается организация кабинетов (уголков) по охране труда, оснащенных современным оборудованием и нормативно-правовыми документами в области охраны труда.

Что обязан делать работодатель и отдел ОТ, чтобы обеспечить охрану труда в организации

При выборе мер рекомендуется опираться на Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

В целом руководители совместно со специалистами службы должны придерживаться пунктов ст. 212 ТК РФ, в которой установлены следующие обязанности:

Список мероприятий может пополняться. Если у компании нет финансовых затруднений, охрана труда на предприятии может предполагать проведение дополнительных мероприятий для поддержания здоровья сотрудников. Например, возможна организация санаторно-курортного лечения за счет работодателя, проведение внеочередных обследований в клиниках и т.д.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]

Читайте также:  Москвичи смогут пожениться в красивую дату 23 июля 2023 года

Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:

1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений

2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)

Правовое регулирование

Сразу скажем, что в Трудовом кодексе РФ про основные функции службы охраны труда ничего не сказано. В частности, статья 217 ТК РФ, посвящённая этой структуре, не поясняет, какие функции возлагаются на службу охраны труда. В ней отражены лишь основные организационные моменты. Указанная статья отсылает к постановлению Министерства труда России от 08 февраля 2000 года № 14 (далее также – Постановление № 14). Им утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации. В том числе задачи и функции службы охраны труда.

Несмотря на давность принятия этого постановления Минтруда, перечисленные в нём функции службы охраны труда на предприятии не потеряли своей актуальности. В 2014 году этот документ был актуализирован приказом от 12 февраля № 96.

Структура управления охраной труда

Структура управления охраны труда представляет собой определенное строение, внутреннее устройство охраны труда.
Таким образом, данное понятие направлено на организационное взаимодействие, в том числе нацеленное на сферу сохранения жизни и здоровья работников, соответствующих определенным условиям конкретного вида экономической деятельности.

В рамках данного этапа развития законодательная нормативная база в сфере охраны труда характеризуется сферой государственного регулирования. Формирование данного направления осуществляется на основании сферы государственного контроля, при этом правовые нормы характеризуются в данной сфере превентивными мерами, которые направлены на сферу сохранения жизни и здоровья, в том числе в сфере предотвращения нарушений законодательства.

Каковы задачи службы по охране труда?

Организация охраны труда на предприятии — это комплекс мероприятий, инициируемые руководством предприятия и службой по охране труда.

В свою очередь, служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

По инициативе работодателя либо работников создаются комитет по охране труда, в состав которого входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия)по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований организации охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда (ст. 218 ТК РФ).

Основными задачами службы охраны труда согласно Рекомендациям являются: — разработка системы управления ОТ в организации по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; — контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; — организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда; информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда; — изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Организация охраны труда подразумевает контроль руководителя предприятия службы по охране труда. Контроль также осуществляют служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за деятельность службы несет также руководитель организации. Работники службы ответственны за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда и должностными инструкциями.

Распределение обязанностей между работниками в сфере охраны труда

В целях обеспечения функционирования СУОТ обязанности по охране труда в организации не могут быть возложены только на службу охраны труда, так или иначе в этом процессе задействуются все работники. В первую очередь, для всех работников установлены обязанности соблюдать требования охраны труда и применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

Что касается обеспечения безопасных условий и охраны труда, кроме руководителя организации, участвовать в этом приходится его заместителям, начальникам подразделений или другим должностным лицам. Насчет того, как распределить обязанности между должностными лицами, есть рекомендации в Типовом положении. Так, согласно его п. 17 при распределении обязанностей работодателя, установленных ст. ст. 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221 — 223, 225 — 229.2, 370 ТК РФ, и работника (ст. ст. 21 и 214 ТК РФ) в сфере охраны труда рекомендуется использовать уровни управления, а именно уровни:

  • производственной бригады;
  • производственного участка;
  • производственного цеха (структурного подразделения);
  • филиала (обособленного структурного подразделения);
  • службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
  • организации-работодателя в целом.

Какова роль службы охраны труда в деятельности СУОТ?

Управление охраной труд на предприятии до 50 человек стоит за работодателем или тем, на кого соответствующие обязанности возложили приказом. Если же в организации более 50 сотрудников, то эти полномочия за специалистом по охране труда.

Так же дела обстоят и с СУОТ. В этом случае все должны действовать сообща, как единый механизм, в том числе и руководитель организации, который будет финансировать данное внедрение 🙂

Но ключевое лицо, отвечающее за функционирование СУОТ, – это специалист по охране труда.

Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, потому как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов вашей организации.

Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.

Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок внедрения может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.

Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений.

То есть если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный пакет документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению, далее смотрите по необходимости. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно 🙂

Читайте также:  Скоростной режим на дорогах России - штрафы за превышение скорости

Но чем больше организация, тем больше направлений в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска должны быть, какой стаж работы и так далее.

Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие внедрения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.

Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.

Кому-то может показаться, что политика в области охраны труда – это лишний документ в СУОТ. Ан нет! Это важный документ и должен быть даже у небольших компаний: он содержит цели, которых ваша организация стремится достичь, внедряя систему управления. Это могут быть:

  1. Повышение организационной культуры в области охраны труда.
  2. Изменение отношения работников к собственной безопасности и к безопасности коллег.
  3. Повышение ответственности в процессе выполнения работы.
  4. Подчеркивает приверженность компании к определенным целям.

В идеале это должны быть не пустые слова, а реальная стратегия организации к снижению травматизма и повышения важности охраны труда в целом.

Также политика в области охраны труда понадобится для участия в тендерных закупках крупных компаний и холдингов – этот документ они в обязательном порядке запрашивают.

СТП 581-6.7-001-2006 СУОТ. Руководство по системе управления охраной труда.

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

  • контролировать опасные производственные факторы;
  • управлять производственными рисками;
  • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
  • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
  • создать интегрированную систему менеджмента.

Система управления охраной труда состоит из основных элементов:

  • политики;
  • организации;
  • планирования и применения;
  • оценки;
  • действий по совершенствованию.

Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.

Документацию по охране труда нужно вести аккуратно и актуализировать по мере необходимости в зависимости от масштаба и профиля предприятия. Подобная информация должна доводиться до сведения работников и быть доступной в любое время. Документация может охватывать:

  • политику по охране труда;
  • распределение обязанностей по охране труда;
  • главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;
  • учет мероприятий по охране труда;
  • перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профессиональных заболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;
  • нормативы и правила охраны труда;
  • учет вредного воздействия;
  • результаты контроля состояния производственной среды;
  • данные обследования состояния здоровья сотрудников;
  • результаты мониторинга;
  • технические и организационные процедуры;
  • инструкции и прочие взаимосвязанные внутренние регламенты.

Еще один ключевой элемент СУОТ заключен в создании внутренних коммуникаций на предприятии для:

  • получения и документирования сообщений, связанных с охраной труда, и надлежащего реагирования на них;
  • передачи информации по охране труда между различными уровнями в структуре предприятия;
  • получения идей и предложений по охране труда от работников и их представителей.

Генеральным директором ОАО «РПЗ»

Система управления охраной труда (СУОТ) — это инструмент, который устанавливает политику и цели организации в соблюдении требований ОТ, а также описывает методы их достижения. По сути, это комплекс документов и мероприятий, которые помогают работодателю последовательно и эффективно сохранять жизнь и здоровье сотрудников, снижать травматизм и развивать культуру безопасности.

По законодательству каждый работодатель обязан создать и внедрить СУОТ у себя в организации. Это означает, что каждый работодатель должен разработать, утвердить и реализовать мероприятия, которые наилучшим образом обеспечат безопасность работников.

Создать и обеспечить функционирование СУОТ работодателя обязывает статья 212 ТК РФ. Помимо этого, согласно ТК РФ, именно работодатель в целом несет ответственность за организацию работ по ОТ и обязан обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Выполнить эти обязанности работодателю помогает в том числе создание и внедрение СУОТ.

Основная цель СУОТ — обеспечить сотрудникам организации безопасные условия труда и снизить травматизм до нуля. Достичь этой цели одномоментно нельзя, это длительный процесс, поэтому в положении о СУОТ указывают промежуточные цели. Их можно реализовывать последовательно или параллельно — в любом случае они должны приближать основную цель.

В этой связи в положении также указываются промежуточные цели, последовательная реализация которых приближает итоговую цель — нулевой травматизм. Количество установленных целей зависит от специфики деятельности организации.

Если говорить более предметно, то у СУОТ есть следующие цели:

  1. обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений, в ходе технологических процессов, при работе с инструментами, оборудованием, сырьем и материалами
  2. создать на каждом рабочем месте условия, соответствующие требованиям охраны труда
  3. организовать контроль за условиями труда на рабочих местах
  4. провести специальную оценку условий труда (СОУТ)
  5. информировать работников об условиях и безопасности труда на их рабочих местах, о риске повреждения здоровья на работе и о том, какие им положены гарантии, компенсации и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Действие ТК РФ, который регламентирует все, что касается СУОТ, распространяется на отношения работника и работодателя. Поэтому СУОТ должна быть в каждой функционирующей организации, в которой есть нанятые сотрудники. Каждый работодатель должен разработать СУОТ и положение о СУОТ, а также выпустить приказ об утверждении положения о СУОТ до того, как начнет нанимать сотрудников.

Приказ об утверждении положения о СУОТ — это документ, который выпускает работодатель после того, как положение о СУОТ готово и согласовано с работниками или уполномоченными ими представительными органами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *