Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютный рынок и его государственное регулирование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деятельность предпринимателя на валютном рынке может пониматься как деятельность любого субъекта правоотношения, имеющего юридический статус предпринимателя, что ассоциируется с пониманием валютного рынка в широком смысле, а также как деятельность предпринимателя — профессионального участника, если речь идет о валютном рынке России в узком смысле.
Государственное регулирование на валютном рынке
Государственное регулирование на валютном рынке проявляется в контроле со стороны государства за его функционированием с использованием традиционных методов денежно-кредитного регулирования: валютных ограничений и валютного контроля.
Валютным ограничением считается запрещение, лимитирование и регламентация операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами с валютой и валютными ценностями.
Валютные ограничения устанавливаются законодательно, с использованием мер административного воздействия.
Валютные ограничения — это также одно из характерных проявлений валютной политики государства.
Валютные ограничения выражаются в ограничении ввоза и вывоза валюты и валютных ценностей, в регулировании платежного баланса и курса валюты, в обязательной продаже части валютной выручки, в ограничениях, связанных с добычей и промышленной обработкой драгоценных металлов и драгоценных камней, в ограничениях по совершению ряда операций с валютой и валютными ценностями резидентами и нерезидентами, в ограничениях, касающихся ввоза и вывоза товаров в национальное государство и из государства, продаже товаров за иностранную валюту на территории государства и других мероприятиях государства по защите своих валютно-финансовых интересов.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Согласно Закону о валютном регулировании основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Контроль проводится путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов, соблюдения ими правовых актов в области валютного регулирования и контроля.
В процессе контроля определяется соответствие валютных операций действующему законодательству, выявляется наличие необходимых лицензий, разрешений и т.д.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля.
Полномочия Правительства РФ в области валютного контроля осуществляет Министерство финансов РФ в лице его территориальных органов валютного контроля Органами валютного контроля являются Банк России, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (ст.11 Закона о валютном регулировании).
К органам валютного контроля относятся, в частности, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство экономического развития и торговли РФ.
В правовых актах России определены цели, задачи и функции органов валютного контроля.
Так, Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет функции экспортного контроля, участвует в осуществлении контроля за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов; Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
Органы валютного контроля обладают более широкими полномочиями, чем агенты.
Они могут издавать в пределах своей компетенции правовые акты, определять порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям, привлекать нарушителей валютного законодательства к ответственности, отзывать выданные лицензии и разрешения, обращаться в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица, если оно систематически нарушает валютное законодательство, и т.д.
Вместе с тем в судебной практике бывает затруднительно четко разграничить функции между органами валютного контроля.
В связи с этим организация, нарушившая предписания валютного законодательства, подвергается наказанию одновременно со стороны двух органов валютного контроля.
В одном из арбитражных дел заместитель Председателя ВАС РФ внес протест на постановление апелляционной и кассационной инстанций, которые, в отличие от арбитражного суда первой инстанции, полагали, что применение последовавших друг за другом штрафных санкций со стороны двух разных органов валютного контроля за нарушение валютного законодательства, выразившееся в незачислении валютной выручки от экспорта металлопродукции и в совершении операции, связанной с движением капитала, без разрешения Банка России, является правомерным.
По мнению Президиума ВАС РФ, если один контролирующий орган (в рассматриваемом случае — Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю — ВЭК России) уже применила санкцию к юридическому лицу за нарушение валютного законодательства, повторное привлечение его к ответственности таможенным органом за совершение этого же правонарушения является неправомерным.
В другом случае ВЭК России взыскала штраф с коммерческого банка за нарушение порядка учета валютно-обменных операций.
Арбитражный суд кассационной инстанции нашел решение ВЭК России превышением полномочий.
По мнению суда, право на взыскание штрафа за нарушение правил ведения и учета валютно-обменных операций в соответствии с п.2 ст.14 Закона о валютном регулировании принадлежит Банку России.
Все юридические лица должны осуществлять обязательную продажу 50% валютной выручки, получаемой ими от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Продажа осуществляется через банки и иные кредитные организации, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют к рублю (по курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации) на день (момент) продажи.
Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом РФ (п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании).
Такой порядок был установлен Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», в котором определено, что валютная выручка от экспорта товаров (работ и услуг) юридических лиц независимо от форм собственности и места регистрации, включая юридические лица с иностранными инвестициями, подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу рубля в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.
Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
Валютный рынок и внешнеэкономическая деятельность связаны самым непосредственным образом.
Внешнеэкономическая деятельность проявляется в экспорте и импорте товаров и услуг, в совершении сделок по купле-продаже иностранной валюты, в обмене интеллектуальной деятельностью и т.д.
Отношения в области внешнеэкономической деятельности, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг и результатов интеллектуальной деятельности, регулируются комплексно: с помощью норм гражданского, валютного, таможенного, налогового и другого законодательства.
Валютное законодательство предусматривает осуществление контроля за поступлением валютной выручки на валютный рынок государства с целью защиты экономических интересов Российской Федерации.
Другими словами, цель валютного регулирования внешнеэкономических отношений — обеспечить полное и своевременное поступление иностранной валюты при экспорте и импорте товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности в Российскую Федерацию.
Основными правовыми актами, служащими такой цели, являются Закон о валютном регулировании, Таможенный кодекс РФ, КоАП РФ, Указы Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»; от 6 марта 1995 г. N 245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», постановление Совета Министров — Правительства РФ от 6 марта 1993 г. N 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», Инструкция Банка России N 86-И и ГТК РФ N 01-23/26541 от 13 октября 1999 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», Инструкция Банка России N 91-И и N 01 -11/28644 от 4 октября 2000 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».
При экспорте и импорте товаров российские предприниматели заключают договоры (контракты) содержащие валютно-финансовые условия о цене товара, способе (форме) и валюте платежа (валюте долга, страховании валютного риска и др.).
При экспорте товаров российский предприниматель должен не только заключить контракт со своим контрагентом, но и вступить в определенные отношения с уполномоченным банком, в котором у него открыт валютный счет, а также с таможенными органами, осуществляющими контроль за прохождением товаров через границу Российской Федерации.
По каждому заключенному контракту предприниматель-экспортер оформляет в уполномоченном банке Паспорт сделки, содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля.
Для оформления Паспорта сделки экспортер предъявляет оригинал и копию контракта, на основании которого был составлен Паспорт сделки.
Если условиями контракта предусматривается осуществление операции, связанной с движением капитала, для проведения которой требуется разрешение Банка России, экспортер обязан предоставить уполномоченному банку копию соответствующего разрешения.
Паспорт сделки подписывается экспортером и уполномоченным банком, в котором для экспортера открыт транзитный валютный счет и на который в последующем должна поступить вся валютная выручка, полученная от контрагента-нерезидента.
Подписание Паспорта сделки означает для экспортера и уполномоченного банка принятие на себя определенных обязанностей.
Банк принимает контракт на расчетно-кассовое обслуживание и выражает согласие на выполнение функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.
В свою очередь экспортер обязуется обеспечить полное соответствие сведений, указанных в Паспорте сделки, условиям контракта и зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту на транзитный валютный счет.
В частности, уполномоченный банк имеет право отказать в подписании сделки, если будет установлено: несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в Паспорте сделки; несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства РФ; отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, и др. (п.3.9 вышеназванной Инструкции N 86-И).
Помимо экспортера и уполномоченного банка в отношении по валютному регулированию и контролю экспортных операций участвуют таможенные органы.
Они принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении в дополнение к грузовой таможенной декларации и прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством, ксерокопии Паспорта сделки, подтвержденной подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и оттиском круглой печати экспортера.
Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в Паспорте сделки, данным, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта.
При отсутствии расхождений и выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии Паспорта сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью, что позволяет таможенным органам осуществить выпуск товара за пределы Российской Федерации.
Экспортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в уполномоченный банк оформленную согласно требованиям ксерокопию грузовой таможенной декларации.
По каждому контракту, в соответствии с которым оформлен Паспорт сделки, банк ведет учет операций, связанных с поступлением в пользу экспортера или переводом экспортером нерезиденту денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.
Валютное законодательство предусматривает ответственность экспортера и уполномоченного банка за нарушение правил валютного контроля за поступлением в Россию валютной выручки от экспорта товаров.
Такая ответственность может быть применена на основании КоАП РФ (ст.15.25 «Нарушение валютного законодательства»), а также Закона о Банке России и Закона о валютном регулировании.
Иностранная валюта является средством платежа по импортным контрактам, и, может уплачиваться с банковского счета импортера, в том числе вперед, в форме авансового платежа, когда еще не поставлен товар на территорию России, может оплачиваться выданным импортером простым или переводным векселем, выраженным в иностранной валюте или в валюте РФ.
Передача товаров, импортируемых по контракту на территорию Российской Федерации, возврат уплаченного импортером аванса или предварительной оплаты, а также иные платежи по контракту в пользу импортера могут быть осуществлены как нерезидентом, являющимся стороной по контракту, так и иным нерезидентом.
Базовым документом валютного контроля при импорте товара является Паспорт импортной сделки.
Его оформляет предприниматель-импортер в уполномоченном банке, в котором у него открыт валютный счет и в котором осуществляются расчеты за импортируемые по контракту товары.
Предприниматель-импортер представляет вместе с Паспортом импортной сделки копию контракта, заверенную в установленном порядке, а также заверенные копии разрешений на осуществление валютных операций, полученные импортером, в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ осуществление валютных операций, предусмотренных условиями контракта, требует получения соответствующих разрешений.
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Регулирование режима конвертации валюты
Примечательно, что ещё совсем недавно владение валютой частными лицами в РФ расценивалось как уголовное преступление. Нельзя было легально обменять валюту, при этом чёрный валютный рынок процветал. Одновременно с этим для предприятий было предложено множество валютных курсов по льготным ставкам, что максимально способствовало процветанию коррупции и злоупотреблению служебным положением.
Множественность валютных курсов – это дифференцированность курсов валют по различным операциям, группам товаров и странам, которая характерна для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Необходимо отметить, что некоторые ограничения конвертации валюты сохранялись даже в развитых странах Западной Европы до середины 1980-х гг. А Китай и вовсе поощряет конвертацию долларов в юани, при этом обратная операция всегда сопровождается некоторыми трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот для того, чтобы вывезти валюту из страны потребуется немало усилий: получение многоступенчатых разрешений и согласований.
Всем, кто хочет купить за юани доллары для вывоза их из страны, в первую очередь, пытаются продать вместо валюты китайские товары для вывоза за границу.
Граждане Китая вправе получать доллары из-за рубежа, хранить валюту в банках, а также покупать за доллары юани. Покупать доллары внутри страны уголовно наказуемо. Ограничения на конвертацию валюты могут выступать в качестве необходимой меры для зашиты внутреннего рынка страны на этапе формирования. При этом со временем они могут сыграть роль тормоза в процессе расширения международных связей и экономического развития. В этой связи обязательно стоит сказать о том, что международный опыт свидетельствует о том, что вначале государства должны снять ограничения с нерезидентов и только после с резидентов. Следующим этапом должно идти ослабление контроля за проведением текущих операций и только завершающим – либерализация режима вывоза капитала. Только после отмены всех перечисленных выше ограничений национальная валюта с юридической позиции станет свободно конвертируемой.
Регулирование движения капитала
Среди операций, которые связаны с регулированием движения капитала, выделяют прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также иные валютные операции, которые имеют срок более 180 дней.
Существует несколько ключевых форм валютного регулирования движения капитала:
- Лимит на вывоз национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг.
- Процедура разрешения вывоза капитала, иными словами, все без исключения операции по вывозу капитала должны быть разрешены к исполнению органами валютного контроля.
- Запрет на инвестиции нерезидентов и продажа им национальных ценных бумаг.
- Принудительная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке.
- Лимит на ввоз валюты в страну и её вывоз для частных лиц.
- Лимит на форвардные продажи национальной валюты.
Основные направления валютного регулирования в России:
- развитие национального валютного рынка;
- регламентация режима валютного курса;
- определение сферы применения иностранной валюты в стране;
- регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
- определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
- определение полномочий и функций органов валютного регулирования.
Методы валютного регулирования
Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:
- управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
- валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
- защита национальной экономики и валюты;
- введение ограничений по операциям с валютой;
- девальвация и ревальвация;
- управление золотовалютными резервами;
- реализация и приобретение золота;
- внесение изменений в режим обратимости валюты;
- диверсификации резервов валюты;
- регулирование баланса.
Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:
- импортных и экспортных;
- ценных бумаг;
- по обмену валютных ценностей;
- реализация доли валютной выручки.
Цели валютного регулирования и контроля
Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.
Также валютное регулирование имеет цели:
- тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
- конечная задача – полная конвертируемость валюты.
Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.
Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:
- определение соответствия операций установленным номам;
- проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
- проверка обоснованности действий;
- надзор за полнотой предоставленных сведений.
Валютные операции на валютном рынке
Такие операции совершают банки, физические лица и компании.
С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.
На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.
Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.
При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.
Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
Статья 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает следующие права и обязанности для резидентов-участников валютных операций:
- Резидент вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте без ограничения, если иное не предусмотрено действующим российским законодательством.
- Расчет при осуществлении валютных операций производится организациями — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено действующим законодательством (расчеты могут производиться через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета).
- Расчет при осуществлении валютных операций производится физическими лицами –резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций:
- передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
- дарение валютных ценностей близкому родственнику или супругу;
- получение валютных ценностей по праву наследования;
- приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования и другое.
- Расчеты при осуществлении валютных операций производится физическими лицами через счета, открытые согласно ст. 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.
- Центральный банк РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона.
- Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением, в случае необходимости, конверсионной операции по курсу.
- Для учета денежных средств нерезидентов профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают специальные брокерские счета в уполномоченных банках.
Итогом работы является раскрытие следующих вопросов: что такое -государственное регулирование, и каковы особенности регулирования именно международных валютных отношений.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика. Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. MBО являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В МВО сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно потоки капитала.
Валютная политика — составная часть экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политики — валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты.
Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать сто через золото.
МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.
По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран -•торговых партнеров данной страны.
Курс рассчитывается на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).
В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель — оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели — привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.
Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.
Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.
Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.
В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются, прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (далее — ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму, как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.
В мире насчитывается более 30 разл��чных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.
В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.
В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство — итальянское валютное бюро.
Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.
Действующий в настоящее время закон выделяет из валютных операций операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте и эти валютные операции подразделяет на текущие и «капитальные». В новом Законе указанное деление проводится только в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами вне зависимости от объекта сделки. Закрытый перечень капитальных операций уменьшен и полностью приведен в Законе. Фирмы, которые проводят такие операции, по-новому Закону не должны получать на них индивидуальные разрешения, но, как и прежде, могут столкнуться с различными ограничениями.
Согласно новому Закону, часть этих ограничений может вести Правительство России, часть — Центральный банк. Если они этого не сделают, все валютные операции можно проводить без ограничений, то есть по принципу «все что не запрещено, то разрешено». Списоквозможных ограничений по капитальным операциям также закрытый.
Таким образом, рассмотрев понятие государственного регулирования международных валютных отношений и валютной политики, можно сделать вывод о том, что существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования. Однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны.
III. «Товар» на валютном рынке
Если мы скажем, что товаром на валютном рынке являются деньги, мы будем правы только отчасти. Действительно, деньги, как иностранные, так и российские, независимо от своей формы (наличная, безналичная), имеют хождение на валютном рынке. Именно деньги, независимо от страны происхождения, называют валютой. Рубли — валютой РФ, а прочие деньги — иностранной валютой.
Прямое отношение к этому рынку имеют и ценные бумаги, т.к. они удостоверяют право на получение денег. Ценные бумаги делятся на:
— внутренние, к ним относятся зарегистрированные в РФ эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых выражена в рублях, а также все прочие ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей и выпущенные на территории РФ;
— внешние, к ним отнесены все прочие ценные бумаги.
Иностранная валюта и внешние ценные бумаги относятся к валютным ценностям.
Организации, осуществляющие валютное регулирование
Основными государственными институтами, осуществляющих валютное регулирование, в ряде стран с рыночной экономикой являются Центральный Банк и Правительство страны.
Как правило, данные государственные органы занимаются изданием нормативных актов, обязательных для исполнения для резидентов и нерезидентов страны, осуществляют валютный контроль в рамках проводимой валютной политика государства. Центральный Банк определяет стандартные формы учета и отчетности по валютным сделкам, порядок и сроки их предоставления в государственные органы, подготовку и публикацию статистической информации по валютным сделкам.
В европейских странах валютным регулированием ведают также министерства финансов, центральные эмиссионные банки, специальные правительственные учреждения, регулирующие валютные сделки на фондовых и валютных биржах.
Валютная интервенция — это целевые операции по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами его повышения или понижения.
С институционной точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность банков, валютных бирж и других финансовых институтов.
С организационно-технической точки зрения валютный рынок – это совокупность телеграфных, телефонных, телексных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих в единую систему банки разных стран, осуществляющих международные расчеты, кредитные и другие валютные операции.
По сфере распространения валютный рынок подразделяется на международный и внутренний рынки.
Как международный, так и внутренний рынок состоит из ряда региональных рынков, которые образуются финансовыми центрами (банками, биржами) в отдельных регионах мира или данной страны.
Решающим фактором при торговле валютой является информация. Обмен информацией, проводится через сеть спутниковой и мониторной связи. Мониторы установлены во всех финансовых учреждениях, торгующих иностранной валютой. Они имеются также у маклеров и других заинтересованных лиц и организаций. В конце 80-х гг. банки совершали 85-95% валютных сделок между собой на межбанковском рынке, а также с торгово-промышленной клиентурой. В середине 90-х гг. все большее число сделок совершается не банками, а инвестиционными фондами.
2. Международный валютный рынок
Международный валютный рынок — это самый большой финансовый рынок в мире, на котором осуществляются международная торговля и обмен иностранных валют. Каждый день на нем происходят сделки на десятки и даже сотни миллиардов долларов. Международный валютный рынок отнюдь не централизованное мероприятие, он действует через ряд многочисленных учреждений, а участвующие в рыночном процессе дилеры и брокеры связываются друг с другом посредством телексов, телефонов и телефаксов.
Международный рынок охватывает валютные рынки всех стран мира. Под ними понимается цепь тесно связанных между собой системой кабельных и спутниковых коммуникаций мировых региональных валютных рынков. Между ними существует перелив средств в зависимости от текущей информации и прогнозов ведущих участников рынка относительно возможного положения отдельных валют.
Первоначально в валютной системе появились национальные валютные рынки. Региональные (национальные) валютные рынки начали складываться еще в прошлом веке. К числу основных предпосылок формирования региональных валютных рынков можно отнести:
1. развитие и углубление международных экономических связей;
2. создание мировой валютной системы, возлагающей на страны-участницы определенные обязательства в отношении их национальных валютных систем;
3. концентрация и увеличение банковского капитала, рост транснациональных корпораций, углубление интеграционных процессов между странами;
4. совершенствование средств связи, упростивших контакты между валютными рынками;
5. развитие информационных технологий, скоростная передача сообщений о курсах валют, банках, состоянии их корреспондентских счетов, тенденциях в экономике и политике.
По мере развития региональных рынков и их взаимных связей сложился единый мировой валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. Поэтому сегодня уже только условно можно говорить о региональных валютных рынках: они все тесно связаны между собой сложной и быстродействующей системой коммуникации, которая делает их составной частью мирового валютного рынка. На сегодняшний день валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, а также страхование валютных и кредитных рисков. Современные валютные рынки характеризуются следующими основными особенностями:
— Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света.
— Техника валютных операций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентским счетам банков.
— Широкое развитие валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков. При этом ранее практиковавшиеся валютные операции, отражавшиеся в банковских балансах, заменяются срочными и другими валютными сделками, которые учитываются на внебалансовых статьях.
— Нестабильность курсов валют, курс которых, как любой биржевой товар имеет зачастую свои тенденции, не зависящие от фундаментальных экономических факторов.
Сегодня международный валютный рынок FOREX (рынок конверсионных валютных операций, FOReign EXchange market) — это система взаимодействующих между собой с помощью новейших информационных технологий региональных валютных рынков. FOREX – самый большой рынок в мире, составляющий сегодня по объему до 90 % всего мирового рынка капиталов. Тысячи участников этого рынка — банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды, финансовые и страховые компании — в течение суток покупают и продают валюту, заключая сделки за несколько секунд в любой точке земного шара. Объединенные в единую гло��альную сеть спутниковыми каналами связи с помощью совершеннейших компьютерных систем они создают оборот валютных средств, который в сумме за год в 10 раз превышает общий годовой валовой национальный продукт всех государств мира.
Рынок FOREX (FOReign EXchange market) — межбанковский рынок, сформировавшийся в 1971 году, когда международная торговля перешла от фиксированных курсов валют к плавающим. Главный принцип на FOREX заключается в обмене одной валюты на другую. При этом курс одной валюты относительно другой определяется очень просто: спросом и предложением – обмен, на который согласны обе стороны.
Это позволило ему в наше время превратиться в самый крупный и одновременно емкий рынок. Такая ситуация обусловлена тем, что на сегодняшний день рынок FOREX обслуживает не только внешнюю торговлю, но и международное движение капиталов, а также выступает ареной для всяческих спекулятивных операций. Доля последних в общем объеме операций выросла за последнее десятилетие в несколько раз. Торговля валютой сама по себе стала отдельным видом экономической деятельности: дневной оборот мирового валютного рынка достигает более триллиона долларов, не менее 80% всех сделок составляют спекулятивные операции, имеющие целью извлечение прибыли от игры на разнице валютных курсов. Игра эта привлекает множество участников, как финансовых организаций, так и индивидуальных инвесторов. FOREX объединяет четыре региональных рынка: азиатский, европейский, американский, австралийский. Обменные операции не прекращаются в течение всей рабочей недели, рынок работает 24 часа в сутки. Относительное затишье на рынке FOREX наблюдается лишь с 23:00 до 4:00 часов по московскому времени. Это связано с тем, что 4 часа утра — открытие Токийской биржи и 23 часа — закрытие Нью-Йоркской.
На любом рынке есть три обязательных составляющих: товар, продавец и покупатель. На валютном рынке все это тоже есть, и государство активно регулирует деятельность на нем. Почему? Да потому что по своей сути валютный рынок — это место, где покупаются и продаются деньги, а деньги для любого государства являются топливом, без которого может рухнуть вся экономика. На валютном рынке товаром являются самые разные деньги, как свои, так и иностранные, а также ценные бумаги, ценность которых состоит в способности превращаться в те же деньги. Теперь понятно, что в регулировании валютного рынка кровно заинтересованы банки и другие финансовые организации, например, страховые компании, потому что для них деньги чуть ли не единственный ресурс, за счет которого они живут и развиваются.
Если позволить всякому и каждому бесконтрольно проводить различные валютные операции, в том числе буквально вывозить деньги из страны или переводить их за границу, то банковская система, а вслед за ней все государство могут быть обескровлены и в буквальном смысле разрушены. Состояние валютного рынка зависит от множества внешних обстоятельств: валютной политики государства и его отношений с другими государствами, от качества банковской системы и экономики страны в целом. Эта система не существует сама по себе, она неразрывно связана с мировой финансовой системой, напрямую зависит от поведения ведущих мировых валют, финансовых рынков других стран, ситуации на стратегических рынках (нефтяном, газовом и т.д.).
Если что-то идет не так, валютный рынок всегда страдает первым. Знаменитый финансовый кризис, разразившийся в России в 1998 году, выразился в девальвации (обесценивании) рубля в 2,5 — 3 раза, а затем привел к дефолту — приостановлению платежей по внутреннему долгу. Вслед за валютным рынком страдают люди и страны.
Что подлежит регулированию?
Законодательство, регулируя валютный рынок, определяет:
— кто конкретно от его лица имеет право упорядочивать отношения на рынке;
— что конкретно является товаром;
— юридические признаки покупателя и продавца;
— какой товар продавец имеет право продавать, а покупатель — покупать;
— как оформлять некоторые сделки;
— кто и как контролирует все происходящее на рынке;
— кто и как обязан помогать этому контролеру.
I. Регуляторы валютного рынка
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не упорядочивает все валютные правоотношения напрямую: часть регулирующих функций передана Центральному банку и Правительству РФ. Есть несколько запретов, которые установлены законом и ограничивают их возможности.
Указанным регуляторам запрещается требовать от участников рынка:
— получения индивидуального разрешения;
— предварительной регистрации.
Неудивительно, что Банк России регулирует правоотношения на валютном рынке, т.к. именно он стоит во главе денежной системы страны, оказывает непосредственное влияние на обращение наличных денег, устанавливает курсы иностранных валют по отношению к рублю, организует наличные и безналичные расчеты в стране, а также организует работу национальной платежной системы.
ЦБ РФ, Правительство РФ и специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.
II. «Товар» на валютном рынке
Если мы скажем, что товаром на валютном рынке являются деньги, мы будем правы только отчасти. Действительно, деньги, как иностранные, так и российские, независимо от своей формы (наличная, безналичная), имеют хождение на валютном рынке. Именно деньги, независимо от страны происхождения, называют валютой. Рубли — валютой РФ, а прочие деньги — иностранной валютой.
Прямое отношение к этому рынку имеют и ценные бумаги, т.к. они удостоверяют право на получение денег. Ценные бумаги делятся на:
— внутренние, к ним относятся зарегистрированные в РФ эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых выражена в рублях, а также все прочие ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей и выпущенные на территории РФ;
— внешние, к ним отнесены все прочие ценные бумаги.
Иностранная валюта и внешние ценные бумаги относятся к валютным ценностям.
III. «Продавцы» и «покупатели» на валютном рынке
Мы используем понятия «продавец» и «покупатель» условно, в законе они называются по-другому: резиденты и нерезиденты. Роль продавца и покупателя может выполнять и тот, и другой, а валютная операция не всегда юридически представляет собой куплю-продажу, это может быть ввоз или вывоз денег, денежный перевод, но о самих валютных операциях чуть позже.
Сначала разберемся, кто такие резиденты и нерезиденты.
Резидент буквально означает тот, кто постоянно находится в стране. Вот почему в категорию резидентов попадают:
— граждане России, постоянно проживающие в России;
— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;
— Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
— официальные представительства РФ за границей и постоянные представительства России при межгосударственных или межправительственных организациях;
— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их подразделения за границей.
Нерезидентом, соответственно, считается тот, кто не находится постоянно в стране. К этой категории законом отнесены:
— граждане России, постоянно проживающие за рубежом год и более;
— дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ, постоянные представительства этих государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
— сами межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
— юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ;
— организации — не юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ.
VI. Валютные операции
Описывая валютные операции, закон вообще не использует слов «купля», «продажа» или «торговля». Используются более широкие понятия «приобретение» и «отчуждение», а также «использование в качестве средства платежа», «ввоз», «вывоз» и «перевод».
Для того, чтобы операция называлась валютной, важно установить: с чем, собственно, совершается сделка (объект), кто ее совершает (участники сделки) и какие действия при этом совершаются (предмет сделки).
Необходимость регулирования валютного рынка
Эволюция взглядов на регулирование экономики в целом. Анализируя регулирование валютного рынка, прежде всего, целесообразно рассмотреть вопрос регулирования государством экономики в целом. При этом важно увидеть, что необходимость и характер регулирования, экономики изменялись по мере развития государства. Параллельно эволюционировала и экономическая наука. Так, в XVIII — XIX веках доминировали нерегулируемые рыночные отношения при минимальном вмешательстве государства. Именно в это время в свет выходит знаменитый труд А.Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», лейтмотивом которого является мысль о том, что только при свободной конкуренции экономика будет развиваться наилучшим образом. Эту идею он выражает через знаменитый принцип «невидимой руки»: «Предпочитая оказать поддержку отечественной промышленности, а не иностранной, он (человек) имеет в виду лишь свой собственный интерес, а, направляя эту промышленность таким образом, чтобы ее продукт обладал максимальной стоимостью, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения».1 Рассуждая об эгоизме человека, А. Смит пишет: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов, мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».1 Другими словами, человек, движимый исключительно своими собственными интересами, удовлетворяет их так, что это выгодно другим членам общества, т.е. производит и продает в рамках потребностей остальных людей; если человек их не удовлетворяет, он не удовлетворит и свои нужды. Таким образом, главная идея заключается в том, что благодаря встроенному в человека механизму преследования только своего эгоистического интереса, экономика не нуждается в принудительном вмешательстве извне, так как способна саморегулироваться.
Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что А. Смит все же указывает на необходимость регулирования некоторых сфер государством. Так, государство должно защищать общество от нападения со стороны других государств, обеспечивать правосудие, а также содержать общественные учреждения и осуществлять общественные работы: для содействия торговле (дороги, мосты, каналы и т. д.), для образования юношества (школы, колледжи, университеты), а также для людей всех возрастов (главным образом, церкви).
Важно отметить, что А. Смит жил в эпоху, когда необходимость и возможности регулирования государством экономики были почти не изучены и на практике не использовались. Он описывал экономическое взаимодействие людей без участия государства не потому, что он был приверженцем саморегулирования экономики (каковым его считают с высоты нашего времени), а потому, что экономическая наука и развитие государства еще не достигли такой ступени, когда были разработаны механизмы эффективного воздействия властей на экономику, и А. Смит исследовал то, как она функционирует сама по себе. Но даже и тогда А. Смит писал об определенных сферах вмешательства государства, о которых говорилось выше.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что труд А. Смита в развитии экономической науки был серьезной вехой, которую, в целом можно обозначить как невмешательство государства в функционирование экономики и саморегулирование последней.
Его последователи также были приверженцами этих идей. Так, Д. Рикардо, как и А. Смит, живший во времена, когда воздействие государственных властей на экономику было мало изучено, а на практике это вмешательство ограничивалось минимальными мерами, описанными А. Смитом, исследовал основные экономические проблемы на уровне отдельного фермера, фабриканта, то есть, на микроуровне. Что же касается государства, то он не анализирует вопрос регулирования им деятельности этих предпринимателей. Лишь говоря о налогах, он рассматривает воздействие государства на экономику. При этом Рикардо пишет: «не будь налогов, увеличение капитала было бы гораздо больше. Таких налогов, которые не имели бы тенденции ослаблять накопление, нет. Все налоги необходимо падают или на капитал, или на доход. Если они падают на капитал, то должен соответственно уменьшаться тот фонд, размером которого регулируется производительная промышленность страны…»1 Другими словами, Д. Рикардо не просто описывает налоги и необходимость их взимания для нужд государства, а именно выражает идею об их воздействии на производство. Таким образом, эту мысль можно назвать предшественницей концепции регулирования государством экономики с помощью налогов. В целом же, Д. Рикардо, как и А. Смит, исследует функционирование экономики, управляемой только экономическими законами — без воздействия извне.