Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения инструкция по бюджетному учету 157н: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.
Аналитический учет расчетов
Абзац 9 п. 3 Инструкции № 157н дополнен такой нормой. Аналитический учет расчетов по доходам (расходам) осуществляется в разрезе контрагентов (идентификаторов контрагентов) и (или) групп контрагентов в случаях, закрепленных в данной инструкции, правовых оснований, включая даты исполнения, а также иных показателей, предусмотренных Инструкцией № 157н и учетной политикой. В случае невозможности установления конкретной даты исполнения задолженности или обязательства, в аналитическом показателе «дата исполнения» отражается значение «31.12.2999». Аналитический учет расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям, субсидиям юридическим лицам, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам, предоставляемым с условиями при передаче активов, осуществляется с дополнительным аналитическим признаком, идентифицирующим целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (коды целей) (при наличии).
Резервы предстоящих расходов
Пункт 302.1 Инструкции № 157н также изложен в новой редакции, при этом правила применения счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов» остались прежними.
Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, принимаемых к бухгалтерскому учету на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов», следует руководствоваться положениями СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденного Приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н, а также иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
Резервные суммы формируются в целях:
-
равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения;
-
своевременного принятия к учету нефинансовых активов, результатов произведенных работ;
-
раскрытия информации об обязанности учреждения по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством РФ требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права с ненаступившим сроком его исполнения (предъявления), которая имеет на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования и отражает обязательные предстоящие выплаты (например, оплата отпусков за фактически отработанное время или выплата компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения).
Инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету в 2021 году: обзор изменений
Итак, значительно были дополнены субсчета счетов 206 00, 208 00, 302 00. К примеру, теперь не просто появились новые счета, такие, например, как 0 302 14 00 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме», соответствующий подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме » КОСГУ, но даже счета с буквами. Например, счет 0 302 4А 000 «Расчеты по безвозмездным перечислениям иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию», соответствующий подстатье 24А «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию».
3. В положения Инструкции № 157н по счетам 205 00 «Расчеты по доходам», 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» добавлен способ формирования 1-17, 24-26 разрядов номеров счетов (п. п. 199, 204, 217, 221, 256 Инструкции № 157н).
Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2021 года
Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию. Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.
Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2021 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).
Пункт 99 инструкция 157н по бюджетному учету в 2021 году с изменениями
0504202); — Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), применяющийся для списания в расход всех видов топлива; — Акт о списании материальных запасов (ф. 0504203); — Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504230); — Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), применяющийся для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф.
В нем есть операции «Централизованное снабжение (10Х — 3)» и «Внутриведомственное перемещение (10Х — 3)». В «1С: Бухгалтерии для бюджетных учреждений 7.7» оформляли документы, на основании кассового выбытия счет-фактура на аванс, которую заносили в книгу покупок. Затем счет-фактура за месяц на сумму подписки, строка книги покупок, строка книги продаж. Как реализовано в «1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8»? Если учреждение оплачивает услуги подписки авансом, то принять НДС к вычету оно имеет право, если получатель аванса выставил счет-фактуру.
Вступили в силу изменения в Единый план счетов и Инструкцию № 157н.
Единый план счетов дополнен счетами:
Счёт | Наименование | Примечание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Счета для учёта активов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
102 90 |
Нематериальные активы – имущество в концессии |
На счёте 102 91 «Программное обеспечение и базы данных в концессии» отражается информация о таких объектах концессионных соглашений, как:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
104 5I |
Амортизация имущества казны – программного обеспечения и баз данных в концессии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
104 60 |
Амортизация прав пользования нематериальными активами |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
106 50 |
Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны |
С детализацией по видам имущества (счета 106 51 – 106 56). Аналогичные поправки внесены в Инструкцию № 157н |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
106 60 |
Вложения в права пользования нематериальными активами |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
108 9I |
Нематериальные активы концедента, составляющие казну |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
111 60 |
Права пользования нематериальными активами |
С детализацией по видам нематериальных активов (счета 111 6N, 111 6R, 111 6I, 111 6D). Аналогичные правки внесены в Инструкцию № 157н |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 60 |
Обесценение прав пользования нематериальными активами |
До внесения изменений на счёте 114 60 учитывалось обесценение непроизведённых активов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 70 |
Обесценение непроизведённых активов |
С детализацией по видам непроизведённых активов (счета 114 71 – 114 73). До внесения изменений для учёта обесценения непроизведённых активов применялся счёт 114 60 (114 61 – 114 63) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 80 |
Резерв под снижение стоимости материальных запасов |
С детализацией по счетам: Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому подаете отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Полагаем, требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу. Рекомендуем согласовать все введенные вами счета до подачи отчетности за 2020 год. Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финрезультате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401 41. Остальные суммы отражайте на счете 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы». На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в инструкциях не указывалось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным. По счету 105 01 помимо медикаментов учитывайте все медизделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ. В отношении некоторых поправок неясна дата начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию N 157н ввели счета 114 87 и 114 88 для учета резерва под снижение стоимости матзапасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 года, однако новые счета действуют начиная с учета за 2021 год. Рекомендуем согласовать с учредителем, финорганом и субъектом консолидации отчетности порядок отражения резерва в текущем периоде. В инструкции с нынешнего года предусмотрели счет 106 50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 года. В связи с этим дату начала применения счета рекомендуем согласовать с финорганом. Кроме того, установили правило: при завершении года в счетах с остатками не надо обнулять коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830. Однако в приказе об изменении инструкции текст этой поправки приведен неполностью. Применять положение рекомендуем по согласованию с учредителем и финорганом. Требования к аналитическому учету скорректировали для счетов 101 00, 106 00, 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 10, 302 00, 304 01 и 304 03. Приведем наиболее существенные поправки. Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте. Показатели счета 205 00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета. На счете 302 00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату. Аналитический учет по счетам 206 00, 208 00 и 302 00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии). Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО. Часть поправок предусматривает порядок учета, который учреждения и органы уже могли применять на практике. Например, на счете 103 00 непроизведенные активы учитывают в разрезе ответственных лиц, местонахождения и идентификационных номеров (кадастровых, реестровых, учетных). Учреждения и органы могли и ранее отражать эти данные в инвентарной карточке. К спецодежде на счете 105 05 относят только запасы, которые учреждение использует в целях охраны труда, соблюдения техники безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС. На счете 105 06 отражают в том числе БСО. Исключение — бланки, которые выданы со склада для оформления сотрудникам или которые поступили последним, минуя склад. Такие бланки учитывают на забалансовом счете 03. Минфин уже предписывал применять этот подход в учете. К забалансовому учету подарков Минфин предъявлял аналогичные требования. Их также закрепили в инструкции по забалансовому счету 07. Предусмотрели поправки и в отношении операций, которые совершает малое число организаций бюджетной сферы. К примеру, ввели недостающие счета для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда. Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)». Срок полезного использования определяется исходя из:
При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация». В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410). Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами». Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Большинство поправок связано с вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. Часть изменений необходимо применять уже в 2020 г. и учитывать при составлении отчетности за 2020 г. Другие изменения следует использовать при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета с 2021 г. После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта. Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации. По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта. Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:
Нормативное регулирование учета в бюджетных организацияхКак видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование. При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник. В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:
Далее в этом материале рассматривается формирование финрезультата для организаций, относящихся к третьей (и самой многочисленной) группе бюджетников. С 21.11.2020 действует обновленный порядок применения КОСГУ. Некоторые новшества вводятся с 01.01.2021. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей. Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.). Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н . Оператором новой системы будет само Федеральное казначейство. Казначейское обслуживание проводят ТОФК. Старые счета, открытые участникам системы до 2021 года, будут закрыты. Переходный период установлен до 1 января 2023 года. Также для нового казначейского обслуживания утвердили новые формы документов для денежных операций:
Приказом № 198н внесены изменения в правила присвоения инвентарных номеров объектам основных средств. По общим правилам, установленным п. 46 Инструкции № 157н, каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее – инвентарный номер) – независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации. Каждому объекту, входящему в комплекс объекта основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом (далее – инвентарная группа), присваивается внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, формируемый как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс (применяется с 01.01.2021). Присвоенный объекту инвентарный номер (внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы) обозначается лицом, ответственным за сохранность объекта имущества и (или) использование его по назначению (применяется с 01.01.2021). Ранее в этой норме говорилось не о лице, ответственном за сохранность объекта, а о материально ответственном лице. Объекту основных средств, принятому к учету в результате разукомплектации объекта основных средств, присваивается новый инвентарный номер (норма действует начиная с отчетности на 01.01.2021). Перечень объектов, относящихся к материальным запасам, содержится в п. 99 Инструкции № 157н. Приказом № 198н к объектам материальных запасов отнесена биологическая продукция, что соответствует нормам СГС «Запасы»[6], поскольку данный объект относится согласно требованиям названного стандарта к объектам материальных запасов. Исходя из п. 117, 118, 121 Инструкции № 157н объекты материальных запасов учитываются на счете 0 105 000, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета согласно п. 37 Инструкции № 157н и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета. В отношении учета материальных запасов произошли следующие изменения (применяются на 01.01.2021):
Изменения в наименовании отдельных счетовНачиная с 2013 г. у некоторых счетов бухгалтерского учета Единого плана счетов изменится наименование. Приведем в таблице номера этих счетов, их прежние и новые наименования.
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательствВ соответствии с новой редакцией п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, проводится учреждением в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом законодательства РФ. Таким образом, в учетной политике бюджетного учреждения необходимо предусмотреть порядок инвентаризации не только имущества, финансовых активов и обязательств, но и иных объектов бухгалтерского учета (например, имущества, переданного в аренду или полученного в безвозмездное или возмездное пользование, бланков строгой отчетности, призов, кубков). Кроме того, уточнено, что результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в этой отчетности. Инструкция 157н с последними изменениями 2022 года
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 208)
В счет 208 00 000 также введены новые счета аналитического учета:
Похожие записи: |