Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дело «Платона»: как работает система, которой недовольны дальнобойщики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Запущенная в 2015 г. система «Платон» предназначена для оплаты передвижения многотоннажных фур по федеральным автотрассам. Она обеспечивает сбор, оперативную обработку и передачу данных о движении транспортных средств. Взимание платы осуществляется системой в автоматическом режиме и распространяется на автотранспорт, имеющий разрешенную массу более 12 т.
Контроль и наказание за нарушения
За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:
- езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
- ноль средств, внесенных на расчетный счет;
- съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
- отклонение по времени или дате (без БУ);
- продолжение поездки при истечении средств на счету.
За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:
- 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
- 10 тыс. руб. – за рецидив.
Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.
Что из себя представляет система «Платон» и в чем заключается ее принцип действия?
«Платон» – это система взимания платы на возмещение ущерба, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами дорожному полотну. Данная аббревиатура расшифровывается как «плата за тонну». Под контроль системы берутся грузовые автомобили, чья масса превышает 12 тонн. «Платон» действует на федеральных трассах, полученные средства идут на ремонт и строительство дорожного полотна, а также на создание инфраструктуры. Дополнительная функция системы – контроль над недобросовестными перевозчиками, которые работают по серой схеме без оформления необходимых документов на транспортировку грузов большегрузными транспортными средствами.
Система «Платон» в России внедрена с 2015 года и за первый год функционирования под данным Росавтодора было отремонтировано 1000 и более автомобильных дорог, 3 путепровода и 28 мостов. Изначально тариф для транспортных средств свыше 12 тонн единый тариф составлял 1, 53 руб./км. Несколько раз данная единица подвергалась незначительной индексации. Актуальный на сегодняшний момент курс тарифа следует уточнять на официальном портале «Платона».
Чего уже удалось добиться и что ждет перевозчиков в дальнейшем?
Требования перевозчиков в том, что касается системы «Платон» вполне очевидны. Диспетчерские компании хотят устранения недоработок нововведения и снижения налоговых платежей, а также топливного акциза. Так что ждет перевозчиков в дальнейшем? В ответ на требования диспетчерских компаний государство уже начало делать первые действия, позволяющие уладить недочеты в системе «Платон» и общих взносах.
Во многом перевозчикам уже удалось добиться успешного удовлетворения запросов. Так, к примеру, если выплата по системе «Платон» превышает сумму налогового платежа, диспетчерская компания освобождается от выплаты последнего. Если же сумма налогового платежа меньше – то будет предоставлена скидка. Но при этом важно знать, что транспортное средство в обязательном порядке должно быть зарегистрировано в системе «Платон». Также суммы тарифа системы «Платон» должны были быть индексированы, но многократные обращения перевозчиков позволили замедлить рост курса.
Непосредственно система «Платон», внедренная в 2015 году, будет продолжать работать повсеместно. Для сокращения статьи расходов перевозчикам придется поднять тарифы на транспортировку грузов посредством автотранспортных средств, весом более 12 тонн. Есть неподтвержденная информация о том, что правительство планирует также ввести систему «Платон» для транспортных средств, чья масса превышает 3, 5 тонны. Данная информация регулярно попадает в прессу, но официального подтверждения до сих пор не было.
Можно ли увильнуть от уплаты?
Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
- Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
- Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.
«Платон» — что это такое?
Начать стоит, пожалуй, с самого наименования системы. Так, вопреки распространенному мнению, программа получила свое название не в честь древнегреческого философа, а от сокращения фразы «плата за тонну». Так что же представляет собой эта система?
Согласно программе, водители любых транспортных средств, вес которых равен 12 или более тонн, должны быть внесены в специальную базу данных. Для чего это нужно? Как уверяют разработчики рассматриваемой системы, основной целью программы является улучшение дорожного полотна на территории России. Ежегодно большегрузы наносят дорогам значительный урон, из-за чего состояние полотна сильно ухудшается. Благодаря базе данных «Платона» каждый водитель больших транспортных средств сможет внести свою лепту в систему реставрации российских дорог. При этом бюджетные средства практически не будут расходоваться, разве что на закупку оборудования для действия базы данных.
«Платон» и легковые автомобили
В правительстве РФ активно обсуждается возможность введения в систему «Платон» всех автомобилей, массой менее 12 тонн и даже легковых машин. Такие доводы появились после того, как на официальном сайте оператора был опубликован полный перечень машин, облагаемых обязательными платежами. Несмотря на это, сами представители оператора никак не комментируют сложившуюся ситуацию.
Даже если правительство РФ примет такое решение, это произойдет не сразу, так как введение подобных новшеств требует внушительной переработки законодательных документов. Так, согласно Конституции РФ, частная жизнь является неприкосновенной, и использовать приборы слежения невозможно без получения соответствующих разрешений.
Система «Платон» разработана, чтобы облегчить нагрузку на государственный бюджет, вызванную постоянной необходимостью в ремонте федеральных трасс. Неудовлетворительное состояние дорог, виновниками которого в большей степени являются грузовые автомобили, является первопричиной повышенной аварийности на российских дорогах. За 3 года функционирования системы было восстановлено порядка 50% дорог федерального значения, что доказывает эффективность данной программы.
Для полноценного функционирования и пополнения бюджета средствами из оплаты транзита большегрузных автотранспортных средств был разработан целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:
- собственно сам центральный офис, в котором происходит аналитика всех поступаемых данных о передвижении зарегистрированных в системе транспортных средств со всех устройств спутниковой связи;
- на российской территории открыты 138 представительств ПЛАТОН по обслуживанию водителей большегрузов;
- ультрасовременная система информирования о местонахождении авто по геоданным со спутников системы ГЛОНАС и GPRS;
- уникальное программное обеспечение по всем расчетам (российской разработки);
- единовременный контроль примерно за 100 видов транспорта;
- выделено до 480 единиц технического спецоборудования;
- разработан единый общероссийский интернет ресурс и службы помощи автовладельцев;
- создано более 500 оборудованных терминалов по обслуживанию клиентов по всей России ;
- система работает с партнерами, за расчеты электронной платежной системой Qiwi можно получить бонусы по оплате;
- аренда или покупка бортовых электронных устройств;
- разработка удобной маршрутной карты следования транспортного средства.
Как производится оплата?
Система взимания платы за «Платон» строится на двух вещах:
- — Маршрутная карта;
- — Бортовое устройство.
- Маршрутная карта подразумевает, что маршрут, по которому будет ехать водитель, уже заранее проложен и должен быть предварительно оплачен.
- Куда проще обстоят дела с бортовым устройством: если на счету перевозчика, который создаётся автоматически при регистрации на официальном сайте, есть необходимая сумма денег, то оплата производится автоматически по мере движения грузовика.
Как пополнить деньги на личном счете системы «Платон»? Это можно сделать как минимум четырьмя способами:
1. Банковский перевод. Достаточно распечатать необходимые реквизиты в форме квитанции, заполнить её и оплатить в кассе того банка, который принимает взносы для системы платы «Платон».
2. Интернет-банкинг. Чтобы пополнить счёт через интернет-банкинг нужно установить приложение банка, услугами которого вы хотите воспользоваться, прикрепить карту и совершить оплату.
3. Личный кабинет «Платон». Сперва нужно авторизоваться в личном кабинете на официальном сайте тарифной системы. Затем необходимо прикрепить к профилю все данные карты. Тогда можно будет пополнять счет через официальный сайт в кабинете «Платон» или мобильное приложение, которое доступно для iOS и Android OS.
4. Терминал. Многие платежные системы, имеющие свои терминалы, типа QIWI, принимают платежи для пополнения счета системы «Платон», правда, само собой, взимают с этого дополнительную комиссию, которую устанавливают сами.
Доброго времени суток уважаемые читатели. Сегодня расскажу о установке бортового устройства Платон (БУ ЦСИ 1201). Но для начала коротко ознакомлю с таким явлением как Платон, кто не в курсе. Платон — это система легального отъема денег у владельцев ТС с максимальной массой более 12 тонн. О Платоне все. Помочь с установкой БУ попросил знакомый перевозчик, причем основная проблема не в самой установке, т.к. для этого БУ особыми знаниями автоэлектрика обладать не нужно, а в ознокомлении с технической документацией и донесении основного смысла до водителей. Почему бы и нет, интересно посмотреть в живую на электронную машинку «отжима» денег, вот собственно и они
У перевозчика в собственности 4 грузовика: две Вольво и два Камаза. Если у Вольво проблем с установкой не предвиделось, то Камазы не имели прикуривателей и установкой последних надо было заняться в первую очередь. Но прежде всего откроем одно из устройств и ознакомимся с документацией.
Правовое регулирование
Система «Платон» работает как невероятно сложный и запутанный механизм. Это по-настоящему непростой проект, который должен регламентироваться юридически. Существует ряд нормативных документов, являющихся законодательной базой для рассматриваемого явления. Первый и самый важный документ, который стоило бы здесь упомянуть, это ФЗ-68 от 2011 года. Он вносит некоторые поправки в КоАП РФ. Здесь заключены нормы, являющиеся рычагами для сбора финансов в систему. Стоит также выделить российский Бюджетный кодекс, закрепляющий юридически следующие моменты:
- последовательность ряда действий для зачисления финансов в систему;
- ряд требований, которые регулируют внесение финансов за эксплуатацию большегрузов на дорогах (ФЗ-68 устанавливает запрет на езду многотомных машин без внесения платы в систему);
- ФЗ-257 «О дорогах для транспорта» закрепляет целостность системы.
Федеральное дорожное агентство и заключили договор по регулированию рассматриваемой системы «Платон».
Обсуждение системы Платон вызвало достаточно широкий резонанс в обществе. Система взимания платы, со слов владельцев большегрузных ТС, была несовершенна и имела недостатки. На сегодняшний день практически все основные вопросы улажены, недостатки устранены и система Платон работает в штатном режиме. Все деньги, которые система Платон собирает со владельцев большегрузов, перечисляются в федеральный бюджет и направляются на ремонт текущих и строительство новых дорог, что не может не радовать. Благодаря строительству новых дорог и своевременному ремонту имеющихся дорог, грузоперевозки станут надежнее и быстрее, что должно так же сказаться и на улучшении экономических показателей компаний перевозчиков и их доходах.
Последние изменения новости по системе
Не так давно в Постановление No 504 были внесены определенные изменения. Они касаются оплаты за проезд по трассам федерального назначения и правил использования установленного оборудования. Вот самые основные изменения:
- В автомобили можно устанавливать такие устройства, которые прошли специальное тестирование на протяжении полных 30 дней;
- После прохождения тестирования прибор автоматически заносится в специальный реестр на официальном портале;
- Внедрен механизм по возврату средств, если они были перечислены ошибочно. Нередко со счета снимается оплата намного большая по сумме, чем обычно. Теперь переживать не стоит, лишние деньги быстро возвращаются;
- Принята возможность отсрочки платежей;
- Изменены условия и сам процесс регистрации ТС при оформлении карты маршрута;
- Налажена связь между собственником грузового авто и оператором контролирующей системы;
- Появилась возможность добавлять или удалять определенные сведения из программы.
Стоит отметить еще одно достаточно весомое изменение. Оно касается отмены оформления маршрутной карты в ситуации, если период ее актуальности еще не начался. Желающие могут переименовать запись «лицевой счет» в «расчетную запись».