Чем отличается гражданское право от административного

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается гражданское право от административного». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.

В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.

Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.

По составу участников

Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.
Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.

Административное и трудовое право

Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предме­ту правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по ор­ганизации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

Особенности административного права

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница

Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.

Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?

Главные признаки метода правового регулирования следующие: юридическое положение сторон относительно правовой нормы; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений и как они защищаются.

Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения.

В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница

В гражданском праве также существует ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других участников. При нарушении прав других участников, лицо, причинившее вред, несет ответственность в пределах причиненного вреда и упущенной выгоды.

Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи.

Добросовестное незаконное владение означает, что владелец не знал и не мог знать о том, что его владение незаконно.

Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом являлся правовой обычай.

Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Это её внутреннее строение, определённый порядок взаимосвязи, взаимообусловленности основных частей, элементов нормы.

Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского права. ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).

Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая срока, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского права. ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).

Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая срока, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

В гражданском праве используются приемы координации поведения равных участников. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.

Читайте также:  Особенности различных видов приглашений в РФ для иностранных граждан

Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ), привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина.

Административное и трудовое право

Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предме­ту правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по ор­ганизации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

В чем специфика административного права?

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

Гражданское право Административное право
Что общего между ними?
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом
В чем разница между ними?
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам

Одним из основных , определяющих гражданское право отрасль российского права, метод правового регулирования, данный вопрос в исследуется крайне редко, потому, вызывает определенный . Надо отметить, что сих пор в не сложилось единого в науке по методов правового регулирования, вопрос является одним самых спорных. Отсутствие мнения порождает, в очередь, бесконечные споры формирует научные идеи концепции, которые отражают (не объективные) взгляды понятие и сущность правового регулирования как из основных основовополагающих правовой науки.

Тем менее, несмотря на подходы и точки , большинство ученых – цивилистов в определении понятия « правового регулирования», то способ воздействия, осуществляемый помощью права, цель заключается в совершении в интересах общества[12].

ученые полагают, что метода правового регулирования для характеристики регулирующего на общественные отношения правовых образований. В от вида различают или общеправовой метод, или общеотраслевой метод, регулирования определенного вида комплекса отношений правовым , а также метод , присущей отдельной правовой . Общеправовой метод регулирования регулирующее воздействие права общественные отношения в . Общеотраслевой метод раскрывает рода общественных отношений.

ученые – цивилисты полагают, метод – это совокупность и способов, средств способов воздействия права общественные отношения. Иными , можно сказать, что правового регулирования представляет набор юридических инструментов, которого государство оказывает воздействие на волевое участников общественных отношений. и третья точка на понятие метода регулирования. Метод правового является способом воздействия норм на поведение , связанный с реализацией на правоотношения.

Необходимо , что не все отношения регулируются нормами , а те из , которые входят в правового регулирования, порождают в методах и юридического воздействия. Одной причин такого различия особое значение исследуемой категории для системы права. Это связано необходимостью изучения способов средств воздействия на отношения. В теории существуют различные точки на определение метода регулирования. По мнению С.С. «метод регулирования – это совокупность приемов и средств воздействия на определенную общественных отношений»[13]. А.. Гончаров называет условие, котором воздействие на регулирования будет эффективным, именно, используемые правовые и средства должны природе общественных отношений, они регулируют. И — таки, до настоящего в науке не единого подхода к метода правового регулирования. в науке гражданского является вопрос о гражданско – правового регулирования. ученых – цивилистов придерживаются зрения, что нельзя отраслевой метод правового к какому — то приему, способу, средству, законодателем в данной права. Как невозможно гражданском праве перечислить общественные отношения, составляющие гражданского права, так невозможно перечислить все и способы воздействия предмет гражданского права. , В.Ф. Яковлев характерные черты гражданско – метода, в том правонаделение, правовую инициативу, равенство субъектов, тем давая определение рассматриваемой как способ воздействия отношения, который является , характеризуется наделением субъектов на основе правового , обладает диспозитивностью и , обеспечивает установление правоотношений основе самостоятельности сторон.

свидетельствует о том, современная наука гражданского характеризуется возрастающим интересом исследованию понятия методов права.[14] Нет отраслей , которые построены только одном методе правового , императивном или диспозитивном. в публичных отраслях преобладает воздействие метода и подчинения, предписаний () и запретов, то частного права характерны методы, то есть дозволения и правообладания достижения определенных правовых .

В то время одни , что каждой права присущ один метод регулирования, другие о нескольких , третьи полагают, метод имеет , надотраслевой характер. подобном подходе понятие метода его единичным с точки гражданского права.[15] ведущей отраслью , гражданское право два метода регулирования: императивный диспозитивный. В , метод власти — (метод субординации) метод равенства правоотношений (метод ). Первая разновидность для публичного , а вторая — частного, в числе для , так как характеризуют признаки: равенство участников отношений, их самостоятельность и воли. Исходя выше изложенного, под гражданского права понимать совокупность приемов, способов средств, с которых осуществляется регулирование общественных , составляющих предмет права.

В очередь, общественные , составляющие предмет права, имеют характер, так связаны с группы имущественных неимущественных прав участников. Представляется, каждую конкретную права, метод регулирования раскрывает черты соответствующего регулирования. Наличие предмета предполагает специфического метода, как сам имеет производный от предмета права.

Традиционно принципы гражданского права рассматриваются как стабильные и устойчивые категории, которые лишь в исключительных случаях подвержены изменениям. С одной стороны, подобное понимание обоснованно, так как принципы отражают фундаментальные тенденции развития, важнейшие свойства гражданского права, выступают первоосновой отрасли. Между тем развитие законодательства, практики его применения, а также цивилистической доктрины свидетельствует о том, что принципы гражданского права — динамичное явление, способное к саморазвитию, восприятию внешне происходящих объективно обусловленных процессов.

Системность принципов и их деление на отраслевые, подотраслевые, институционные и т.п. С одной стороны, указанная характеристика принципов известна давно и основана на вполне очевидном факте системности гражданского права. Например, по утверждению Е.В. Васьковского, принцип «нередко опирается на другой, высший, принцип, который, в свою очередь, может быть следствием более общего и так далее вплоть до какого-либо первоначального и основного положения права».

Вместе с тем далеко не все системы принципов права в полной изучены. Как справедливо Е.В. Вавилин, «к наиболее направлениям «принципологии» отнести исследования, изучению общих и начал гражданского [32]. Исходным положениям юридических институтов меньше». Лишь в время возрос к изучению принципов структурных элементов (принципы осуществления прав, права, наследственного и т.п.).

Читайте также:  Пояснения к бухгалтерской отчетности компании с упрощенным учетом

Подробное изучение отдельных подотраслей и гражданского права — , который требует осмысления. В контексте работы следует сделать однозначный о том, что системность принципов права была на доктринальном уровне давно, но в качестве развития учения о в науке, правоприменительной и законодательстве обозначилась в недавнее время[33].

связи принципов права. Цивилистикой концепция межотраслевых , которая основывается на взаимной зависимости, и общности между правовыми отраслями. сказать, что одной из развития права на этапе является усиливающееся взаимодействие правовых отраслей. право в целом и его в частности в этом не являются исключением.

, для более полного принципа свободы , который является гражданского права, учитывать нормы , финансового, процессуального , в которых также договор как добровольное двух и более лиц. Так, между работником и — основа регулирования отношений.[34] Однако , методы регулирования и аспекты трудовых отличаются от гражданско-. Следовательно, свобода в гражданском и, например, в праве — это разные , которые имеют назначение. Задача принципа в гражданском — предоставление равных сторонам соглашения. трудового договора — это всего обеспечение работника. Сказанное не только отличия -правовых соглашений и в иных отраслях , но и их взаимодействие и взаимопроникновение. Так, практика справедливо , что трудовой договор быть основанием гражданских прав и . Из сказанного следует, что свободой договора в праве и подобными в иных отраслях междисциплинарные связи, отдельного изучения.

из тенденций развития частного права возрастание роли практики. Сказанное, в , означает, что сложившаяся практика способствует пониманию принципов права: определяет действия того или принципа, указывает на его и ограничения по конкретным . Более того, суды в себе акты правоприменительных органов (, Роспотребнадзора, ФАС, ФНС), тем самым особое положение в формирования практики принципов.[35]

Влияние права и зарубежного . Современные интеграционные , происходящие во всем мире, и отечественное гражданское . Подобная тенденция и применительно к его основным . Показательна в этом история появления добросовестности. Он применяется в странах, хотя его проявление варьируется в от национальных традиций или иного государства.

В с введением принципа в ст. 1 ГК РФ возникло немало , связанных с его пониманием и . В частности, к ним следует вопрос о том, существует ли в обязательственном праве содействия сторон. категория прямо некоторыми международными . С другой стороны, к , итальянское законодательство не прямо сформулированного об обязанности сотрудничать. Тем не , иностранные авторы , что эта обязанность прямо из общего принципа и честности и должна как общее правило обязательственных отношений.

сказать, что в определенной международное право и законодательство оказывают на понимание практически гражданско-правового . Другое дело, что принципы по себе являются российского права и быть таковыми в том случае, если в мере вписываются в социально-экономические . Иностранное право, , не может оказывать воздействия на процесс права в России, но к нему способно разрешить какие- частные проблемы и практики.

Появление принципов. Развитие гражданского законодательства тот факт, что их перечень может и дополняться в зависимости от условий. Сказанное наглядно проиллюстрировать на том, как в отрасли гражданского возникал принцип . Изначально ему не нашлось в ст. 1 ГК РФ[36], что породило дискуссии по сущности и назначения категории. В частности, О.А. указывала, что добросовестность к нравственно-этическим принципам, а не к отраслевым -правовым.[37] Подобное на тот момент было на нормах гражданского , а также практике его . Однако дальнейшее их пошло по иному пути. Еще до закрепления принцип достаточно активно судами, что привело к его в ГК РФ. В связи со сказанным новая проблема: ли обратный процесс? ли возникнуть такая , при которой тот или иной гражданского права по -либо объективным утратит свое ?[38] Полагаем, что большинство гражданского права (, равенства участников правоотношений, свободы , неприкосновенности собственности, защиты гражданских и т.д.) имманентно связаны с гражданского права, из важнейших положений Российской Федерации. возможность их утраты без социально-экономической отечественного правопорядка не возможным.

Появление , которые прямо в не указаны, но вытекают из его . Появление новых возможно отнюдь не -единственным путем — изменений в законодательство. из недавних тенденций в принципов является таких основополагающих , которые прямо в не указаны, но вытекают из его .

Фундаментальные идеи права, прямо не в нормативно-правовом акте, признаваться принципами в том случае, если они определенным признакам: свое отражение в гражданско-правовых норм; и применяются судебной по группе дел; рассчитаны на использование; их смысл и вытекает из положений РФ, основных начал законодательства.

Одним из , вытекающих из смысла , является принцип слабой стороны в , который основывается на справедливости, равенстве , социальной сущности государства. Указанное проявляется в нормах (например, ст. ст. 428, 577 ГК РФ), а также в различных судов. последних исследований в области: применение принципа к отношениям с -правовым образованием. , науке еще предстоит сущность принципов, в законе не указанных.

«исключений» из принципов (так пределов и ограничений). явление нельзя в качестве новой в развитии системы гражданского права. Еще И.А. , раскрывая принцип договора, утверждал, что свободы договора , но «вопрос заключается в том, как далеко они могут и в каких терминах они быть выражены». с тем наиболее полно и ограничения исследованы только к одному — свободы договора. и по этому вопросу мнений не наблюдается. , что пределы и ограничения принципов гражданского подробно исследованы, не возможным. Между тем проблема имеет теоретическое и практическое .[39]

Думается, что для понимания «» из принципов гражданского важно учитывать моменты:

— «исключения» из всех принципов права;

— подобные вызваны необходимостью более высокий по принцип (например, для основ конституционного РФ, важнейших прав и человека и гражданина);

— и ограничения принципа быть прямо законом или в порядке, им .

Можно сделать вывод, что изучение гражданско-правового невозможно без подробного его пределов и ограничений, а порядка применения «исключений».

Основной курсовой работы изучение соотношения права с другими гражданского права. В исследования можно следующие выводы.

гражданского права как шире, чем понятие гражданского как отрасли права: оно в себя отрасль , т. е. совокупность правовых норм, имущественные и неимущественные , законодательство по этой права, историю отрасли права, по основным положениям права, закономерности и развития законодательства; потребности общества в законах, соответствующих его потребностям, а ученые- участвуют в разработке новых законов и . Гражданское право как использует такие «» исследования, как: диалектический , системный подход, анализ, методы правоведения и социологического . Эту науку называют .

Отрасли права, систему российского , делятся на три группы: -правовые (конституционное, , финансовое право); -правовые (гражданское, , трудовое, земельное , гражданский процесс); -правовые (уголовное , уголовный процесс, ).

Гражданское право с каждой из этих права в большей или степени. Так, с конституционным связаны положения, регулирования деятельности , его субъектов, муниципальных , конкретизирующие права и граждан.

С административным гражданское право то, что обе эти отрасли регулируют отношения. Однако, это отношения: в административном – организационные, участники не равны, в гражданском – это стоимостные отношения сторон. Соотношение права с финансовым и правом: к названным не применяются положения права, если об прямо не сказано в . О соотношении гражданского и природно-ресурсного следует знать, что последнего частично в круг объектов права.

Выделившиеся из права отрасли и семейного права с гражданским правом то, что эти регулируют имущественные и неимущественные отношения.

Общие и отличительные черты норм гражданского и административного права

Основное отличие гражданского права от административного заключается в том, что участники правоотношений в первом имеют равный статус и взаимодействуют в диспозитивном регулировании. Субъекты административно-правовых отношений часто имеют различные статусы (одни субъекты подчинены, ответственны перед другими) и взаимодействуют во многих случаях в императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов государственной власти. Гражданское право стремится обеспечить возможность участия в правовых отношениях преимущественно частных лиц.

Во многих случаях гражданско-правовые отношения могут быть реализованы только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, когда речь идет о подписании договоров между юридическими лицами. Их участники, прежде чем заключать контракты в том или ином статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные компании. Эта регистрация происходит в рамках административного права.

Определив разницу между гражданским и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

В силу общего принципа, закрепленного в части 1 статьи 1 АПК РФ, дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебной проверкой законности и правомерности осуществления государственной или иной публичной власти, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.

После вступления в силу КАС РФ актуальным является вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, носят гражданско-правовой характер и не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.

Дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в которых один из участников правоотношений осуществляет распорядительные и иные публичные полномочия по исполнению и применению законов и нормативных правовых актов в отношении другого участника, признаются административными делами по КАС РФ.

Читайте также:  В Кузбассе продолжается сезон охоты

В соответствии с частью 4 статьи 1 КАС РФ и частью 1 статьи 22 ГПК РФ, учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их применение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Наибольшие трудности при выборе соответствующих судебных процедур возникают в случаях, когда частные лица оспаривают решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления.

Ключом в данном подходе к определению вида судебной процедуры является отнесение или неотнесение судом спорных правоотношений к публично-правовым отношениям.

В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида разбирательства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применяются вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

Согласно действующей судебной практике, институциональные и процессуальные условия для реализации права на механизмы доступа к правосудию должны не только предотвращать ненужные задержки в рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств правовой защиты, и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Исходя из вышеизложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу, что заявление, поступившее к нему в постановлении о возбуждении административного производства, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, должен сам при решении вопроса о его удовлетворении руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регулируют порядок рассмотрения исков такого рода, если нет других препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».

о стандартах доказывания в российском праве, побудило написать следующую чисто умозрительную мешанину по вопросам применимых стандартов доказывания в спорах о причинении вреда.

Вопрос в том, имеет ли право в данном случае лицо Б предъявить иск лицу А о возмещении ущерба.

Я предлагаю обратиться к таблице ниже:

Стандарт доказательства — «вне разумных сомнений».

Сомнение толкуется в пользу обвиняемого (статья 1.5(4) ЗоЗПП).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (п. 3 ст. 1.5 Коллективного трудового договора РФ).

Стандарт доказывания «баланс вероятностей»/»внутреннее убеждение».

Ссылаясь на федеральное законодательство и статью 4 КАС, можно отметить, что любое лицо, которому чинят препятствия в осуществлении его законных прав, свобод и интересов, имеет право на обращение в суд. Это право также возникает, когда на лицо необоснованно наложено обязательство. В суд можно обращаться как в своих интересах, так и для защиты других лиц.

Не каждое действие государственного органа может быть обжаловано в суде, предмет жалобы часто ограничивается двумя элементами.

В данном случае целью административного производства является защита субъективных прав отдельных граждан от незаконного вмешательства государственных органов в их законные права.

Суд в течение пяти дней принимает решение о приемлемости иска. На стадии возбуждения административного дела судья имеет право издать одно из трех распоряжений:

Условия предъявления встречного иска изложены в статье 131 КАС РФ, данная норма была создана законодателем по аналогии со статьей 137 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 17 АПК РФ административные дела, связанные с защитой нарушенных прав, свобод и интересов, а также с контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственной власти, подсудны судьям мировых судов, районных судов и Верховного Суда Российской Федерации.

Следует отметить, что большинство административных дел рассматривается в районных судах (ст. 19 КАС РФ).

С момента принятия административного иска к производству и возбуждения дела начинается подготовка к судебному разбирательству, а судья выносит решение.

Стадия подготовки к судебному разбирательству является обязательным этапом рассмотрения административного дела, который обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение дела.

Задачи подготовительной стадии не обозначены законодателем в Кодексе административного судопроизводства. Исходя из анализа главы 13 Судебно-административного процессуального кодекса, можно выделить следующие задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству:

На этом этапе судья действует самостоятельно, выполняя несколько действий, иногда разделенных на взаимосвязанные группы. Совокупность процессуальных действий, совершаемых на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, складывается из действий судьи и лиц, участвующих в деле.

Существуют четыре группы действий, которые юридически значимы для подготовки административного дела к судебному разбирательству. К ним относятся:

Законодатель не устанавливает конкретного срока для подготовки к судебному разбирательству. Судья сам устанавливает срок для подготовки административного дела к судебному разбирательству, принимая во внимание обстоятельства, относящиеся к конкретному делу, и процессуальные действия, которые необходимо предпринять. Следует отметить, что этот срок не должен превышать двух месяцев со дня поступления административного дела, если иные сроки рассмотрения и разрешения административного дела не установлены в КАС. Например, для рассмотрения административных дел в Верховном суде РФ был установлен иной срок — до трех месяцев.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья имеет право провести предварительное слушание, которое назначается в случае необходимости установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Предварительное слушание также проводится для определения полноты доказательств по делу, установления факта пропуска срока подачи административной жалобы в суд и рассмотрения возможности урегулирования спора мирным путем до перехода к стадии судебного разбирательства.

Закон для чайников — 6-я система права (часть 2)

Отмечается, что учреждения и организации, имеющие право на получение копий из законного депонирования, не могут напрямую предъявлять иски издателям на получение копий соответствующих публикаций.

По мнению сторонников данной позиции, рассматриваемое право не является гражданским правом и не может быть защищено способом, установленным для защиты гражданского права.

Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
Учитывая критерии квалификации гражданско-правовых отношений и их отличие от общественных отношений, с таким подходом трудно согласиться.

Появление указанной обязанности издателя в силу прямого указания закона не доказывает административно-правовую природу этих отношений и не отрицает их как разновидность гражданских отношений.

С другой стороны, административное право отличается от других отраслей права объектом регулирования. Он регулирует управленческие отношения, то есть отношения, возникающие преимущественно в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.

Сфера регулирования административного права охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся в общественно-политической, социально-культурной и экономической жизни страны.

Такие имущественно-стоимостные отношения связаны с организационными отношениями между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения концессии.

Но характер таких организационных отношений определяется полномочиями органа государственного управления, который выдает обязательные для исполнения заказы строительной компании.

Различие между гражданским и административным правом проводится путем определения взаимосвязи между отношениями юридического равенства и отношениями власти и подчинения, а также имущественно-стоимостными и организационными отношениями.

В отличие от отношений юридического равенства участников гражданских отношений, которые участвуют в них по своей воле и осуществляют свои частные права по своему усмотрению, административные правоотношения возникают между государством и гражданами в сфере государственного (публичного) управления, когда субъект власти осуществляет публичную компетенцию государственного органа в целях реализации публичного интереса. Соответственно, между гражданами и государством формируются отношения власти-подчинения.

Автор вопроса: Артемьев Л. Создано: 27.07.22

В более близких к Казахстану странах бывшего постсоветского пространства, и главным образом в России, административное право зародилось и развивалось в основном под влиянием Западной Европы. Как и в Западной Европе, административное право началось с полицейского права, и его генезис связывают с началом 19 века. 27.07.22

В теории административного права существуют различные точки зрения на концепцию административной ответственности. Одним из них является концепция «санкционированной» административной ответственности. О. М. Якуба определяет это понятие как ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления и, в определенных законом случаях, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение публично-административных и правовых норм, выражающаяся в применении к правонарушителям установленных административных санкций.

Предприниматели, как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота, в первую очередь подлежат гражданско-правовой ответственности, которая представляет собой установленные гражданским законодательством правовые последствия за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписанных обязанностей и обязательств. Гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю в отношении другого лица (кредитора) или государства установленных законом или договором мер воздействия, вызывающих для него отрицательные имущественные (финансовые) последствия в виде уплаты неустойки, компенсации, изъятия имущества, возмещения вреда.
Для возникновения реальной ответственности необходимо наличие всех трех предпосылок, причем именно в таком порядке. Во-первых, должно быть положение, устанавливающее обязательство и санкцию за его невыполнение. Затем может возникнуть фактическая основа — правонарушение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *