Социальная пенсия по инвалидности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная пенсия по инвалидности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ее выплачивают только гражданам, у которых присутствует трудовой стаж. При этом неважно, какой срок инвалид формально работал: стаж может составлять даже 1-2 дня. Получающему такую выплату пенсионеру разрешается и дальше появляться на рабочем месте, если заболевание позволяет. Причина присвоения группы не оказывает влияния на выдаваемое пособие.

Дополнительное материальное обеспечение

Ежемесячное допобеспечение имеет неизменную ставку – 1000 или 500 рублей.

Большая выплата положена:

  • Тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, а также заработавшим там серьезное заболевание;
  • Лицам, травмированным по итогам военных сражений;
  • Субъектам, являвшимся несовершеннолетними заключенными тюрем в военные годы.

Меньшую получают:

  • Солдаты времен ВОВ, которые не числились в рядах действующих войск;
  • Супруги инвалидов ВОВ, скончавшихся в военные годы;
  • Пожилые люди, выжившие в блокаде Ленинграда;
  • Субъекты, которые являлись совершеннолетними заключенными в военных тюрьмах.

Порядок получения пенсий по инвалидности

Лица с проблемным состоянием оформляют пенсию согласно правилам получения всех пособий в России. Заявитель проходит через ряд бюрократических процедур, которые тем не менее довольно упрощены с учетом состояния инвалида.

Так, будущему получателю пенсии предстоит:

  1. Показаться своему лечащему врачу, который оформит направление на медэкспертизу и справку по форме 088/у-06;
  2. Подготовить доказательство своей нетрудоспособности и со всеми бумагами отправиться в местную комиссию МСЭ;
  3. Доказать проверяющим, что невозможно как прежде жить и трудиться с полученным заболеванием;
  4. Прийти со справкой в Пенсионный фонд для начисления пособия по инвалидности;
  5. Регулярно (ежегодно или каждые 2 года) являться на переосвидетельствование. Если болезнь или травма пожизненные – например, у инвалида отсутствует конечность – группа присваивается бессрочно.

На санаторно-курортное лечение

Некоторые категории лиц имеют право на получение путевки на санаторнокурортное лечение:

Ветераны ВОВ, иных боевых действий;

Лица, имеющие инвалидность;

Гражданам, которые имеют знак «Житель блокадного Ленинграда»; Лица, имеющие соответствующее направление от лечащего врача.

Пенсионеры вправе получить компенсацию за проезд – до места отдыха и лечения, а также в обратную сторону. Компенсировать проезд могут только неработающим пенсионерам, получающим пенсию по инвалидности либо по возрасту и проживающим на территории Крайнего Севера, а также в иных местностях, которые к нему приравнены. Для выдачи путевки в фонде социального страхования необходимы:

Документ, подтверждающий право на путевку;

Иной документ – в зависимости от ситуации (удостоверение ветерана,

направление от врача и т.д.).

Социальная доплата к пенсии

С 2010 года в российской системе социального обеспечения появился новый вид денежных выплат – социальная доплата к пенсии. В отличие от рассмотренных ранее страховых и государственных доплат к пенсии у социальной доплаты иной порядок определения условий ее назначения и исчисления размера, а также другой механизм выплаты и разные источники финансирования. По сути это особый вид государственной доплаты к пенсии, но ее выплата осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Доплата эта носит характер государственной социальной помощи, поэтому ее целесообразно рассматривать отдельно в качестве особой денежной выплаты.

В заключении хочется сделать некоторые выводы. Итак, мы выяснили, что компенсационные выплаты дополняют систему пособий. Появление в российском законодательстве нового вида социального обеспечения — компенсаций, вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных, в первую очередь, с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту.

Компенсационные выплаты довольно сложно отграничить от пособий. И пособия, и компенсации представляют собой денежные выплаты. Однако если пособия устанавливаются федеральным законом, как требует Конституция РФ, то компенсации вводятся и законами, и подзаконными актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Институт компенсации есть в трудовом праве (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), в гражданском праве (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). Но компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков (рождение и воспитание детей, уход за нетрудоспособным лицом и др.).

Компенсационные выплаты можно классифицировать по периодичности выплаты на единовременные, ежегодные и ежемесячные.

По получателям выплат компенсации можно классифицировать на компенсации гражданам: пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф; осуществляющим уход за нетрудоспособным лицом; имеющим детей, и др.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на все категории граждан, без ущемления прав отдельных лиц или групп населения и проявлений дискриминации.

Модернизация системы социальной защиты является важным фактором минимизации социальных рисков, связанных с малообеспеченностью населения.

В настоящее время уделяется большое внимание уделяется новому этапу информатизации системы социального обеспечения в России. Адресность и нуждаемость рассматриваются как одни из основополагающих принципов, которые обусловили создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Рассмотрены ее основные параметры, дана их оценка с позиций интересов государства (обоснованность социальных предоставлений, контроль за расходованием средств, прогнозирование расходных обязательств) и граждан (информирование о социальных рисках как основаниях социального обеспечения, способах их компенсации — пенсиях, пособиях, социальных услугах, иных гарантиях и выплатах). Сделан вывод о необходимости и актуальности названной системы в целях управления социальными рисками. Указаны проблемы, которые могут затруднить эффективное функционирование этой системы.

Читайте также:  Какова минимальная пенсия по старости в СПБ в 2021 году

В данной работе представлена проблематика правового закрепления социального сопровождения как отраслевого института права социального обеспечения, направленного на оказание помощи гражданам, посредством предоставления компенсационных выплат, необходимых для преодоления обстоятельств, ухудшающих условия их жизни. Обосновывается распространение организационно-правовых механизмов социального обеспечения на нуждающиеся категории граждан. Выносятся предложения по нормативно-правовому закреплению социального сопровождения.

Выплаты военнослужащим

В соответствии с Законом «О денежном довольствии военнослужащих», сегодня актуальны следующие выплаты:

  • В случае гибели военнослужащего, которая связана с исполнением воинских обязанностей. Важно дополнить, что в данном случае предоставляется немаленькая сумма единовременно, а также последующие периодические выплаты (конечно же, это вряд ли утешит родственников погибшего).
  • После смерти инвалида, который получил инвалидность по причине исполнения воинских обязанностей.
  • Выплаты направляются и непригодному к дальнейшей службе индивиду. Так, в случае увольнения имеет место как единовременная, так и последующие выплаты периодического характера.

Эти выплаты предназначены лицам, фактически ухаживающим за ребенком до 1,5 или 3 лет, и осуществляются согласно указу Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 (документ действует в отношении пособий в сумме 50 руб. на детей, родившихся до 31.12.2019. Подробности см. здесь) и постановлению Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206. Их могут получить при условии оформления отпуска по уходу:

  • Родители, в т. ч. приемные, опекуны, иные родственники ребенка – по месту своей работы.
  • Матери-военнослужащие (контрактницы) и матери, находящиеся в составе воинских формирований на заграничной территории, – по месту службы.
  • Матери, оформлявшие отпуск по уходу за ребенком, уволенные при ликвидации организации и не получающие пособие по безработице, – в органах соцзащиты.

О назначении пособия лицам, ухаживающим за ребенком, подробнее читайте в материале «Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет».

См. также «Новые пособия на детей в 2021 году — таблица».

Понятие и виды компенсационных выплат

Компенсация — это возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Компенсационные выплаты — выплаты, призванные компенсировать ранее понесенные потери, нанесенный ущерб. Представляют денежное возмещение недополученного дохода, неиспользованного отпуска, затрат на переезд и др. Возможна также денежная компенсация нанесенного морального ущерба.

Действующим в настоящее время законодательством по вопросам государственного социального страхования и обеспечения граждан Российской Федерации предусмотрено их право на получение целого ряда пособий и компенсаций — по временной нетрудоспособности; беременности и родам; гражданам, имеющим детей; на погребение.

Согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования» работающим гражданам большинство пособий и компенсаций выплачиваются организациями — работодателями, которые являются страхователями по обязательному социальному страхованию.

Компенсации неработающим матерям

Компенсации неработающим матерям выплачиваются при ликвидации компании работодателя. Для получения таких начислений должны выполняться следующие условия:

  • ребенок не достиг трехлетнего возраста;
  • мать числится безработной и не получает пособия по безработице;
  • на момент увольнения женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Размер компенсации также составляет 50 рублей ежемесячно. Средства направляются из федерального бюджета. Для их получения необходимо обратиться в органы социальной защиты со следующими документами:

  • паспорт матери, свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 3 лет;
  • документ, подтверждающий ликвидацию работодателя;
  • справка об отсутствии пособия по безработице.

Компенсации участникам аварий техногенного плана

Помимо выше представленных случаев, фонд компенсационных выплат должен обеспечивать выплату денежных средств индивидам, которые пострадали от аварий техногенного (в том числе и радиационного) характера. Соответствующее положение предусмотрено законодательством. Так, российский закон «О предоставлении социальной защиты гражданам, которые подверглись радиационному воздействию по причине катастрофы на Чернобыльской АЭС» предполагает следующие компенсационные выплаты:

  • Денежные средства в направлении индивидов, получивших инвалидность в процессе ликвидации аварийных последствий. Важно дополнить, что размер такого рода выплат напрямую зависит от группы инвалидности. Если же лицо, принимавшее участие непосредственно в ликвидации последствий, погибло, то данные платежи продолжает свою реализацию в отношении его иждивенцев. Кстати, тогда сумма рассчитывается пропорциональным образом за исключением доли кормильца.
  • Деньги на питание, в том числе на питание индивидов, не достигших совершеннолетия.
  • Денежные средства на продовольственные товары.
  • Деньги за проживание на аварийной территории.
  • Средства за осуществление трудовой деятельности на данной территории.
  • Денежные средства за потерю кормильца.
  • Деньги на организацию питания малолетних детей.
  • Средства для организации питания преподавателей и обучающихся в учреждениях образования на аварийной территории.

Выплаты военнослужащим

В соответствии с Законом «О денежном довольствии военнослужащих», сегодня актуальны следующие выплаты:

  • В случае гибели военнослужащего, которая связана с исполнением воинских обязанностей. Важно дополнить, что в данном случае предоставляется немаленькая сумма единовременно, а также последующие периодические выплаты (конечно же, это вряд ли утешит родственников погибшего).
  • После смерти инвалида, который получил инвалидность по причине исполнения воинских обязанностей.
  • Выплаты направляются и непригодному к дальнейшей службе индивиду. Так, в случае увольнения имеет место как единовременная, так и последующие выплаты периодического характера.

Компенсации по уходу за нетрудоспособными

Компенсации, выплачиваемые трудоспособному, но не работающему лицу в связи с уходом за нетрудоспособным гражданином, регулируются Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 и постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343.

Читайте также:  Зачем нужна выписка умершего из квартиры и как ее совершить?

Их платят человеку за каждое нетрудоспособное лицо (инвалида 1 группы, но не с детства, либо престарелого), за которым он осуществляет постоянный уход. Выплата ежемесячная, производится ПФР, составляет 1 200 руб. и корректируется на районный коэффициент.

Для ее получения необходимы 2 заявления, 2 удостоверения личности и 2 трудовых книжки (от ухаживающего и того, кому нужен уход), справки, подтверждающие отсутствие доходов иных видов у ухаживающего и необходимость ухода для того, кому он нужен. Документы, уже присутствующие в деле нетрудоспособного человека, повторно представлять не потребуется.

Для ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет существуют свои ежемесячные выплаты (Указ Президента РФ от 26.02.2013 № 175):

  • родителям, в т. ч. приемным, опекунам (попечителям) – 5 500 руб.;
  • иным лицам – 1 200 руб.

Эта выплата также учитывает районный коэффициент и для родителей является дополняющей пенсию, получаемую ребенком-инвалидом. Им для оформления такой выплаты представление дополнительных документов не понадобится. А иное лицо собирает для ПФР пакет документов, аналогичный тому, который необходим для выплаты компенсации по уходу за взрослым человеком. При этом документы, уже имеющиеся в деле ребенка-инвалида, повторно подавать не нужно.

Оба вида выплат начинаются с месяца обращения в ПФР и продолжаются до наступления месяца, следующего за месяцем исчезновения обстоятельств, послуживших причиной для осуществления ухода или получения компенсации за него.

Выплаты по уходу за инвалидами

Заработная плата состоит из нескольких частей (ст. 129 ТК РФ). Это условное деление, чтобы лучше понять сущность заработной платы:

  1. Вознаграждение за выполненную работу, например окладная часть зарплаты, зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.
  2. Компенсационные и стимулирующие выплаты. Выплата этой части зарплаты вызывает у бухгалтеров наибольшие сложности.

Компенсационная часть заработной платы является переменной частью заработной платы, начисляется за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Включает в себя:

  • доплату за сверхурочную работу;
  • доплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • доплату за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00);
  • доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • доплату при выполнении работником работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей).

Обратите внимание: районные коэффициенты и процентные надбавки не формируют состав компенсационной части зарплаты и не являются самостоятельной выплатой. В соответствии со ст. 316 ТК РФ, они применяются к начисленной заработной плате.

С составом выплат разобрались.

В Трудовом кодексе определены минимальные размеры:

  • доплат и надбавок за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, сверхурочные, ночные);
  • а также за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Пример: сверхурочную работу работодатель обязан оплатить работнику так: первые два часа не менее чем в полуторном размере, последующие часы — не менее чем в двойном размере
(ст. 152 ТК РФ). При этом работодатель имеет право предусмотреть повышенные размеры доплат. Самое главное, прописать это в локальных нормативных актах организации.

Компенсационные выплаты — это доход работника, с начисленной суммы следует удержать налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ).

Социальное обеспечение и социальное страхование населения

Право на материнский (семейный) капитал

С 2007 года со вступлением в силу Закона о государственной поддержке семей, имеющих детей, появился новый вид денежных выплат – материнский (семейный) капитал. Особенность данного Закона заключается в том, что его действие ограничено во времени – с 2007 по 2016 г.

Согласно Закону, дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, – это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семьи, получения образования детьми, а также повышения уровня пенсионного обеспечения матери.

Эти меры предусматривают предоставление денежных средств в виде материнского (семейного) капитала. Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию предусмотренных Законом мер государственной поддержки семьи.

Материнский (семейный) капитал предоставляется после рождения второго, третьего или последующего ребенка, если они родились не ранее 2007 г. Материнский (семейный) капитал предоставляется только один раз, поэтому общее число детей, родившихся после 2006 г., на размер указанного капитала не влияет и права на повторное получение этой денежной выплаты не дает.

Право на получение материнского (семейного) капитала имеют женщины или мужчины (родители, усыновители) либо дети при определенных условиях и в связи с обстоятельствами, указанными в Законе. Этими обстоятельствами обусловлен переход права на получение материнского (семейного) капитала от одного субъекта-получателя к другому.

Право на дополнительные меры государственной поддержки имеют при рождении (или усыновлении) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, следующие граждане России независимо от места их жительства:

  1. женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка не ранее 2007 г.;
  2. женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  3. мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки и решение суда об усыновлении вступило в законную силу после 2006 г.

По общему правилу право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

При определении права указанных лиц на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление. Не учитываются также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Читайте также:  Особенности различных видов приглашений в РФ для иностранных граждан

В случаях, предусмотренных в Законе, право женщины на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и такое право возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия у него гражданства РФ или статуса лица без гражданства, но при соблюдении определенных условий.

В число этих случаев включены как особые обстоятельства (смерть матери), так и обстоятельства, связанные с виновными действиями матери по отношению к ребенку, с которым связано право на получение материнского (семейного) капитала (например, лишения ее родительских прав в отношении этого ребенка и др.).

Право на получение семейного капитала у отца (усыновителя) ребенка прекращается в аналогичных случаях (т. е. при наступлении тех же особых обстоятельств либо обстоятельств, связанных с виновными действиями отца). В связи с этим право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка, не достигшего совершеннолетия, или у совершеннолетнего ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет. Если несколько детей имеют право на указанный капитал, он им предоставляется в равных долях.

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (т. е. все они включаются в единый федеральный список). Регистр содержит необходимую информацию о каждом лице, имеющем право на получение материнского (семейного) капитала. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами.

Лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – это именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Раз��ер материнского (семейного) капитала

Материнский (семейный) капитал с принятием Закона был установлен в размере 250 тыс. руб.

С 2010 года в российской системе социального обеспечения появился новый вид денежных выплат – социальная доплата к пенсии. В отличие от рассмотренных ранее страховых и государственных доплат к пенсии у социальной доплаты иной порядок определения условий ее назначения и исчисления размера, а также другой механизм выплаты и разные источники финансирования. По сути это особый вид государственной доплаты к пенсии, но ее выплата осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Доплата эта носит характер государственной социальной помощи, поэтому ее целесообразно рассматривать отдельно в качестве особой денежной выплаты.

Нормативную основу правового регулирования предоставления социальной доплаты к пенсии формирует ряд взаимосвязанных федеральных законов, в том числе:

  1. Закон о государственной социальной помощи;
  2. Закон о прожиточном минимуме;
  3. Закон о потребительской корзине.

Согласно определению, данному в Законе о государственной социальной помощи, социальная доплата к пенсии – предоставление пенсионеру денежной суммы к пенсии (с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме) до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания.

Из этого определения следует, что указанная социальная доплата – это денежная сумма, которая назначается в дополнение к пенсии в целях установления уровня материальной обеспеченности пенсионера не ниже официально признанного в конкретном субъекте РФ прожиточного минимума пенсионера. При определении реального уровня материальной обеспеченности пенсионера учитывается не только его пенсия, но и денежные выплаты и отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме.

Различаются два вида социальных доплат к пенсии: федеральная социальная доплата и региональная социальная доплата к пенсии.

Размер социальной доплаты к пенсии зависит от следующих величин:

  1. общей суммы пенсии, иных денежных выплат, отдельных мер социальной поддержки в натуральной форме, предоставляемых конкретному пенсионеру;
  2. величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ по месту жительства или месту пребывания пенсионера.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ:

а) пенсий;

б) дополнительного материального (социального) обеспечения;

в) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

г) иных мер социальной поддержки в денежном выражении, установленных законодательством субъектов РФ (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов РФ в натуральной форме, не учитываются, за исключением:

  • мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), которые исчисляются в денежной форме;
  • денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, в денежные суммы устанавливаются уполномоченным федеральным органом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *