Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать, если вы решили водить такси. Рассказываем о работе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Документы для получения разрешения на такси
1.2. Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:
1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;
3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).
Для получения лицензии на такси потребуются следующие документы:
- Заявление.
- Копия паспорта.
- Копия свидетельства о регистрации автомобиля.
- Копия договора аренды, договора лизинга или нотариально заверенной доверенности (если автомобиль принадлежит другому лицу или организации).
Прочие документы при этом требовать от заявителя не должны, т.к. указанный перечень является исчерпывающим.
В каких случаях лицензия может быть отозвана?
Если указанные выше требования не выполняются, применяются следующие меры:
- В случае нарушения требований по оснащению автомобиля или требований к юридическому лицу (ИП) выдается предписание об устранении нарушений. В предписании указан срок, в течение которого нарушения должны быть исправлены. После исправления ИП или юридическое лицо передают документы, подтверждающие это, в организацию, выдавшую постановление. Если все в порядке, дополнительные меры не применяются.
- Если нарушения, указанные в предписании, не исправлены, то действие лицензии приостанавливается на 1 месяц.
Лицензия может аннулироваться по решению суда в следующих случаях:
- Если нарушения, указанные в предписании, не устранены в течение срока приостановления разрешешния.
- При повторном нарушении требований, предъявляемых к автомобилям такси.
- При нарушении требований к водителю такси (стаж меньше 3-х лет).
- Совершение водителем ДТП, в результате которого пассажиры или третьи лица получили средний или тяжкий вред здоровью, или погибли.
Требования, предъявляемые к водителю и автомобилю
Федеральное законодательство регламентирует условия и порядок получения лицензии на машину для работы в такси, но к самому транспортному средству особых ограничений не предусматривает. То есть, не имеет значения марка автомобиля, тип силового агрегата и кузова, объем двигателя, вид трансмиссии и пр. Обязательным является:
- наличие оранжевого фонаря на крыше;
- нанесение на боковые поверхности кузова такси шахматки контрастного цвета;
- установка таксометра.
Дополнительные требования к машине вправе устанавливать местные власти. Это может касаться цветового оформления авто. Например, в Москве лицензию выдают владельцам автомобилей желтого цвета, а в Подмосковье – белого. В большинстве российских городов окрас такси не имеет значения.
Каждые полгода в обязательном порядке проводится технический осмотр автомобиля, а перед началом рабочей смены проверяется исправность ТС. Осмотром может заниматься механик компании-перевозчика или ИП самостоятельно.
К водителю такси предъявляются следующие требования:
- наличие не менее 5 лет водительского стажа;
- отличное состояние здоровья, прежде всего, зрения;
- высокая скорость реакции.
Водитель должен быть корректным и сдержанным по отношению к пассажирам. Перед началом рабочей смены и по ее окончании он должен проходить медосмотр, а каждые два года – медкомиссию.
Если требования к автомобилю и водителю не выполняются, то разрешение на такси может быть отозвано. Этого следует ожидать и при совершении ДТП.
Дата и время прохождения медицинского и технического осмотра перед сменой фиксируются в путевом листе. Этот документ является обязательным для такси. Его отсутствие наказывается штрафом в размере 500 рублей, но только для наемного сотрудника. Если же водитель является индивидуальным предпринимателем, то должен будет заплатить 30 000 рублей. Такая же сумма вносится и за отсутствие какой-либо отметки в путевом листе, например, штампа о прохождении предрейсового медосмотра. В том случае, когда нет еще и отметки о техосмотре, размер штрафа увеличивается вдвое и достигает 60 000 рублей.
Наличие путевого листа обязательно для всех водителей такси, вне зависимости от того является ли он ИП или трудоустроен по договору. Документ выдается на 1 сутки, но может быть действительным и на протяжении одного месяца, при условии ежедневного внесения отметок о мед- и техосмотрах. Организация вправе использовать бланк, форма которого утверждена Госкомстатом РФ, или же собственный, но соответствующий всем требованиям Минтранса России. В нем должны отражаться следующие данные:
- название документа, его порядковый номер, период действия;
- информация о владельце транспортного средства (название организации, правовая форма, контактные данные);
- сведения о водителе (ФИО, отметки о прохождении медицинского осмотра);
- сведения об автомобиле (модель, регистрационный номер, время выезда на маршрут и возвращения, данные о пробеге, расходе топлива и т. п.);
- информация о маршруте.
Путевой лист – это, прежде всего, отчетный документ, необходимый для ведения бухучета в транспортных организациях. По данным, указанным в нем, происходит списание ГСМ, начисление налогов и зарплаты сотрудникам. Если таксист работает в транспортной компании, то путевые листы оформляет именно она. В том случае, когда водитель является ИП, он может купить бланки или скачать их в интернете и распечатать.
💰 Сколько можно получить за одну поездку и заработать в месяц на примере Яндекс.Такси
При начале работы в такси водитель должен понимать, что та стоимость поездки, которая указывается для пассажира, не будет перечислена ему полностью – придется возместить ряд комиссий диспетчерской службе (или агрегатору), а в случае эксплуатации арендованной машины – таксопарку.
В рамках одной поездки комиссии распределяются следующим образом:
- от 22 до 25% (в зависимости от класса работы от «Эконом» до «Бизнес») – комиссия агрегатору или диспетчерской службе;
- условия предоставления аренды у разных автопарков различаются и могут составлять от 4 до 10% от стоимости поездки, а также могут быть в виде фиксированной платы в день: от 1 000 рублей за машину эконом-класса и до 7 500 рублей за машину бизнес-класса.
Таким образом, за одну поездку, выполненную в рамках класса «Комфорт» при минимальной стоимости 252 рубля (стоимость взята из приложения Яндекс.Такси для города Тулы) водитель получит на свой личный счет:
- 252 рубля – 25% (агрегатору за предоставленный заказ и пользование приложением) – 10% (если автомобиль арендован у таксопарка и размер его комиссии составляет 10%) = 163 рубля 80 копеек.
Если брать полноценный рабочий график с пятью рабочими днями в неделю и продолжительностью смены по 8 часов, то без учета комиссий водитель может получить примерно 57 000 рублей.
Как получить разрешение на такси
В этой статье мы разберемся только с выдачей разрешения на обычное такси. Это очень популярный вид деятельности, который позволяет без особых затрат сразу зарабатывать дополнительные деньги.
Сейчас рынок автоперевозок по индивидуальным заказам плотно занят так называемыми агрегаторами: Яндекс.Такси, Uber, Ситимобил, Gett и другие. Это не таксомоторные компании, а своего рода посредники между конкретным перевозчиком и пассажиром.
Популярность агрегаторы завоевали за счет того, что могут сразу передать заказ тому автомобилю, который находится ближе всего к клиенту. Пассажирам нравится быстрая подача транспорта, возможность сделать и отслеживать заказ через приложение, сравнительно низкие цены.
Но несмотря на жесткую конкуренцию со стороны агрегаторов, независимые таксисты по-прежнему востребованы, особенно в небольших населенных пунктах, которые гигантам этого рынка неинтересны.
Что касается нелегальных перевозок, то их доля уже невелика. И дело не только в штрафах и контроле со стороны государства. Сами пассажиры не хотят рисковать и заказывать поездку у нелегального водителя. Ведь в результате можно не только потерять деньги, но и оказаться в криминальной истории.
Реестр лицензий — это система учета зарегистрированных разрешений на такси, с помощью которой любой интересующийся человек может проверить легальность работы того или иного перевозчика, а также пожаловаться в организацию на таксиста, который нарушил правила перевозки пассажира или багажа.
Существует множество различных сайтов, на которых можно посмотреть такую информацию. Необходимо лишь ввести один или несколько известных параметров.
К таким параметрам относятся:
- номер транспортного средства;
- номер лицензии;
- название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя.
Как получить лицензию на такси в 2021-2022 году в Москве, Московской области и регионах России?
Водитель такси имеет право оказывать услуги клиентам только при условии наличия на руках специального разрешения. Оно оформляется на каждое авто и называется лицензией. Наша команда подготовила для вас актуальную информацию по таким важным вопросам:
- стоимость разрешения и особенности его оперативного получения;
- требования к таксистам;
- условия аннулирования разрешения;
- штрафные санкции за незаконную перевозку людей и пр.
Статья будет полезна тем, у кого в планах заняться пассажирскими перевозками, доставкой грузов и есть желание быстро получить разрешение на такси в Москве и Московской области, в любом другом регионе РФ. При ее подготовке мы руководствовались заботой о читателях и основным принципом: «Проинформирован — значит вооружен».
- Перевозки людей, домашних животных и мелкого багажа с целью получения прибыли предусматривают наличие у водителя специального разрешения. В нем будут указаны данные учреждения, в котором работает таксист, марка легкового автомобиля, его государственный номер. Информация о водителе не обозначается.
- Если владелец автомобиля намерен заниматься частными пассажирскими перевозками или же желает наладить сотрудничество с агрегатором, оформление разрешения ложится на его плечи. За сотрудников таксопарков и компаний по предоставлению услуг по перевозке все этапы регистрации проходит организация-работодатель.
Выдачей разрешений занимаются органы исполнительной власти в вашем регионе. К примеру, в городах Московской области за это отвечает областное представительство Министерства транспорта РФ. Столичные таксисты обычно обращаются к сотрудникам Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Полученная лицензия на такси в Москве актуальна в МО и Подмосковье. С разрешением, выданным органами Московской области, можно спокойно работать таксистом в столице. Совершенно неважно, где вы получили лицензию, срок ее действия составляет 5 лет. Далее нужно будет повторить процедуру.
Сумма, которую придется заплатить за лицензию на такси, незначительная, и она обычно указывается на сайтах соответствующих государственных органов. Информация для сравнения:
- в населенных пунктах Республики Марий Эл (Приволжский федеральный округ) лицензия стоит 1000 рублей; тем, кому нужен дубликат, придется приготовить еще 300 рублей;
- таксисты городов Алтайского края (Сибирский федеральный округ) платят за возможность работать официально по 300 рублей;
- цена лицензии в Москве и Подмосковье составляет 0 рублей.
Указанные цифры актуальны в том случае, если вы занимаетесь сбором документов и оформлением сами. Если же воспользоваться услугами коммерческих фирм, стоимость существенно вырастет.
Например, за минимальный набор услуг такой помощник в Москве возьмет от 2000 рублей.
При необходимости оформления ИП, открытия счета в банке, создания цифровой подписи, оборудования транспортного средства оплата за получение лицензии может увеличиться до 12 000 рублей.
Чтобы сэкономить, лучше пройти процедуру регистрации самостоятельно. Если же вы не хотите вникать в организационно-юридические тонкости процедуры или у вас нет времени на это, тогда без помощника не обойтись.
Купить лицензию на такси даже при огромном желании может далеко не каждый. Перед тем, как собирать документы на оформление, желательно ознакомиться с основными требованиями. Они предъявляются и к авто, и к водителю. Найти их можно в 16 пункте 9 статьи ФЗ №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Какой автомобиль допускается в службу такси:
- цвет кузова машины прописывается в конкретном регионе, но самые популярные варианты — желтый или белый;
- на крыше авто нужно установить оранжевый фонарь, а на кузове по бокам должен находиться контрастный шашечный пояс;
- если стоимость услуги определяется по длительности поездки, внутри устанавливается таксометр — так называемый «счетчик цены».
Власти столицы РФ руководствуются законом №22 от 11 июня 2008 года «О легковом такси в городе Москве». Главное требование заключается в том, чтобы автомобиль имел кузов, окрашенный исключительно в желтый цвет.
Руководствуясь рекомендациями Роспотребнадзора и положениями закона №2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», водитель обязан разместить внутри салона на передней панели такой набор информации:
- название компании-перевозчика (допустимо как полное, так и сокращенное название);
- визитку водителя с четкой качественной фотографией;
- финансовые условия передвижения на такси (за что и сколько берется денег);
- контакты органа, контролирующего пассажирские перевозки.
Клиент может попросить водителя предоставить детальные правила пользования конкретным авто. При отказе можно в тот же день подать жалобу
Основные требования к водителю такси:
- наличие водительского удостоверения;
- минимальный стаж — 3 года;
- российское гражданство (исключение из правила — граждане государств, в которых русский язык является официальным, и он закреплен на законодательном уровне).
Получить лицензию на такси могут не только ИП, но и организации — представители мелкого и среднего бизнеса, к ним также предъявляются свои требования. Например, компания, осуществляющая пассажирские перевозки, должна следить за состоянием машины, котора�� выходит на линию. В основные задачи входят мелкий и капитальный ремонт, техническое обслуживание.
На полную исправность авто указывает специальное обозначение в путевом листе — документе контроля работы транспортного средства. Этот лист нужен каждому автомобилю, который выходит на маршрут. Через 6 месяцев эксплуатации потребуется комплексный осмотр автомобиля.
Также организация обязуется проводить предрейсовые осмотры водителей в плане состояния здоровья. Игнорирование этого требования приведет к тому, что лицензия будет отозвана. Как в Москве, так и далеко за пределами столицы, таксопарки регулярно лишаются разрешения именно из-за того, что у их сотрудников нет свежего медосмотра.
Кто и где выдает, на основании каких законодательных актов происходит лицензирование?
Основным органом, отвечающим за выдачу лицензий является Министерство Транспорта России, но в различных регионах Российской Федерации этот орган может изменяться. Поэтому для уточнения лучше всего обратиться в администрацию по месту жительства.
Для оформления документов также можно воспользоваться онлайн-сайтом Госуслуги, этот способ является очень простым и удобным в использовании, так как не придется тратить много времени на поиски соответствующей организации.
Основные положения о получении лицензии описываются в Федеральном законе от 21.04.2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Здесь присутствует информация о перевозках такси, санкции за нарушение правил работы таксистом, ответственность за несоблюдение перевозок багажа и пассажиров, о требованиях к водителю и транспортному средству, стандартном перечне необходимых для оформления лицензии документов и т.д..
Кто выдает и документы
Выдача лицензий на такси находится в компетенции специально уполномоченного на это органа исполнительной власти каждого конкретного субъекта России. Соответственно, в каждом регионе орган разный, поэтому выяснять, куда обращаться, придётся самостоятельно.
В Москве, к примеру, лицензии выдаёт специальный отдел Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
А можно пойти самым лёгким путём и подать документы в электронном виде, воспользовавшись онлайн-сервисом Госуслуги. Этот способ наиболее удобен, поэтому можно смело его рекомендовать.
Стандартный перечень всех необходимых документов можно найти в ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ. Понадобятся:
- заявление на выдачу разрешения индивидуальному предпринимателю (если речь идёт об ИП);
- свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (потребуются как оригиналы, так и копии), либо копии свидетельства о регистрации юридического лица;
- уведомление о постановке на учет физического (юридического) лица в налоговом органе;
- копия удостоверяющего личность документа. Обычно это паспорт — нужно подать копии первой страницы и той, где указаны сведения о прописке;
- свидетельство о регистрации транспортного средства (тоже и копии, и оригиналы);
- если автомобиль предполагается использовать по доверенности — копия заверенной у нотариуса доверенности на право распоряжения автомобиля;
- копия договора аренды или же договора лизинга, если автомобиль находится в распоряжении ИП на основании таких договоров;
- доверенность на представителя, если он представляет заявителя, подавая документы от его имени.
Почему нужно обязательно оформлять лицензию?
Наличие лицензии является обязательным условием для предоставления услуг такси: отсутствие разрешения означает, что таксист вообще не имеет права заниматься извозом, и его деятельность признается незаконной. Какие последствия могут ожидать нарушителей? Для многих водителей главным стимулом оформления лицензии становятся штрафы, которые назначаются нелегальным перевозчикам (5000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ). Также предусмотрены и более суровые штрафные санкции для таксистов, работающих без лицензии (по ст.14.1.2 КоАП РФ):
- 50 000 рублей — для отдельных водителей (физических лиц);
- 100 000 рублей — для водителей, которые получили статус ИП;
- 400 000 рублей — для компаний (юрлиц), которые оказывают услуги такси.
Какие требования предъявляются к автомобилям и таксистам?
Первое, на что следует обратить внимание — это существование различных требований для получения лицензии на такси, в зависимости от региона. Т.е., например, автомобиль, который подходит для работы в Московской области, может не подходить для работы в Москве. Среди стандартных требований, которые предъявляются к автомобилям, как правило, присутствуют следующие:
- оборудование машины таксометром (если стоимость услуг не является фиксированной);
- наличие на крыше опознавательного фонаря желтого цвета;
- нанесение по бокам кузова цветографических схем («шашечек»);
- соответствие установленным в регионе цветам автомобилей-такси (например, желтый, белый и т.д.).
Ряд условий для получения лицензии на такси установлен и для самих водителей. В частности, для оформления разрешения водитель должен иметь водительское удостоверение определенной категории, а также водительский стаж не менее 3 лет. И, конечно, обязательным условием для выдачи лицензии на такси водителю является наличие у него или автомобиля в собственности, или взятой в аренду машины. При этом автомобиль должен находиться в исправном состоянии и регулярно проходить технический осмотр.
Нормативно-правовая база
Деятельность самозанятых граждан регулирует закон №422-ФЗ. Этот нормативный акт «обкатывается» пока в четырех регионах РФ и позволяет представителям микробизнеса не открывать ИП или ООО, но регистрироваться в качестве налогоплательщиков, платить налоги и пользоваться социальными услугами от государства.
Деятельность по перевозке людей регулируется Федеральным законом № 69-ФЗ (в 2020 году ожидается внесение в него существенных изменений). Этот закон в быту носит название «Закона о такси», хотя по сути он таковым не является. Этот правовой акт вносит поправки в другие законы и акты, но эти поправки коренным образом изменяют существовавшую ранее сферу деятельности таксомоторных предприятий.
Статья 9 является по сути отдельным законом, регулирующим правила организации перевозок пассажиров легковым транспортом. В этой статье регламентируется:
- необходимость и порядок получения разрешений на такси;
- требования к автомобилям, перевозящим людей;
- контроль над организацией таксомоторных перевозок со стороны госорганов.
Важно! Эти два упомянутых Федеральных закона определяют, может ли таксист быть самозанятым.
Требования к водителю и авто
Для успешной перевозки пассажиров и багажа таксисту и его автомобилю предъявляются определенные требования.
Для водителя:
- Стаж управления легковым автомобилем не менее 3 лет (смотрят по водительским правам).
- Официально оформленный трудовой контракт с предприятием-работодателем.
Водитель должен каждый раз перед выездом на службу определять тех. состояние автомобиля. При неисправности он обязуется не выезжать в город. При возникновении неисправностей вся забота об этом ложится на плечи водителя. Сюда же относится регулярное ТО машины, 1 раз в полгода.
Для автомобиля:
- Наличие фонаря с «шашечками» с желтой или оранжевой подсветкой, закрепленного на крыше авто.
- Крылья кузова машины водитель обязан разметить с применением двухцветных квадратов, для контрастного выделения на фоне авто.
- Наличие таксометра (прибора для определения стоимости поездки, учитывающего километраж, тариф и количество минут простоя). Для города Москвы необходимо дополнительное оборудование – датчик ГЛОНАСС.
- Определенный цвет авто. Если законами и другими нормативно-правовыми актами устанавливается цвет, в который должны быть выкрашены автомобили такси, то это требование также необходимо выполнить (в разных регионах страны могут быть свои цветовые гаммы).
Кроме требований, предъявляемых к автомобилю и самому водителю, юридическое лицо (либо ИП), которое осуществляет пассажирские перевозки, должно иметь помещение, в котором при необходимости ремонтируются автомобили, а также делать медицинский осмотр водителя перед выездом.
Чем отличается лицензия на такси желтого цвета?
Лицензия на желтое такси, имеет всего две привилегии на данный момент, речь идет о следующем:
- С желтыми номерами разрешается проезжать по «выделенки», то есть по специальным полосам, определенным для движения общественного движения.
- И также подобное такси имеет разрешение оставаться на платных стоянках, совершенно бесплатно.
Однако есть и ряд ограничений и особенностей для автомобилей с желтыми номерами, а именно:
- Белый авто (белый цвет) или желтый, больше никаких (закон от 2014 года).
- Запрещается эксплуатация без оклейки в характерный желтый цвет, и соответственно тогда же аннулируется «допуск» к проезду по выделенным полосам.
- Наличие оранжевого фонаря.
- Обязательное наличие черно-белых шашечек на кузове (без желтого цвета).
Правовой акт, о котором идет речь, — это ФЗ № 69 от 21.04.2011 г. В нем содержатся нормы, регламентирующие деятельность компаний, которые предоставляют таксомоторные услуги. Фактически закон вступил в силу 1 сентября 2011 г. Многие юристы высоко оценили инициативу властей, полагая, что упорядочивание деятельности таксистов так или иначе обусловлено реалиями бизнеса.
Что было до принятия закона? Тогда таксисты работали согласно общим нормам, отражаемым в Правилах пассажирских перевозок. Которые, по признанию юристов, были не особенно строгими относительно такого аспекта, как придание этой деятельности официального статуса. Люди из профессионального отраслевого сообщества даже и не думали о том, как получить лицензию или иной разрешительный документ на ее осуществление. Но с введением нового закона ситуация изменилась.
В соответствии с принятым правовым актом оказывать услуги по перевозке пассажиров могут исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие выдаваемым властями разрешением, получившим название «лицензия». Хотя, как отмечают эксперты, данный термин в большей степени применим к другим видам деятельности (банковской, скажем).