Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовых мигрантов в России ждут внеплановые рейды. Что будут проверять?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Современный период характеризуется расширением и углублением контактов Российской Федерации с зарубежными странами. В связи с этим перед ОВД, в частности полицией, стоят задачи по обеспечению надлежащего правопорядка в местах пребывания (проживания) иностранных граждан. Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ». Таким образом, Основной закон Российской Федерации предусматривает два основных направления правоохранительной деятельности по обеспечению статуса иностранцев: (1) защиту прав и свобод иностранных граждан; (2) охрану прав и интересов российских граждан и государства от посягательств иностранцев.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 (ред. от 03.08.2015) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1334.
- Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711 (ред. от 24.02.2015) «О вопросах Федеральной миграционной службы» (вместе с «Положением о Федеральной миграционной службе») // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.
- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94 «О государственной информационной системе миграционного учета» // СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 1012.
- Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. N 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Завьялов И.А. Преступления в сфере потребительского рынка, совершаемые мигрантами // Миграционное право. 2012. N 3. С. 5 — 9.
- Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.
- Потапенкова И.В. Вопросы взаимодействия территориальных органов ФМС России с территориальными органами МВД России в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности И.В. Потапенкова // Миграционное право. 2015. N 2. С. 19 — 21.
- Сомик К.В., Зуева А.С. Управление процессами миграции и занятости в московском регионе на основе современных методов моделирования и прогнозирования // Миграционное право. 2015. N 3. С. 17 — 22.
В каких случаях возможна проверка документов?
Полномочия сотрудников правоохранительных органов строго регламентированы законом, и сотрудник полиции не вправе просто так потребовать у любого прохожего документы для проверки — это будет являться превышением полномочий.
Случаи же, когда полицейский имеет право проверить удостоверение личности гражданина, перечислены в законе «О полиции». К ним относятся следующие ситуации:
- имеются основания полагать, что гражданином совершено преступное деяние;
- есть подозрение, что гражданин объявлен в розыск;
- имеются данные о совершении лицом административного правонарушения (в том числе в случае, когда лицо застигнуто на месте его совершения);
- есть основания для применения к гражданину такой принудительной меры, как задержание.
Здесь следует отметить, что основания для задержания лица сотрудником полиции также четко установлены в законе. Помимо граждан, подозреваемых в совершении уголовно наказуемого деяния, могут быть задержаны лица:
- объявленные в розыск;
- совершившие побег из-под стражи, а также из психиатрической лечебницы;
- предпринявшие попытку проникновения на объекты, находящиеся под охраной;
- уклоняющиеся от административного ареста;
- признанные судом невменяемыми и уклоняющиеся при этом от медицинского лечения;
- совершившие попытку уйти из жизни;
- нарушившие комендантский час;
- затребованные к выдаче иностранным государством;
- имеющие явные признаки психического отклонения, создающего опасность для окружающих.
Порядок действий и памятка по общению с полицейскими
- Будьте спокойны. Если вы начинаете нервничать, то полицейские это заметят и это лишь укрепит их уверенность в вашей виновности.
- Отвечайте кратко и односложно, можете совсем не отвечать.
- Попросите показать удостоверение. Запомните данные оттуда или сфотографируйте. Данные которые понадобятся для идентификации остановившего вас сотрудника полиции: Ф.И.О., из какого он участка.
- Спросите почему вас задержали. Попросите разъяснить права и обязанности, ссылайтесь на закон.
- Если вас хотят обыскать без вашего согласия и без понятых, а также если вы чувствуете опасность исходящую от полицейских, то можете позвонить 02 или на телефон доверия МВД и сказать, что неустановленные лица хотят вас обыскать с нарушением законодательства, затем назвать данные полицейских остановивших вас. Попросите проверить их, а также спросить законны их действия или нет.
- Если и это не помогло. То требуйте составить протокол досмотра, а также привлечь понятых. Если вас все-таки начали досматривать с понятыми или без, то помните основные правила:
Зачем ввели новые обязанности
Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.
Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.
Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:
- исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- о запрете въезда в РФ;
- обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.
По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.
Должен ли сотрудник полиции, ссылающийся на ориентировку при проверке документов, вам ее показывать?
Вопрос до сих пор дискуссионный, ибо нигде точно данный вопрос не урегулирован. Скорее всего сотрудники полиции скажут вам, что ориентировка есть, показать ее могут в отделе. Конечно же существует ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, которая гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вот только применима ли она в данном случае или нет – большой вопрос.
Ну и немного от себя: правопослушному гражданину не так сложно продемонстрировать свой паспорт, а вот сотрудники полиции могут реально разыскивать какого-либо человека. Не стоит усложнять друг другу жизнь на ровном месте…
Проверка документов: как себя вести и что делать
Для многих мигрантов в России, встреча с представителями полиции является стрессовой ситуацией. И тут дело не только в документах. В такой ситуации появляется вполне естественное чувство волнения, ведь на кону подобной встречи стоит возможность жить и работать в России. И не секрет, что под воздействием стресса человек может «наломать дров». А вот, чтобы этого не случилось, мы подготовили для вас небольшую, но очень полезную инструкцию того, как вести себя с представителями правопорядка.
Прежде всего, хотелось бы пояснить, что органы полиции выполняют социально значимую для каждого человека функцию в государстве и стоят на страже соблюдения закона и правопорядка. Поэтому к проверке документов органами полиции нужно относиться с пониманием и принимать это как объективную необходимость, с которой хоть раз в жизни сталкивается каждый мигрант.
На каком основании проводится проверка документов?
Как определено федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», проверка документов у гражданина проводится сотрудниками полиции в случаях, если имеются достаточные данные, которые образуют основания подозревать гражданина в совершении преступления, либо в совершении административного правонарушения, что является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. При этом если у сотрудников полиции есть какие-либо данные, дающие основания подозревать, что гражданин находится в розыске, то в таком случае сотрудники полиции имеют право проверить документ, удостоверяющий его личность.
Помимо вышеперечисленного основанием для проверки документов также является административное задержание гражданина в порядке ст. 27.3 КоАП РФ и задержание, произведенное в порядке ст. 92 УПК РФ – данная статья регламентирует порядок задержания подозреваемого в совершении преступления.
Как вы видите, сотрудники полиции не могут осуществить проверку документов без оснований. Вышеуказанный перечень оснований для проверки документов является исчерпывающим.
Обязан ли гражданин носить с собой паспорт?
Нет, не обязан.
Но при отсутствии удостоверяющего документа и при наличии, изложенных выше оснований, сотрудник полиции получает право на доставление гражданина в отдел полиции для установления личности.
Если гражданин по какой-либо причине при проверке документов оказался без паспорта, то ему следует попытаться объяснить случившееся и предложить другой документ, помогающий установить личность, например, водительское удостоверение. Однако следует помнить, что водительское удостоверение не заменяет паспорт и решение о том, достаточно ли его для установления личности будет принимать проверяющий.
В случае доставления законопослушного гражданина в отдел для установления личности срок такого задержания в соответствии с ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ не должен превышать три часа.
Если же полицейскими допущены какие-либо нарушения при проверке документов, то граждане имеют право обжаловать их действия в прокуратуру или службу собственной безопасности МВД России.
Проверка документов должна являться мерой обеспечения безопасности людей, а не произволом со стороны сотрудников полиции.
За что могут остановить на улице для проверки документов
В органах МВД 29 января 2008 года издан приказ, который регулирует деятельность патрульно-постовой службы. Полицейские обязаны обращать внимание на граждан, поведение которых можно охарактеризовать как нервное, выделяющееся из общей массы. Без внимания не останется одежда не по сезону, вычурная, грязная. Однако это еще не дает права останавливать человека, если нет более веских причин.
Основания для проверки документов сотрудниками полиции:
- гражданин подходит под ориентировку по розыску;
- совершил административное правонарушение – ругается матом, курит в неположенном месте, распивает алкоголь, нарушил ПДД;
- на одежде или открытых участках тела имеются следы борьбы, пятна, похожие на кровь;
- есть основания предполагать, что гражданин скрывается от полиции, представляет угрозу для окружающих по состоянию здоровья.
- Полицейский или сотрудник Росгвардии вправе потребовать паспорт на основании возникших подозрений. Делать это они должны в вежливой форме.
- Если к вам подошли полицейские – ведите себя естественно, разговаривайте вежливо. Патрульные имеют право расспрашивать граждан о цели нахождения в данном месте. У них нет личных претензий. Они выполняют свою работу.
- Если гражданин подозревает превышение полномочий, то лучшим выходом будет позвонить близким, сообщить о своем местонахождении и происходящем.
- Проверка документов по этническому признаку проводится в общественных местах повсеместно. Иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, рекомендуется носить с собой не только паспорт, но и миграционную карту.
- Человека без документов полицейские вправе проводить в отделение до выяснения личности. В этой неприятной ситуации не стоит терять самообладания. Позвоните родственникам и попросите привезти паспорт. Инцидент будет исчерпан.
1 БЛОК
Права и обязанности СП, требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника
1. На полицию возлагаются обязанности по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в целях:
-
выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
2. В обязанности полиции входит представление сведений о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления:
-
по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума;
3. Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях:
-
решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте);
4. Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке:
-
в медицинские организации;
5. На полицию возлагаются обязанности по:
-
принятию при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействию в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечению общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
6. В обязанности полиции входит:
-
пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;
7. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, допускается в случаях:
-
для установления обстоятельств несчастного случая.
8. Сотрудник полиции обязан оказывать первую помощь лицам:
-
пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
9. Полиция имеет право задерживать лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста:
-
до передачи их в места отбывания административного ареста;
10. Сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан:
-
если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
11. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие в возможно короткий срок, но:
-
не позднее 24 часов с момента проникновения;
12. При проведении публичных и массовых мероприятий совместно с организаторами сотрудники полиции осуществляют личный осмотр граждан. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру, сотрудник полиции имеет право:
-
не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;
13. В каких случаях сотрудник может принимать или вручать подарки?
-
Во всех перечисленных выше случаях.
14. В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует:
-
все перечисленные действия.
15. Видами коррупционно опасного поведения руководителя не являются:
16. Что составляет основу профессионально – этического стандарта антикоррупционного поведения:
-
преданность интересам службы, верность служебному долгу;
17. Сотруднику органов внутренних дел следует:
18. Моральный долг руководства МВД России заключается в:
-
защите сотрудника от противоправных действий дискредитирующего характера;
19. Ненадлежащей выгодой сотрудника органов внутренних дел считается получение им в результате коррупционных действий:
-
во всех перечисленных выше случаях.
20. Коррупционно опасной ситуацией является:
-
любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации;
21. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента….
-
принятия должностным лицом хотя бы части взятки;
22. При превышении должностных полномочий лицо…
-
совершает действия, явно выходящие за пределы его служебных полномочий.
23. Квалифицирующий признак халатности это — ….
-
неисполнение должностным лицом своих обязанностей;
24. Является ли превышением должностных полномочий совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица?
25. Взятка может быть дана только…
26. Халатность может быть выражена в следующих формах…
27. При злоупотреблении должностными полномочиями лицо…
-
незаконно, вопреки интересам службы использует, предоставленные ему полномочия;
28. В ст. 291 УК РФ (дача взятки) субъектом преступления может быть…
-
физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет;
2 БЛОК – 25 ВОПРОСОВ
меры личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими оперативно-служебных задач;
приемы личной безопасности в типичных и нестандартных ситуациях силового пресечения различных противоправных проявлений;
приемы и способы обеспечения личной безопасности при авариях, катастрофах, пожарах, наводнениях и других экстремальных
средства и методы, обеспечивающие эффективное выполнение различных оперативно-служебных задач;
тактика действий при выполнении задач ОСД (патрулирование, задержание, досмотр, доставление, конвоирование, обыск и т.д.).
-
проверку проводит старший патруля, напарник страхует.
2. При преследовании правонарушителя скрывшегося в помещении для обеспечения личной безопасности необходимо:
-
привести оружие в боевую готовность;
3. При встрече с вооруженным преступником сотрудник полиции в первую очередь обязан:
4. Наряд задержал нарушителя. Как должен располагаться задержанный в автомашине для доставления его в дежурную часть?
-
сзади, рядом с заблокированной дверцей под контролем сотрудника.
5. При доставлении правонарушителя в пешем порядке одним сотрудником патрульный располагается:
-
только сзади или с правой стороны;
6. Запрещается доставлять в служебные помещения ОВД:
-
лиц, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями;
7. Какие транспортные средства нельзя использовать для доставления правонарушителя?
-
транспорт, принадлежащий дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;
8. Сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:
-
имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления;
-
если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске;
-
имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9. ЧП на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится:
10. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ не должен превышать:
11. К основным принципам противодействия терроризму относится:
-
приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
-
недопустимость политических уступок террористам;
12. В случае возникновения пожара при невозможности тушения собственными силами необходимо:
-
Закрыть окна и двери, чтобы убрать сквозняк и доступ кислорода для горения;
13. В случае возникновения пожара при сильном задымлении используются средства защиты органов дыхания:
14. При эвакуации случае возникновения пожара при сильном задымлении необходимо передвигаться:
-
ползком к выходу, так как внизу около пола дыма меньше и ниже вероятность потерять сознание от отравления;
15. Разрешается ли при эвакуации случае возникновения пожара в многоэтажном здании для ускорения эвакуации использовать лифты:
16. При авариях с выбросом СДЯВ услышав сигналы оповещения по радио (телевидению) и др. способом необходимо:
-
надеть противогазы, закрыть окна и форточки, отключить электронагревательные и др. бытовые приборы, выйти из жилого массива в указанном направлении или в сторону, перпендикулярную направлению ветра;
17. При авариях с выбросом СДЯВ выходить из зоны поражения необходимо:
-
быстрым шагом, перпендикулярно направлению ветра.
18. При техногенных авариях с выбросом хлора при отсутствии противогаза защиты органов дыхания необходимо:
-
используя ткань смоченную 2% раствором соды;
19. При техногенных авариях с выбросом аммиака при отсутствии противогаза защиты органов дыхания необходимо:
-
используя ткань смоченную раствором борной или лимонной кислоты;
20. Для достижения каких целей нарядам полиции разрешается проникать в жилые и иные помещения граждан, на земельные участки и территории:
1) Для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
2) Для пресечения преступления;
3) Для установления обстоятельств несчастного случая;
21. В каких целях сотрудник полиции имеет право использовать транспортные средства принадлежащие государственным муниципальным органам, организациям, общественным объединениям или, в исключительных случаях, гражданам:
-
Доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
-
Преследовании лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
-
Для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия повреждённых транспортных средств;
-
Для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения;
22. Какие сигналы подаются свистком?
-
«Задерживай» — один продолжительный сигнал;
Подводим итоги по теме проверки документов сотрудниками полиции:
- Сотрудники полиции имеют право проверять документы не по желанию, а в предусмотренных законом случаях. Основания для проверки документов сотрудниками полиции на улице (статью закона, в том числе) вам должны назвать.
- Перечень документов, подтверждающих личность, также закреплен в законе, а потому подтвердить свою личность банковской карточкой, студенческим или пенсионным удостоверением, карточкой киевлянина и т.д. скорее всего не удастся.
- В случае отсутствия документов полиция имеет право вас задержать до 3 суток для установления личности, поэтому документы лучше всего носить при себе.
Имеются некоторые правила, которым при общении с водителями должны следовать сотрудники ГАИ. Остановка для проверки документов разрешается только при наличии веских оснований. При этом учитываются требования:
- автоинспектор должен самостоятельно подойти к водителю и представиться, причем сообщить он должен не только ФИО, но и должность;
- оговаривается причина остановки машины: проверка документов или нарушение водителем ПДД;
- излагается требование автоинспектора о передаче документов;
- передаются бумаги на машину вместе с водительским удостоверением должностному лицу;
- после их изучения сотрудник ГИБДД должен отдать документы водителю и попрощаться.
Если же процедура затягивается по разным основаниям, то важно поинтересоваться о причинах у автоинспектора. При отсутствии внятного ответа можно позвонить по телефону доверия или непосредственно в дежурную часть для получения консультации относительно дальнейших действий.
Как себя вести при остановке?
Каждый водитель должен знать, могут ли в ГАИ останавливать для проверки документов машины. Если останавливается авто без веских оснований, то владельцы транспортного средства должны вести себя в соответствии с определенными правилами и рекомендациями:
- на основании знака, подаваемого автоинспектором, необходимо остановить машину на обочине;
- водитель может не выходить из своего автомобиля;
- первоначально важно убедиться, что соблюдаются автоинспектором основные правила общения с водителем, например, он обязан поздороваться и представиться;
- желательно потребовать у сотрудника ГИБДД служебное удостоверение;
- надо поинтересоваться, в чем причина остановки;
- если у автоинспектора нет оптимального ответа на этот вопрос, то желательно позвонить по телефону дежурной части, чтобы сообщить о нарушении со стороны работника ГИБДД;
- если должностное лицо начинает настаивать, что остановка связана с выявленным нарушением, то водитель может потребовать предъявления доказательств своей вины;
- если настаивает сотрудник ГИБДД на составлении постановления, то автовладелец должен потребовать формирования протокола;
- в документе указывается, что шофер не согласен с предъявляемыми обвинениями;
- водитель может требовать копию протокола, причем в этом документе должны иметься подписи свидетелей;
- если автоинспектор желает произвести досмотр машины, то выполняется эта процедура только в присутствии двух понятых, а также с одновременным составлением соответствующего протокола;
- если работник ГИБДД обвиняет водителя в том, что он находится в состоянии опьянения, то нельзя отказываться от процедуры освидетельствования, проводимой на месте с использованием алкотестера;
- если имеются подозрения, что показания прибора являются ложными, то надо настаивать на проведении медицинского освидетельствования.
При общении с автоинспекторами не допускается грубить или оскорблять инспекторов, так как это может стать причиной для задержания и назначения административного ареста на срок до 15 суток.
Как снять запрет на въезд в РФ
Первое, что необходимо сделать для отмены запрета, – выяснить причину такого решения, если она неизвестна. Чтобы снять запрет, необходимо обратиться в судебное ведомство или в ФМС. Зная, какой орган установил запрет, можно заполнить заявление и подать его в суд. Оформить заявление можно самостоятельно или попросить соотечественника, решив финансовые вопросы и сделав на него доверенность. Надеяться на амнистию можно только в случае, если сотрудниками ФМС была допущена ошибка при вынесении решения, а также, если соискатель учится в РФ или у него имеются здесь близкие родственники. Некоторые иностранные граждане полагают, что если купить свое жилье по программе реновации на территории РФ, то это поможет отменить запрет, но это не так. Все случаи строго регламентируются законом.
Какие права имеет ФМС
Чтобы оградить себя от незаконных действий проверяющих, руководитель, прежде всего, должен иметь представление о том, что ФМС вправе делать, а что нет. Подробно об этом можно прочитать в Положении о Федеральной миграционной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» (далее — Положение). В статье мы рассмотрим лишь основные права и обязанности миграционной службы, которые могут представлять интерес для работодателя.
Задачи ФМС. К ним, в частности, относятся:
- учет иностранных мигрантов (пп. 4.1 п. 2 Положения);
- контроль за соблюдением миграционного законодательства гражданами России, иностранцами и лицами без гражданства (пп. 4 п. 2 Положения);
- контроль и надзор за деятельностью по привлечению иностранных работников к труду на территории России (пп. 7 п. 2 Положения).
Полномочия. Для выполнения задач миграционную службу наделили широким кругом полномочий, а именно:
- выдавать работодателям разрешения на привлечение к труду иностранных работников, а также разрешения на работу на территории России самим иностранным гражданам (пп. 2 п. 6 Положения). ФМС также может аннулировать или приостанавливать действие таких разрешений;
- выдавать лицензии на деятельность в сфере миграции (пп. 7 п. 6 Положения);
- контролировать соблюдение правил привлечения работодателями иностранных работников на территорию РФ (пп. 1.3 п. 6 Положения);
- выдавать иностранцам визы (пп. 3 п. 6 Положения) и разрешения на временное проживание на территории России (пп. 4 п. 6 Положения);
- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях миграционного законодательства (пп. 3 п. 6 Положения);
- своевременно рассматривать поступающие от граждан жалобы и предложения (пп. 10 п. 6 Положения).
Права ФМС. Миграционная служба может проводить экспертизы, исследования по вопросам контроля исполнения миграционного законодательства, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений (пп. 1 п. 7 Положения).
Что ФМС делать не вправе. Пока служба не может проводить оперативно-разыскные мероприятия. Нет у нее и силовых подразделений. Поэтому сотрудники ФМС не вправе самостоятельно проверять информацию о наличии в действиях предпринимателя признаков преступления. Этим занимаются милицейские дознаватели или следователи. Для силовой поддержки контролеры приглашают милицию.
Однако собственные подразделения, которые будут решать аналогичные вопросы, у ФМС, возможно, скоро появятся. Тогда миграционная служба получит как статус силового министерства , так и право на проведение разыскных мероприятий.
Как проходит проверка
Что должны сделать проверяющие из ФМС. Появившись в офисе, сотрудник ФМС, ответственный за проведение проверки, должен представиться руководителю организации или лицу, его замещающему, предъявить служебное удостоверение и подлинник приказа на проведение проверки. При этом копию приказа он обязан вручить представителю организации. Об этом говорится в п. 10 Регламента. Если сотрудники миграционной службы пришли без приказа или в нем указаны иные проверяющие, проверка будет считаться незаконной, а проверяющих не пропустят в офис.
Кого и что проверяет ФМС. Контролеры могут проверить любого иностранного гражданина и лиц без гражданства, которые находятся на территории организации (п. 11 Регламента). Они должны иметь:
- документ, удостоверяющий личность;
- миграционную карту;
- вид на жительство или временное пребывание на территории РФ;
- документ, подтверждающий постановку на миграционный учет.
Кроме того, сотрудников ФМС будет интересовать трудовой договор или договор о выполнении работ (оказании услуг) и разрешение на работу. А иностранный работник должен быть готов ответить на вопросы проверяющих о цели прибытия на территорию России.
Имейте в виду, что проверять будут не только иностранных работников, но и документы организации, где они трудятся. В частности, работодателя могут попросить предъявить (п. 13 Регламента):
- уставные документы;
- штатное расписание;
- договоры аренды помещения;
- разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы (если оно обязательно в данном случае);
- уведомление о привлечении «безвизовых» иностранных работников к труду.
Если деятельность фирмы связана с розничной торговлей или спортом, работодателя проверят на предмет соблюдения квоты для иностранцев, которая установлена на год проверки. На 2008 г. они определены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 1003 (далее — Постановление N 1003). Согласно п. 1 Постановления N 1003 иностранцев не должно быть в штате фирмы, торгующей алкогольными напитками, включая пиво, фармацевтическими препаратами, любой продукцией в палатках и на рынках и использующей выносную (выездную) торговлю.