Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Календарь бухгалтера на I квартал 2023 года по уплате налогов, сборов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы не попасть под контроль проверяющих, следите, чтобы доля вычетов в декларации по НДС не превышала предельного размера. Для каждого региона фискальная служба ежеквартально высчитывает безопасный налоговый вычет по НДС. Эта информация публикуется в открытых источниках — на государственных веб-сайтах.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Как налогоплательщику посчитать долю вычетов по НДС
Если у налогоплательщика безопасные вычеты по НДС в 2021 году при декларировании превысили установленный фискалами предельный вычет по НДС-2021, тогда следует готовиться к вызову на комиссию или к проверке.
Чтобы этого избежать, вычислите самостоятельно процент вычетов по НДС в 2021 году (в каждом квартале) и сравните с установленной фискалами предельной долей вычетов по НДС в 2021 году в вашем регионе. Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС?
Для определения безопасного вычета по НДС в 2020-2021 году возьмите данные из деклараций за последние четыре квартала. Просуммируйте итоговые значения начисленного НДС и вычетов из всех деклараций. Как рассчитать долю вычетов по НДС дальше? Суммарное значение вычетов поделите на сумму всего начисленного налога и умножьте на 100%.
Безопасный вычет по НДС по регионам
Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.
Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу:
Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.02.2019 | |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ | 87,39% | 86,93% | 86,10% | 88,05% |
в том числе: | ||||
ЦФО | 89,26% | 88,76% | 88,48% | 89,51% |
Белгородская область | 91,63% | 91,68% | 92,00% | 92,75% |
Брянская область | 90,11% | 88,89% | 86,69% | 92,97% |
Владимирская область | 85,34% | 85,73% | 85,73% | 87,45% |
Воронежская область | 92,93% | 92,91% | 93,53% | 92,41% |
Ивановская область | 92,56% | 92,23% | 92,36% | 94,08% |
Калужская область | 90,01% | 89,90% | 90,03% | 89,23% |
Костромская область | 86,08% | 85,73% | 87,83% | 89,76% |
Курская область | 89,94% | 91,35% | 91,74% | 91,91% |
Липецкая область | 104,42% | 105,42% | 106,71% | 109,05% |
Московская область | 89,04% | 88,74% | 88,99% | 89,85% |
Орловская область | 92,97% | 92,55% | 93,47% | 94,65% |
Рязанская область | 83,23% | 83,81% | 85,76% | 85,14% |
Смоленская область | 95,32% | 94,64% | 94,07% | 95,27% |
Тамбовская область | 96,39% | 97,26% | 99,12% | 102,84% |
Тверская область | 91,63% | 91,66% | 92,80% | 94,39% |
Тульская область | 96,85% | 97,55% | 96,99% | 97,47% |
Ярославская область | 89,16% | 89,80% | 87,41% | 90,74% |
город Москва | 88,76% | 88,08% | 87,62% | 88,66% |
СЗФО | 87,18% | 87,02% | 86,96% | 88,18% |
Республика Карелия | 74,88% | 76,40% | 80,56% | 84,84% |
Республика Коми | 76,38% | 76,42% | 76,04% | 79,07% |
Архангельская область | 77,44% | 83,27% | 78,50% | 92,10% |
Вологодская область | 98,10% | 99,44% | 99,78% | 96,26% |
Калининградская область | 60,35% | 60,30% | 61,33% | 63,58% |
Ленинградская область | 86,10% | 86,65% | 88,89% | 88,67% |
Мурманская область | 121,95% | 103,07% | 84,41% | 92,32% |
Новгородская область | 95,84% | 94,71% | 97,65% | 94,57% |
Псковская область | 89,14% | 88,10% | 90,66% | 94,10% |
город Санкт-Петербург | 87,73% | 87,57% | 87,56% | 88,73% |
Ненецкий АО | 147,56% | 140,38% | 154,60% | 126,77% |
СКФО | 89,18% | 89,60% | 85,87% | 90,57% |
Республика Дагестан | 83,16% | 84,26% | 84,24% | 84,89% |
Республика Ингушетия | 93,28% | 93,81% | 93,30% | 99,02% |
Кабардино-Балкарская Республика | 86,70% | 87,95% | 90,48% | 94,21% |
Карачаево-Черкесская Республика | 91,81% | 91,75% | 92,56% | 94,31% |
Республика Северная Осетия-Алания | 88,48% | 89,38% | 89,15% | 87,62% |
Чеченская Республика | 97,47% | 100,11% | 66,44% | 100,40% |
Ставропольский край | 88,75% | 88,81% | 88,72% | 89,48% |
ЮФО | 90,10% | 89,76% | 90,31% | 91,59% |
Республика Адыгея | 85,74% | 86,11% | 86,69% | 86,78% |
Республика Калмыкия | 80,22% | 82,45% | 87,15% | 81,10% |
Республика Крым | 85,70% | 86,23% | 86,95% | 89,73% |
Краснодарский край | 90,74% | 90,76% | 91,30% | 93,21% |
Астраханская область | 65,85% | 64,39% | 60,28% | 58,65% |
Волгоградская область | 90,70% | 88,23% | 89,15% | 90,69% |
Ростовская область | 92,72% | 92,84% | 93,70% | 94,07% |
город Севастополь | 81,26% | 81,25% | 81,10% | 82,99% |
ПФО | 86,26% | 85,60% | 81,02% | 86,79% |
Республика Башкортостан | 91,04% | 89,38% | 90,28% | 90,53% |
Республика Марий-Эл | 88,36% | 88,19% | 89,24% | 90,19% |
Республика Мордовия | 92,38% | 92,81% | 93,27% | 90,54% |
Республика Татарстан | 87,88% | 87,56% | 87,38% | 88,48% |
Удмуртская Республика | 79,95% | 79,29% | 79,71% | 81,95% |
Чувашская Республика | 83,60% | 84,24% | 85,56% | 85,71% |
Кировская область | 87,05% | 87,45% | 88,82% | 87,36% |
Нижегородская область | 88,99% | 88,96% | 63,08% | 88,59% |
Оренбургская область | 71,29% | 69,82% | 70,75% | 73,44% |
Пензенская область | 91,13% | 90,95% | 90,54% | 91,12% |
Пермский край | 82,01% | 80,64% | 80,76% | 82,69% |
Самарская область | 83,63% | 83,27% | 83,77% | 85,13% |
Саратовская область | 84,06% | 83,23% | 83,56% | 85,61% |
Ульяновская область | 91,22% | 91,09% | 91,05% | 91,37% |
УФО | 77,92% | 77,35% | 76,67% | 79,32% |
Курганская область | 85,43% | 84,69% | 86,21% | 88,07% |
Свердловская область | 91,64% | 91,50% | 91,20% | 91,40% |
Тюменская область | 83,81% | 84,28% | 84,55% | 84,61% |
Челябинская область | 91,11% | 90,80% | 90,76% | 92,32% |
Ханты-Мансийский АО — Югра | 58,70% | 56,89% | 57,34% | 62,57% |
Ямало-Hенецкий АО | 64,39% | 65,61% | 61,99% | 63,94% |
СФО | 84,16% | 84,22% | 84,50% | 85,56% |
Республика Алтай | 90,52% | 91,58% | 93,17% | 94,00% |
Республика Тыва | 77,99% | 76,66% | 82,10% | 73,53% |
Республика Хакасия | 89,66% | 89,94% | 90,09% | 92,13% |
Алтайский край | 90,16% | 89,74% | 89,67% | 90,15% |
Красноярский край | 78,06% | 79,53% | 80,66% | 83,04% |
Иркутская область | 77,06% | 77,21% | 77,83% | 78,88% |
Кемеровская область — Кузбасс | 90,77% | 89,43% | 88,67% | 88,95% |
Новосибирская область | 89,51% | 89,55% | 89,83% | 90,25% |
Омская область | 88,27% | 88,51% | 89,06% | 90,73% |
Томская область | 77,34% | 77,03% | 76,51% | 77,02% |
ДФО | 96,97% | 95,85% | 94,96% | 95,86% |
Республика Бурятия | 90,62% | 91,55% | 89,74% | 89,66% |
Республика Саха (Якутия) | 90,67% | 89,68% | 86,76% | 87,16% |
Приморский край | 94,38% | 93,25% | 93,19% | 94,23% |
Хабаровский край | 92,91% | 91,97% | 91,61% | 94,62% |
Амурская область | 130,35% | 127,83% | 131,40% | 124,68% |
Камчатский край | 90,25% | 89,69% | 82,32% | 85,99% |
Магаданская область | 97,54% | 98,80% | 95,29% | 91,23% |
Сахалинская область | 98,33% | 96,99% | 93,92% | 89,72% |
Забайкальский край | 89,50% | 87,29% | 87,42% | 90,06% |
Еврейская автономная область | 86,78% | 90,63% | 105,64% | 112,00% |
Чукотский АО | 120,31% | 115,38% | 111,56% | 110,23% |
БАЙКОНУР | 93,39% | 71,83% | 74,90% | 73,78% |
Указанная ставка применяется на основании п. 2 ст. 164 НК.
Льготное налогообложение в размере 10% применяется в отношении реализации или импорта имущества согласно установленным перечням, продовольственных и детских товаров, периодических изданий, книг, лекарств, медицинских изделий. Кроме того, в 2022 году это относится к внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (исключения — сообщение с Крымом, Севастополем, Калининградом, Дальневосточным федеральным округом, в обход Москвы и Московской области).
Ставку 10% можно применять в том случае, если коды товаров указаны в соответствующих Постановлениях Правительства:
- от 31.12.2004 г. № 908 (по мясу, колбасе, консервам, молоку, маслу, детским товарам, верхней одежде, пеленкам, носкам, одеялам и т.д.):
- от 23.01.2003 г. № 41 (по газетам, журналам, книгам, альбомам, атласам и т.д.);
- от 15.09.2008 г. № 688 (по лекарствам и медицинской продукции — сывороткам, вакцинам, морской соли, вате, медицинской одежде и т.д.).
Коды в постановлениях указываются на основании ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54).
Льготное налогообложение в размере 0% применяется в ситуациях, которые относятся к п. 1 ст. 164 НК. К примеру, это экспорт продукции, международные перевозки, услуги ж/д перевозчиков при экспорте товаров и др. Международными считаются перевозки, при которых точка отправления или назначения находятся за границей.
Кроме того, к операциям по ставке 0% относится вывоз мусора с территории РФ в таможенном режиме экспорта или свободной таможенной зоны. Об этих таможенных процедурах указано в ТК ЕАЭС, а также в Законе от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ.
Срок уплаты НДС за 1 квартал 2022 года
Как же узнать безопасен получившийся вычет или нет? Конечно, нужно обратиться к налоговой инспекции, а точнее, на ее официальный сайт. На сайте контролирующего органа размещен отчет 1-НДС. Это статистическая форма, которая составляется как в целом по стране, так и в разрезе по регионам. В отчете приводятся данные о:
- величине начисленного НДС
- сумме НДС, которая может быть принята к уменьшению.
- также отчет содержит два приложения. В Приложении №1 отражена стоимость товаров и операций, которые не облагаются НДС. Приложение №2 содержит сведения о товарах и операциях, которые облагаются по ставке 0%.
На основе данных о начисленной сумме налога и о суммах, которые могут быть приняты к уменьшению, можно рассчитать безопасную долю вычетов.
Не стоит забывать, что данные периодически изменяются. Последнее изменение произошло для показателей за 1 квартал 2021 года. Поэтому есть смысл следить за изменениями и сверять свои показатели с официально опубликованными.
Кроме отчета, в интернете приводятся таблицы с обобщенными данными по безопасным вычетам. В таких таблицах процент доли уже высчитан и показан по каждому региону.
Итак, если показатель доли вычетов по фирме будет выше, нужно быть готовыми к тому, что инспекция запросит пояснения. Вы можете сослаться на такие обстоятельства:
- вы закупили большой объем товаров, но реализация будет только в следующем квартале;
- вы приобрели дорогостоящее оборудование для производства;
- вас «подвел» заказчик. Он отказался от приобретения крупной партии продукции, когда были закуплены все необходимые комплектующие для ее производства и т. д.
Разумеется, все объяснения нужно подкрепить документами.
В некоторых случаях есть возможность переносить НДС-вычеты на следующие периоды. То есть при необходимости и по возможности, чтобы не допустить превышение «безопасных» показателей, вы можете регулировать суммы, на которые уменьшаете начисленный к уплате в бюджет НДС.
Это позволяет делать пункт 1.1 статьи 172 НК. Налоговый вычет можно заявить не позднее 3 лет после принятия на учет приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Это правило касаются вычетов НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ):
- предъявленного поставщиками при покупке товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ;
- уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
- уплаченного при ввозе в РФ товаров, которые перемещаются через ее таможенную границу без таможенного оформления.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Какие суммы НДС можно принять к вычету
Главное, что нужно хорошо знать, — это как правильно отсчитывать 3 года для переноса НДС-вычета.
- 15.03.2022 Курсы повышения квалификации в АПРЕЛЕ 2022!
- 11.03.2022 НЦС-2022
- 03.03.2022 Поздравляем с 8 Марта!
- 17.02.2022 Индексы Минстроя России на 1 квартал 2022 года
- 10.02.2022 Набор на Курсы повышения квалификации с 21 по 25 марта 2022 года
- 27.01.2022 1 февраля 2022 года вступает в силу Изменение № 9 к ГЭСН-2020, ФЕР-2020
- 27.01.2022 Выпущено плановое обновление программы «ГРАНД-Смета» версии 2021.2
- 10.01.2022 ФСНБ-2022 с 30 июня 2022 года!
- 24.12.2021 С Наступающим Новым Годом!
- 22.12.2021 Утверждено Изменение № 9 к базе ФЕР-2020, ГЭСН-2020
Безопасная доля вычетов по НДС в регионах
Помимо общей цифры в 89% по РФ, налоговики рассчитывают предъявленную долю вычетов в разрезе каждого отдельного субъекта РФ.Для этого данные о сумме исчисленного налога и величине заявленного НДС к вычету сводятся в единый отчет 1-НДС на основании деклараций, сданных в конкретном регионе. На основании данной формы можно рассчитать безопасную долю вычетов в интересующем регионе самостоятельно. Для этого используется формула:
Дв = Нв ÷ Нр × 100, где
Дв – % вычетов;
Нв – налог, предъявленныйк вычету;
Нр – налог с реализации.
По состоянию на 01.02.2016 г. необходимо ориентироваться на значения, указанные в таблице (нажмите для раскрытия)
N п/п | Регион | Доля вычетов, % |
1 | Адыгея | 91,2 |
2 | Алтай | 93,1 |
3 | Алтайский кр. | 89,4 |
4 | Амурская об. | 88,6 |
5 | Архангельская об. | 91,1 |
6 | Астраханская об. | 79,5 |
7 | Башкортостан | 90,6 |
8 | Белгородская об. | 93,6 |
9 | Брянская об. | 91,2 |
10 | Бурятия | 83,7 |
11 | Владимирская об. | 84,1 |
12 | Волгоградская об. | 87,8 |
13 | Вологодская об. | 87,2 |
14 | Воронежская об. | 95,4 |
15 | Дагестан | 85,7 |
16 | Еврейская AO | 94,9 |
17 | Забайкальский кр. | 99 |
18 | Ивановская об. | 93 |
19 | Ингушетия | 92,9 |
20 | Иркутская об. | 87,7 |
21 | Кабардино-Балкарская р. | 95,2 |
22 | Калининградская об. | 66,9 |
23 | Калмыкия | 127,1 |
24 | Калужская об. | 89 |
25 | Камчатский кр. | 82,6 |
26 | Карачаево-Черкесская р. | 92,8 |
27 | Карелия | 84,7 |
28 | Кемеровская об. | 86,2 |
29 | Кировская об. | 88,2 |
30 | Коми | 75,9 |
31 | Костромская об. | 88,1 |
32 | Краснодарский кр. | 90,1 |
33 | Красноярский кр. | 80,9 |
34 | Курганская об. | 83,4 |
35 | Курская об. | 89,5 |
36 | Ленинградская об. | 80,1 |
37 | Липецкая об. | 92,2 |
38 | Магаданская об. | 76 |
39 | Марий Эл | 88,1 |
40 | Мордовия | 90,4 |
41 | Москва | 90,4 |
42 | Московская об. | 90,4 |
43 | Мурманская об. | 79 |
44 | Ненецкий АО | 148 |
45 | Нижегородская об. | 89,1 |
46 | Новгородская об. | 86,6 |
47 | Новосибирская об. | 91,3 |
48 | Омская об. | 86,5 |
49 | Оренбургская об. | 82 |
50 | Орловская об. | 92,8 |
51 | Пензенская об. | 90,1 |
52 | Пермский кр. | 85,2 |
53 | Приморский кр. | 93,2 |
54 | Псковская об. | 91 |
55 | Ростовская об. | 89,8 |
56 | Рязанская об. | 87,1 |
57 | Самарская об. | 88,3 |
58 | Санкт-Петербург | 91,4 |
59 | Саратовская об. | 88,8 |
60 | Саха (Якутия) | 78,8 |
61 | Сахалинская об. | 90,3 |
62 | Свердловская об. | 88,1 |
63 | Северная Осетия-Алания | 90,5 |
64 | Смоленская об. | 90,7 |
65 | Ставропольский кр. | 93,6 |
66 | Тамбовская об. | 94,5 |
67 | Татарстан | 91,7 |
68 | Тверская об. | 89,9 |
69 | Томская об. | 83,6 |
70 | Тульская об. | 91,5 |
71 | Тыва | 88,2 |
72 | Тюменская об. | 90,1 |
73 | Удмуртская р. | 87,7 |
74 | Ульяновская об. | 92,2 |
75 | Хабаровский кр. | 89,6 |
76 | Хакасия | 90,6 |
77 | Ханты-Мансийский-Югра АО | 69,3 |
78 | Челябинская об. | 89,4 |
79 | Чеченская р. | 100,2 |
80 | Чувашская р. | 84,9 |
81 | Чукотский АО | 76,7 |
82 | Ямало-Ненецкий АО | 82,4 |
83 | Ярославская об. | 87,2 |
84 | Севастополь | 86,8 |
85 | Симферополь | 84,5 |
Как видно из таблицы в некоторых субъектах РФ (Ненецкий АО или респ. Калмыкия) налоговики лояльно отнесутся даже к возмещению НДС из бюджета.
Например, компания находится в Орловской обл. За налоговый период собралось 354 000 руб. входного НДС и 387 000 руб. – исходящего. Доля вычетов составляет 91,47%. Показатель превышает общую норму по РФ, но проверяющие не вызовут на комиссию, так как на уровне субъекта установлена норма в 92.2%.
Где найти нужные данные
Всю необходимую вам информацию о безопасной доле НДС-вычетов можно найти на сайтах региональных налоговых служб. На сайте ФНС имеется сводная информация.
ФНС обновила региональную статистику по вычетам по состоянию на 1 июня 2021 года.
В отдельных регионах безопасная доля вычетов значительно превышает среднюю (Чукотский АО — 126,0, Ненецкий АО — 139,3, Амурская область — 128,4), в других – существенно ниже (Республика Тыва — 78,9, Удмуртская Республика — 78,0, Ханты-Мансийский АО — 64,6) , кое-где колеблется на уровне 89% (Москва — 89,8, Ставропольский край — 88,8).
Налоговики анализируют значение показателя доли вычетов по фирме минимум за 12 месяцев, а не за один квартал.
Превышение величин безопасной доли вычетов само по себе нарушением не является. Но налоговики, как минимум, пояснения у вас запросят.
Если доля вычетов по НДС выше региональной
Если доля вычетов больше региональной, вы не готовы к общению с налоговиками и налоговой проверке, скорректируйте суммы налога.
Чтобы не допустить превышение вычетов по НДС над начисленной суммой налога, в некоторых случаях вы можете перенести вычеты на следующие периоды либо заявить их по частям.
Вы вправе перенести часть вычетов на следующий квартал. Согласно статье 172 НК РФ вычеты можно заявить в течение трех лет с момента приобретения товаров, работ, услуг.
Если вы не готовы давать пояснения, можете подать уточненную декларацию.
Если привести долю вычетов НДС к безопасному значению невозможно, будьте готовы к общению с налоговыми инспекторами.
Готовьтесь представить счета-фактуры и первичные документы, которые подтвердят размер вычетов.
Имейте в виду, доля вычетов НДС не единственный показатель по компании, который контролирует ИФНС. Инспекция проверяет еще налоговую нагрузку, рентабельность, соответствие зарплат среднеотраслевым показателям, прожиточному минимуму и МРОТ.
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 3 квартал по регионам:
Регион | 3 квартал 2020 года,% |
Белгородская область | 91,75 |
Брянская область | 88,64 |
Владимирская область | 85,77 |
Воронежская область | 92,81 |
Ивановская область | 92,48 |
Калужская область | 89,91 |
Костромская область | 86,16 |
Курская область | 90,79 |
Липецкая область | 105,57 |
Московская область | 89,17 |
Орловская область | 92,64 |
Рязанская область | 83,89 |
Смоленская область | 94,64 |
Тамбовская область | 97,22 |
Тверская область | 89,70 |
Тульская область | 97,46 |
Ярославская область | 89,93 |
город Москва | 88,03 |
Республика Карелия | 76,75 |
Республика Коми | 76,46 |
Архангельская область | 83,01 |
Вологодская область | 99,28 |
Калининградская область | 60,32 |
Ленинградская область | 86,97 |
Мурманская область | 103,16 |
Новгородская область | 95,14 |
Псковская область | 88,13 |
город Санкт-Петербург | 87,72 |
Ненецкий АО | 141,47 |
Республика Дагестан | 84,6 |
Республика Ингушетия | 94,28 |
Кабардино-Балкарская Республика | 91,93 |
Карачаево-Черкесская Республика | 92,28 |
Республика Северная Осетия – Алания | 89,52 |
Чеченская Республика | 100,46 |
Ставропольский край | 88,85 |
Республика Адыгея | 86,34 |
Республика Калмыкия | 83,19 |
Республика Крым | 86,41 |
Краснодарский край | 90,62 |
Астраханская область | 64,48 |
Волгоградская область | 88,29 |
Ростовская область | 92,86 |
город Севастополь | 81,32 |
Республика Башкортостан | 89,40 |
Республика Марий Эл | 87,10 |
Республика Мордовия | 93,06 |
Республика Татарстан | 87,51 |
Удмуртская Республика | 79,45 |
Чувашская Республика | 84,29 |
Кировская область | 87,58 |
Нижегородская область | 88,31 |
Оренбургская область | 69,87 |
Пензенская область | 91,08 |
Пермский край | 80,90 |
Самарская область | 83,17 |
Саратовская область | 83,64 |
Ульяновская область | 90,81 |
Курганская область | 86,08 |
Свердловская область | 91,52 |
Тюменская область | 84,61 |
Челябинская область | 90,71 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 57,04 |
Ямало-Hенецкий АО | 62,88 |
Республика Алтай | 91,79 |
Республика Тыва | 77,21 |
Республика Хакасия | 90,05 |
Алтайский край | 89,74 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 79,62 |
Иркутская область | 77,25 |
Кемеровская область | 89,42 |
Новосибирская область | 89,75 |
Омская область | 88,67 |
Томская область | 76,76 |
Республика Бурятия | 91,55 |
Республика Саха (Якутия) | 90,09 |
Приморский край | 93,45 |
Хабаровский край | 92,26 |
Амурская область | 127,26 |
Камчатский край | 89,80 |
Магаданская область | 98,81 |
Сахалинская область | 97,24 |
Еврейская автономная область | 90,94 |
Чукотский АО | 115,52 |
Байконур | 71,50 |
Безопасная доля вычетов по НДС: как считать и что делать при превышении
Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.
Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540-О).
В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам кон-
трагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.
Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.
Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из-за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб. со II квартала 2018 года
на III квартал 2018 года.
Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года.
Компания, пользуясь правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2018 года.
При переносе вычетов компании нужно иметь в виду, что нельзя переносить:
Нередко налоговики направляют компаниям требования о предоставлении пояснений, если в книге покупок отражен «отработанный» аванс с трехгодичным сроком давности.
Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03-07-11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.
Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя аванса
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.
В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.
Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.
Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.
Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.
Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).
В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).
Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).
При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.
Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.
Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:
-
компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;
-
заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;
-
исполнитель по сделке фиктивный.
Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных ф��ктов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).
Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.
При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.
Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:
-
копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
-
устав;
-
приказ о назначении генерального директора;
-
выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
-
справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.
Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.
В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».
С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».
Налогообложение — 2022: анализируем изменения
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
где:
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
- Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
- Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
Налогу на добавленную стоимость посвящена целая глава в Налоговом кодексе – глава 21. Налог рассчитывается исходя из требований статьи 166 НК РФ.
Налоговый вычет представляет собой те суммы, которые уменьшают величину налога для перечисления в бюджет. Таким образом, тот НДС, который «приходит» в компанию с покупками, может быть принят к вычету и снизить сумму налога. Полный перечень вычетов прописан в статье 171 НК РФ. Основные из них следующие:
- Сумма НДС при покупке на территории нашей страны товаров (работ, услуг) для использования их в деятельности с НДС
- НДС, по командировочным, представительским расходам
- НДС по строительно – монтажным работам для себя
- НДС с авансов
- Другие виды вычетов
Вычет принимаются только при наличии подтверждающих документов, главным из которых является счет – фактура. Документы должны быть оформлены по установленным правилам, иначе вычеты приняты не будут и придется доплатить налог.
Счет – фактура – унифицированный бланк. Современная форма документа введена в действие Постановлением Правительства №1137 от 01.02.2022 года.
Это документ, который подтверждает сумму НДС при продаже или покупке товара (работы, услуги). Счет – фактура должен быть выставлен в течение 5 дней с даты поставки. Такой срок установлен в пункте 3 статьи 68 НК РФ.
Каждый факт жизни организации должен быть отражен в учете и оформлен соответствующим документом, в том числе и счетом – фактурой. В зависимости от того, какая операция проводится, выделяют следующие разновидности счетов – фактур:
- Основной документ, который выписывается непосредственно по факту поставки
- Счет – фактура на аванс. Он оформляется в случае, когда производится предоплата. Вычет по такому документу предоставляется в том же порядке, что и по обычному, на отгрузку
- Корректировочный счет – фактура создается в том случае, когда изменились количественные параметры отгрузки. Вычет предоставляется с получившейся разницы
Счет – фактура оформляется по установленным правилам. На документе допускается только живые подписи руководителя и главного бухгалтера.
Расчет налога на бумаге оформляется декларацией НДС. Следует помнить, что подача декларации возможна только в электронной форме.
Все вычеты отражаются в разделе 3, в строках со 120 по 210. В большинстве случаев заполняются не все строки. Обычно налогоплательщики заполняют:
Строка декларации | Пояснение |
120 | Заполняется суммой НДС, который «пришел» с покупками и учитывается на счете 19 |
130 | В строке нужно проставить сумму НДС со всех предоплат, которые налогоплательщик перечислил поставщикам. Цифра берется из оборота по кредиту счета 76.ВА |
170 | Здесь необходимо прописать сумму НДС с авансов прошлых периодов, которые закрылись в этом квартале. Сумма берется из оборота по кредиту счета 76.АВ |
190 | Строка содержит общую сумму налога, который подлежит вычету из начисленных сумм |
Высокая доля налоговых вычетов по НДС. Ответ в налоговую
После сдачи декларации по НДС из налоговой пришло требование дать пояснения по высокой доле вычетов по НДС? Пример объяснения легко найти в открытых источниках, но не стоит тратить время, потому что пояснительную документацию можно предоставить в произвольной форме.
Рекомендуется указать, что:
- показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях;
- организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется;
- организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС.
Рекомендуется расшифровать и приложить к объяснительной записке расчет спорных значений показателей и документацию, подтверждающую информацию, предоставленную в документации.
Чтобы объяснить, почему у организации высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, пояснения (образец подходящий найти трудно, потому что причины у каждой организации индивидуальны) следует предоставить с приложением запрашиваемой документации в течение пяти банковских дней.
Не предоставив письменных объяснений по запрашиваемым инспекторами вопросам, предприниматель не несет ответственности перед законом.
Но своевременный ответ на требование налоговой в добровольном порядке избавит организацию от проблем с необоснованными штрафными санкциями, которые инспекторы на свое усмотрение начислят предприятию по спорным вопросам. К сожалению, в таких ситуациях спорные вопросы решаются не в пользу организации.
Конечно, налоговая инспекция оценивает налоговые риски компаний не по одному показателю, поэтому только превышение значений, установленных на основании информации статистики, не станет причиной проверки, но вот основанием для дополнительных требований инспекторов – обязательно.
Справедливо заметить, что, работая в рамках указанного показателя, предприниматель не застрахован от проверки со стороны налоговой.
Итак, руководителям организации стоит перед сдачей декларации проверить такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, ведь превысив пороговое значение, спровоцируется живой интерес к компании со стороны проверяющих органов. Хотя, если бизнес компании носит законный и легальный характер, а сделки не имеют отношения к «компаниям-однодневкам», то и бухгалтеру, и директору нечего опасаться и имеется, что предоставить сотрудникам налоговой в качестве возражения на претензии.
Например, указать объективные причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, образец пояснения рассмотрим.