Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3 Термины, определения и сокращения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ, устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Производственный экологический контроль разрабатывается также АЗС и III, и IV категории. Требования к составлению программы описаны в 67 статье ФЗ-7 от десятого февраля 2002 года. До 25 марта следующего за отчётным года по данной программе сдаётся отчёт о выполнении или невыполнении.
В программе содержится подробная информация о типах образующихся на предприятии отходах, ответственных за проведение экологических мероприятий лиц, соответствующем оборудовании, снижающим негативное воздействие на окружающую среду.
В случае, если установленные нормативы не могут выполняться, то АЗС должна также разработать программу мероприятий по охране окружающей среды, назначив ответственных за её исполнение лиц.
Контролирующие органы
При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:
- Управлением по архитектуре и градостроительству.
- Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
- Управлением по энергонадзору.
- ГИБДД.
- Управлением противопожарной службы (ГПН).
- Роспотребнадзором (СЭС).
Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:
- качества услуг;
- скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
- пожарной безопасности (ПБ).
И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:
- архитектуре АЗС;
- выбору территории;
- зданиям и сооружениям;
- оборудованию;
- системе безопасности.
Требования к инженерным сетям
При строительстве заправочной станции руководствуются действующим сводом правил СП 30.13330.2020, которые регламентируют технические требования к водопроводным и канализационным сетям. Данные нормативные документы обязательно учитываются при возведении объектов, на которых будут регулярно использоваться системы водоснабжения и водоотведения.
Также к зданию заправки подводится питьевая вода, качество которой должно соответствовать СанПиН 2.1.3684-21. Подача воды организуется одним из следующих способов:
- бурение артезианской скважины;
- закачивание в систему из ближайшего колодца;
- врезка в магистраль централизованного водоснабжения.
Размещение и тип источника воды согласуется с местными санитарными службами. Если подача будет организована из собственной скважины, руководящее лицо на данной АЗС должно обеспечить соответствие показателей качества воды указанным в действующих санитарных нормах требованиям. А также проводить регулярный лабораторный контроль нормируемых характеристик.
При прокладке канализационных сетей учитывают необходимость строительства двух отдельных систем — для отвода бытовых сточных вод, а также дождевых стоков и производственных жидкостей. Вблизи заправочного комплекса обустраивают систему очистки стоков, при этом бытовые сточные воды очищаются согласно приведенным в СП 32.13330.2018 правилам.
Путем монтажа лотков со съемными решетками можно сформировать систему для сбора ливневых стоков. К ней же можно присоединить производственные сточные воды, которые направляются к очистным сооружениям, состоящим из:
- фильтрационного блока;
- колодца-отстойника;
- сборного колодца.
Пожарная безопасность: основные требования
Все вводимые в эксплуатацию АЗС проектируются и строятся в соответствии с действующим сводом правил СП 156.13130.2014. При этом требования к каждому из 13 типов заправочных станций характеризуются особенностями, отраженными в приложениях к НПБ 111-98 для передвижных, контейнерных заправок, топливозаправочных пунктов и мультитопливных АЗС.
Выбор участка как в зоне населенного пункта, так и за его пределами согласуется с Государственной пожарной инспекцией (ГПС), учитываются нормы НПБ 02-93. В зависимости от вида пролегающих вокруг заправки дорог нормируется расстояние до магистралей или улиц. Также учитываются градостроительные правила СП 42.13330, СНиП 2.07.01-89.
Для повышения общего уровня безопасности и быстрой локализации открытого огня в случае аварийной ситуации на АЗС должны быть предусмотрены такие средства пожаротушения:
- средства тушения пожаров стационарного типа (в том числе, автоматические системы);
- ручные, перевозимые огнетушители;
- выводы магистрального водопровода;
- системы, подающие нужный напор из ближайшего наружного водоема.
Настоящие строительные нормы устанавливают требования пожарной безопасности к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств.
Настоящие строительные нормы применяются при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящих строительных нормах классификацией.
Требования к автозаправочным станциям жидкого моторного топлива, эксплуатирующийся в качестве топливозаправочных пунктов складов нефти и нефтепродуктов, к автомобильным газозаправочным станциям, эксплуатирующийся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также к автомобильным газонаполнительным компрессорным и автомобильным криогенным станциям, эксплуатирующийся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий нефтяной и газовой (нефтегазовой) промышленности допускается определять по другим нормативным документам в области стандартизации, регламентирующим требования пожарной безопасности к объектам, на которых эти топливозаправочные пункты предусматриваются.
При проектировании автозаправочных станций наряду с положениями настоящих строительных норм следует руководствоваться другими нормативными документами по пожарной безопасности в части, не противоречащей требованиям настоящих строительных норм.
Организация санитарно-защитной зоны АЗС
АЗС с количеством заправок более 1000 машин в сутки следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (ССЗ). Расстояние от АЗС до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых домов и других общественных зданий и сооружений следует принимать не менее 50 м.
Указанное расстояние следует определять от топливораздаточных колонок, подземных и наземных резервуаров для хранения жидкого топлива. Расстояние от АЗС, предназначенных для заправок только легковых автомобилей в количестве не более 500 машин в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать, но принимать не менее чем 25 м [12].
СЗЗ для АЗС устанавливается расчетным путем с учетом фоновых характеристик загрязнений атмосферного воздуха территории размещения и обеспечивать соблюдение предельно допустимых концентраций вредных веществ и уровня шума на селитебной территории.
Санитарно-защитная зона должна быть благоустроена и озеленена. Проект организации и благоустройства СЗЗ разрабатывается одновременно с проектом на строительство АЗС. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как перспективная территория для расширения объекта.
При проектировании и эксплуатации АЗС должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований.
Проект АЗС с планом мероприятий по благоустройству СЗЗ подлежит обязательному согласованию с территориальными органами Минприроды Республики Беларусь и государственного санитарного надзора в установленном порядке.
Соблюдение всех требований действующих нормативных документов и актов по обеспечению техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии при эксплуатации АЗС, а также организация государственного и ведомственного контроля за состоянием сбрасываемых хозяйственно-бытовых, производственных и дождевых стоков, уровнем загрязнения почв и грунтов, атмосферного воздуха, может существенно снизить риск загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.
АЗС — автомобильная заправочная станция
АГЗС — автомобильная газозаправочная станция
АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция
АЦ — автомобильное транспортное средство для транспортирования топлива (автоцистерна)
ГЖ — горючая жидкость
КриоАЗС — криогенная автозаправочная станция
ЛВЖ — легковоспламеняющаяся жидкость
КПГ — компримированный природный газ
МЭГК — многоэлементный газовый контейнер
НКПР — нижний концентрационный предел распространения пламени
ПАГЗ — передвижной автомобильный газозаправщик
ПАЗС — передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива
СПГ — сжиженный природный газ
СУГ — сжиженные углеводородные газы
Территория населенных пунктов — территория поселений и городских округов
ТРК — топливораздаточная колонка
Санитарно-защитная зона ЛЭП по СанПиН
Линии, находящиеся под напряжением создают электромагнитные поля, являющиеся фактором воздействия на окружающую среду и организм человека. С целью уменьшения этого влияния вдоль ЛЭП устанавливаются санитарные разрывы, ширина которых связана с величиной напряжения. Санитарно-защитная зона по СанПиН устанавливается перпендикулярно по обе стороны от крайних проводов высоковольтных линий (с учетом их проекции на землю).
№ | Напряжение, кВ | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|
1. | 330 | 20 |
2. | 500 | 30 |
3. | 750 | 40 |
4. | 1150 | 55 |
Контролирующие органы
При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:
- Управлением по архитектуре и градостроительству.
- Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
- Управлением по энергонадзору.
- ГИБДД.
- Управлением противопожарной службы (ГПН).
- Роспотребнадзором (СЭС).
Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:
- качества услуг;
- скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
- пожарной безопасности (ПБ).
И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:
- архитектуре АЗС;
- выбору территории;
- зданиям и сооружениям;
- оборудованию;
- системе безопасности.
Открывая АЗС будьте готовы к частым визитам инспекторов из нефтеинспекции, ГПС, налоговых органов и других.
Имейте в виду, что АЗС могут быть стационарными и передвижными, контейнерными, модульными, блочными, топливозаправочными и т.п. В зависимости от размеров и мобильности будут меняться и объем требований контролирующих органов.
Правила установки и контролирующие органы
С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если Вы устанавливаете КАЗС для собственных нужд предприятия на своей территории и для ее установки нет капитального строительства, Вы не должны получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС.
Главная задача — установить АЗС в соответствии с НПБ 111-98:
- выдержать расстояния до различных категорий объектов;
- подготовить площадку с зоной въезда и выезда;
- изготовить основание для АЗС (выполненное в виде дорожной плиты — фундамента, высотой не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к ней площадке с размерами на 0,5 м больше габаритов самой станции во все стороны);
- установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта;
- назначить и обозначить ответственных и выполнить противопожарные мероприятия.
Что лучше: контейнерная АЗС или автотопливозаправщик
Основное преимущество автотопливозаправщика в том, что не нужно выполнять никаких норм по его размещению с соблюдением расстояний.
Упрощая, скажу: заправляйте, где хотите, и никто с проверкой не придет. Несомненный его минус — это то, что очень сложно наладить контроль над расходом топлива. Невозможно отслеживать остатки топлива через уровнемер. Есть много всяких отстойников и кранов снизу, через которые можно слить топливо водителю АТЗ.
В настоящее время появилась хорошая замена счетчиков ППО-25 и ППО-40, устанавливаемых на АТЗ, выводящая на новый уровень процесс автоматизации топливозаправщиков — автоматическая ТРК Benza BS на 12 или 24 вольта. ТРК устанавливается на место счетчика ППО и от штатного насоса автоцистерны по чип-ключам или смарт-картам выдает топливо, отправляя сведения через GSM канал на удаленный компьютер.
Есть и другие сложности с эксплуатацией бензовоза: надо согласовывать маршруты движения, проходить техосмотры, держать в штате водителя. Более того, новый топливозаправщик будет стоить дороже. Целесообразней использовать АТЗ на прицепе. Он дешевле, чем на автомобильном шасси, и опыт эксплуатации показывает, что оптимально покупать топливо с доставкой до места бензовозом продавца.
Несомненные плюсы КАЗС – это:
- постоянный учет и контроль топлива благодаря применению различных автоматизированных систем;
- отсутствие операторов.
В данной статье в сжатом виде отражена общая информация, необходимая для вводного ознакомления с отличительными особенностями контейнерных и мобильных АЗС, их комплектации, установки и эксплуатации. Надеюсь, что она поможет Вам допустить меньше ошибок при выборе и дальнейшей эксплуатации контейнерных автозаправочных станций.
О правовом режиме земель охранных зон объектов магистральных трубопроводов
1. У разі аварії або загрози її виникнення (аварійної ситуації) для негайної її локалізації, ліквідації можливих наслідків чи відвернення загрози підприємства магістральних трубопроводів без попереднього погодження з власниками або користувачами земельних ділянок, без оформлення речових прав на земельні ділянки та без отримання відповідних дозволів і погоджень органів виконавчої влади та органів місцевого самоврядування, визначених законодавством, мають право:
безперешкодно проїжджати до місця аварії (аварійної ситуації) для виконання ремонтних і аварійно-відновлювальних робіт;
здійснювати облаштування ґрунтових комор та інших тимчасових споруд з подальшою рекультивацією землі;
здійснювати рубку дерев у разі аварій (аварійних ситуацій) на магістральних трубопроводах, що проходять через лісові ділянки, з подальшим оформленням у встановленому порядку спеціальних дозволів на рубку та очищення місць від їх залишків;
проводити земляні та інші роботи для негайної локалізації аварій (аварійних ситуацій), ліквідації наслідків або відвернення їх загрози.
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування.
2. Кабінету Міністрів України протягом трьох місяців з дня набрання чинності цим Законом:
підготувати та подати на розгляд Верховної Ради України пропозиції щодо приведення законів України у відповідність із цим Законом;
привести свої нормативно-правові акти у відповідність із цим Законом;
забезпечити перегляд і скасування міністерствами та іншими центральними органами виконавчої влади їх нормативно-правових актів, що суперечать цьому Закону;
забезпечити прийняття нормативно-правових актів, передбачених цим Законом.
Президент України |
В. ЯНУКОВИЧ |
м. Київ |
Определить, какое удаление в метрах должно обязательно соблюдаться, можно, изучив нормативные документы. Нормы расстояний между АЗС и жилыми домами отличаются не только в зависимости от типа сооружений, реализуемого горючего или газа, но и от типа хранения жидкого, бензинового топлива. Также существует разница от использования надземных или подземных резервуаров в оборудовании заправки, от их многокамерности или однокамерности, наличия защитной двойной перегородки.
Оборудование санитарных разрывов между зданиями, сооружениями населенного типа и заправкой направлено для защиты прав населения на экологическую безопасность.
Но требование, чтобы безопасные расстояния соблюдались и не использовались любым способом, включая высадку зеленых насаждений, относятся уже к мерам противопожарной безопасности.
Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов
Определение понятия водоохранной зоны и особенности её правового режима закреплены в ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ). Согласно п. 1 указанной статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Из данного определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам (т. е. это ЗОУИТ, возникающая в силу закона). В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется, однако необходимо определение границ такой зоны и внесение их в ЕГРН (с учётом переходного положения в отношении «старых» ЗОУИТ). В 2019 году[48] неожиданно утратило силу положение п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов[49], в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считались установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Нахождение на земельном участке береговой линии водного объекта (даже в отсутствие сведений о таком водном объекте в Государственном водном реестре[50]) является безусловным подтверждением расположения земельного участка в водоохранной зоне[51].
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населённых пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Ширина водоохранной зоны составляет:
1) для рек или ручьёв протяжённостью от их истока:
до 10 км – 50 м (совпадает с прибрежной защитной полосой);
от 10 до 50 км – 100 м;
от 50 км и более – 200 м;
2) для озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км – 50 м;
3) для водохранилища, расположенного на водотоке, – равна ширине водоохранной зоны этого водотока;
4) для моря – 500 м;
5) для магистральных или межхозяйственных каналов – совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов;
6) для рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы, – не устанавливается.
Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются законом РФ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья – 50 м.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 метров.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров.
Для расположенных в границах болот проточных и сточных озёр и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.
На территориях населённых пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии (границы водного объекта).
Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначения на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в настоящее время в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (в ред. 2019 года). Указанное Постановление Правительства применяется до 01.01.2022[52].
Уполномоченные органы государственной власти в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения:
а) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в Государственный водный реестр;
б) в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия);
в) в Росреестр (его территориальные органы) для внесения в ЕГРН[53].
В соответствии с п. 16 ст. 1 ВК РФ затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определённые территории и объекты. Исходя из положений ст. 67.1 ВК РФ, установление зон затопления и подтопления является специальным защитным мероприятием и осуществляется для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Порядок установления зон затопления, подтопления и их границы определяются на основании Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления» (вместе с «Положением о зонах затопления, подтопления») (далее – Постановление Правительства РФ № 360).
Так, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 360 зоны затопления, подтопления устанавливаются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее – предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов)[57].
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ № 360 зоны затопления, подтопления считаются установленными, изменёнными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в ЕГРН. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившимися со дня исключения сведений о них из ЕГРН. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. На практике даже до реформирования законодательства о ЗОУИТ это означало, что в отсутствие сведений в ЕГРН и указанных документах данная зона не может считаться установленной, а значит, государственные и муниципальные органы не вправе ссылаться на имеющиеся в её границах ограничения, например, отказывая в выдаче разрешения на строительство. Такой подход нашёл отражение и в судебной практике[58]. Налицо явное различие с СЗЗ, отсутствие сведений в ЕГРН о которой, как было изложено ранее, не является для судов препятствием к признанию её существования.
Приложение к Постановлению Правительства РФ № 360 содержит требования к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления.
Так, зоны затопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к:
- незарегулированным водотокам, когда территории затапливаются при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учётом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений;
- устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчётной обеспеченности;
- естественным водоёмам, затапливаемым при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;
- водохранилищам, затапливаемым при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;
- зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемым при пропуске гидроузлами паводков расчётной обеспеченности.
Зоны подтопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов.
В границах зон подтопления определяются:
а) территории сильного подтопления – при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3 м;
б) территории умеренного подтопления – при глубине залегания грунтовых вод от 0,3–0,7 до 1,2–2 м от поверхности;
в) территории слабого подтопления – при глубине залегания грунтовых вод от 2 до 3 м.
Правовой режим зон затопления, подтопления
Согласно п. 6 ст. 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается:
- Размещение новых населённых пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населённых пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Здесь следует подчеркнуть, что, исходя из буквального толкования указанной нормы, в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых возлагается на собственника водного объекта. Вывод о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нём строительства, содержится в судебной практике[59].
Исходя из п. 2 ст. 43 ВК РФ, в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, в которых запрещаются или ограничиваются осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – ЗСО) устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. При этом решения об установлении, изменении ЗСО принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам[60].
ЗСО организуются вне зависимости от ведомственной принадлежности на всех водопроводах, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Требования к организации и эксплуатации ЗСО в настоящее время определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее – СанПиН 2.1.4.1110-02)[61]. Указанный СанПиН действует до 01.01.2022 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, которым утверждены новые требования.
Организации ЗСО предшествует разработка её проекта, а именно:
- определение границ зоны и составляющих её поясов;
- составление плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
- утверждение правил и режима хозяйственного использования территорий трёх поясов ЗСО.
Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии схемы территориального планирования или Генерального плана при выборе источника водоснабжения. В генеральных планах застройки населённых мест ЗСО указываются на схеме планировочных ограничений.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утверждённого проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, при этом данное положение не соответствует новому регулированию статуса ЗОУИТ.
Правовой режим ЗСО
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трёх поясов, в каждом из которых устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Режим охранной зоны предполагает ограничения и в использовании земель в границах поясов ЗСО.
В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера.
Так, в соответствии с разделами 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса СЗО запрещается:
- посадка высокоствольных деревьев;
- все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
- прокладка трубопроводов различного назначения;
- размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
- проживание людей;
- применение ядохимикатов и удобрений;
- спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта (в отношении ЗСО поверхностных источников водоснабжения);
- купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды (в отношении ЗСО поверхностных источников водоснабжения).
На территории второго и третьего поясов запрещается (в отношении ЗСО подземных источников водоснабжения):
- выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
- закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твёрдых отходов и разработка недр земли;
- размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищённых подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защит�� водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учётом заключения органов геологического контроля).
Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.
Проект санитарно-защитной зоны преследует две главные цели. Первая — соблюдение требований российского законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вторая цель — для проектируемых объектов определить размер будущей «буферной зоны» предприятия, на которой нельзя размещать жилую застройку, рекреационные зоны и другие нормируемые территории, а для действующих — оценить достаточность текущего размера СЗЗ и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия.