Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мелким фирмам или частникам, которые начинают бизнес на грузоперевозках, выгоднее оформить ИП – можно будет работать на специальных налоговых режимах УСН или ПСН. При увеличении штата, парка техники и прибыли, придется перейти на ООО.
Какой вид грузоперевозок выбрать?
Как показывает практика, тем, кто организует такой бизнес с нуля, выгоднее заниматься автомобильными перевозками. Достоинства подхода — простота регистрации, низкие вложения и высокий спрос на услуги. Но стоит учитывать, что:
-
большую часть рынка занимают транспортировки генеральных грузов или заказы с полностью загруженным автомобилем;
-
крупнейший сектор – это грузы сборного типа: один автомобиль грузит товар со склада, где сконцентрированы разные отправители;
-
негабаритные и опасные грузы занимают лишь 3% и 7% рынка соответственно;
-
грузы до 3,5 т перевозят на ГАЗ-3302, «Газель Next» и «Газель Бизнес», Volkswagen Crafter. Эти автомобили подходят для транспортировки стройматериалов, продуктов, бытовой химии, сырья и комплектующих;
-
грузы до 5 т лучше перевозить на фургонах, крупногабаритные товары — на еврофурах.
Выбираем систему налогообложения
Решив, что нужно открыть ИП для грузоперевозки, а не ООО и не зарегистрироваться в качестве самозанятого, нужно сразу выбрать режим налогообложения. Это – ответственное решение, так как изменить режим можно только с нового календарного года, за исключением приобретения патента. Если не указать при открытии выбранную систему налогообложения, то по умолчанию ИП должен отчитываться по ОСНО, а это – самый сложный вид отчетности и самые большие налоги.
Чтобы не ошибиться с выбором, лучше просчитать, какую сумму на разных режимах ИП должен будет уплатить, получив один и тот же ожидаемый доход. По результатам расчета выбирается наиболее выгодная система налогообложения.
Также надо учесть, что при разных режимах налогообложения необходимо ведение бухгалтерии, оформление и сдача отчетности в разном объеме. Одинаково для всех кадровое делопроизводство, если в транспортной компании работают наемные водители.
Обратите внимание
При изменении налогообложения, с предыдущего ИП не снимается автоматически, так как можно отчитываться одновременно по двум режимам. Если предприниматель хочет вести деятельность только на новом, обязательно нужно написать соответствующее заявление в ФНС.
Выбираем формат бизнеса
Сразу заострим внимание на том, что количество инвестиций в этот бизнес далеко не всегда пропорционально «выхлопу», который вы от него получите. Да, можно потрать немалые деньги на закупку собственного транспорта, удовлетворяющего требованиям международного рынка, разработать крутое приложение по отслеживанию грузов в пути, но… стоит ли? На первых порах куда правильнее сосредоточить усилия на оказании качественного сервиса и удержать цены на невысоком уровне.
А потому в случае с «международкой» куда более логичной выглядит модель работы по формату так называемого экспедирования грузов.
При таком подходе к организации операционных процессов вы находите зарубежных подрядчиков, которые берут на себя сам процесс доставки, а зарабатываете на добавленной к перевозке стоимости. Как правило маржинальность колеблется в диапазоне от 10 до 20 процентов.
Для того, чтобы осуществлять деятельность по доставке грузов по международным направлениям, понадобится открыть ООО со следующими кодами ОКВЭД:
-
49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами
-
52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом
-
52.24 Транспортная обработка грузов
-
52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками
Финансовые показатели
Как можно убедиться из сегодняшней статьи, расходы на открытие логистической компании, работающей по международным направлениям, не так уже высоки, если не учитывать необходимость наличия «оборотки». Основная статья расходов – наличие свободных либо заемных денежных средств на первоначальную оплату услуг перевозчиков.
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ |
СУММА, руб. |
---|---|---|
Недвижимость |
||
1 |
Аренда офиса |
20 000 |
Оборудование |
||
2 |
Закупка компьютеров и оргтехники |
70 000 |
3 |
Телефония для зарубежных звонков |
10 000 |
Нематериальные активы |
||
4 |
Покупка базы таможенных брокеров |
15 000 |
Оборотные средства |
||
5 |
Средства на оплату услуг перевозчиков |
1 500 000 |
Итого: |
1 615 000 |
Какие затраты в бизнесе по грузоперевозкам учесть новичкам
Необходимо понимать, что доход от бизнеса по перевозке грузов нестабилен даже для опытных предпринимателей. Потому что никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств, связанных с дорогой. Также влияние может оказывать экономический кризис или регулярно обновляемые правила оформления перевозок.
Расходы условно делят на три категории:
-
Постоянные — они неминуемы и не зависят от того, на ходу машина или нет. Сюда входят, например, обслуживание расчетного счета, страховые взносы, транспортный налог, стоимость техосмотра, медицинские справки, тахограф и его обслуживание, карта водителя, оплата мест стоянки, базовые ремонтные работы.
-
Рейсовые — преимущественно топливные расходы, которые могут отличаться в зависимости от тяжести груза, условий погоды, состояния дороги и автомобиля. Остальная часть рейсовых расходов складывается из оплаты проезда по платным трассам, въездов, стоянок на трассе. Также подсчитывают расходы на шины, масло, фильтры, стекла, лампочки и прочие технические жидкости и детали автомобиля, которые изнашиваются и требуют ремонта или замены.
-
Внеплановые — эти расходы предугадать нельзя. Сюда входят ремонт внезапных поломок, штрафы, возмещение недостачи груза, устранение последствий ДТП.
Что учесть при организации бизнеса по грузоперевозкам
Сначала необходимо проанализировать деятельность своих конкурентов в том регионе, где планируется развернуть бизнес. Узнать, что происходит в данной области, какие виды товаров актуальны для доставки, какие автомобили наиболее мобильны и удобны для перемещения.
После анализа ситуации в сфере следует разработать бизнес-план, который должен включать:
-
описание этапов реализации проекта;
-
разработку маркетинговой стратегии;
-
расчет затрат на транспорт и оборудование;
-
оценку прибыли и срока окупаемости проекта;
-
оценку рисков и шаги по их минимизации.
Какие риски связаны с работой на себя
Новичкам в грузоперевозках порой следует помнить, что их бизнесу угрожает:
-
нехватака средств на ремонт и обслуживание транспорта;
-
сложность в поиске места для стоянки;
-
невозможность самостоятельно планировать наиболее удачные маршруты для поездок;
-
нехватка знаний в оформлении сопроводительной документации.
Описание бизнеса и виды услуг
На первом этапе важно определиться с направлением:
- грузоперевозки на разных видах транспорта, с оказанием дополнительных услуг;
- коммерческие грузоперевозки;
- перевозка крупногабаритных грузов, животных, требующая специальных транспортных средств;
- квартирные, офисные переезды (мувинг).
Дополнительные услуги:
- реализация упаковочных материалов;
- складское хранение;
- аренда транспорта и услуги персонала;
- утилизация, вывоз мусора;
- страхование грузов;
- таможенные услуги.
Если опыта нет, с чего начать:
- Получить опыт работы менеджером, диспетчером в аналогичной компании. Получить навык ведения переговоров с заказчиком, заключения договоров, узнать суть бизнеса.
- Предоставлять посреднические услуги. Вложения при таком варианте составят в среднем 100 000 рублей. Появится возможность получить опыт, проанализировать рынок.
Какой код вида деятельности (ОКВЭД) для перевозки
Чтобы стать ИП по грузоперевозкам, надо выбрать нужный код вида деятельности. Все коды приведены в Классификаторе ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), установленном Приказом Росстандарта № 14-ст от 31 января 2014 г.
Для открытия своего ИП по грузоперевозкам коды видов деятельности можно взять из раздела ОКВЭД «Н» (Хранение и транспортировка). В качестве своего вида деятельности можно указать код:
- 49.41 — Деятельность грузового автомобильного транспорта;
- Грузоперевозка (49.41.1, 49.41.2) — Специализированными ТС или нет;
- 49.41.3 — Аренда грузового автомобиля с водителем (так, газели);
- 49.42 — Предоставление услуг по перевозке.
Работа с Классификатором
Патентная система – очень удобный способ налогообложения, поскольку не предполагает сложных бухгалтерских расчетов и ИП при этом освобождается:
- от налогов на доходы физлиц в пределах 60 млн.рублей потенциальных доходов;
- от налогов на имущество физлиц на ту часть имущества ИП, которое используется им для ведения предпринимательской деятельности по патенту.
- От НДС. Исключением является обязанность уплаты НДС: в случае, если помимо патентного вида деятельности ИП ведет иной вид деятельности, не подпадающий под ПСН, а также в случаях, предусмотренных ст. 174.1 НК РФ.
Величина налога и сроки его уплаты устанавливаются одновременно с выдачей патента, то есть налог не является связанным с доходом предпринимателя, а значит, по сути, налог по патенту – это авансовый налог.
Таким образом, при выборе между ПСН и другими видами налогообложения, индивидуальному предпринимателю следует взвесить как плюсы, так и минусы ПСН. О плюсах мы сказали выше. Что касается минусов, то к ним можно отнести:
- авансовый характер налога, поскольку ИП на момент перехода на ПСН еще не знает, какие у него будут доходы и будут ли вообще;
- невозможность вычета страховых выплат.
Если плюсы смогли перевесить минусы, то следующим шагом будет изучение Классификатора на предмет обнаружения в нем вида деятельности, которой занимается или планирует заниматься ИП.
Несмотря на свое пугающее название, Классификатор видов предпринимательской деятельности, для которых допустимо применение ПСН, на самом деле, очень логичный и простой в применении документ.
В нем просто перечислены:
- виды предпринимательской деятельности, которыми ИП может заниматься по патенту;
- коды видов деятельности и ссылки на соответствующую норму закона, которой этот вид деятельности регламентируется.
Для того, чтобы перейти на ПСН индивидуальный предприниматель должен указать в заявлении шестизначный цифровой код ХХ YY ZZ, в котором:
- первая группа знаков ХХ – это код вида деятельности;
- вторая группа знаков YY – код субъекта Федерации;
- третья группа знаков ZZ – порядковый номер вида деятельности.
Распределены группы знаков в соответствии с подпунктами п.2 ст.346.43 НК РФ. Так:
- код вида деятельности (XX) состоит из двух цифр от 01 до 99. Цифра 99 относится только к бытовым услугам населению (по классификатору ОКУН №163 от 28.06.93 года) и не входит в ст.346.43 п.2. Полный перечень кодов включен в раздел 5 Классификатора;
- коды субъектов Федерации (YY) включены в Классификатор в соответствии со Справочником БГ -3-13/149 ФНС РФ от 25.03.02 года;
- порядковый номер вида деятельности (ZZ) определяется списком видов деятельности на уровне субъекта Федерации и представляет собой дифференциацию от цифр XX от 01 до 99. Не стоит пугаться слова «дифференциация». Мы поговорим о ней отдельно.
Код вида объекта в заявлении
В приложении № 3 к приказу ФНС от 09.12.2020 № КЧ-7-3/891@ содержится порядок заполнения формы на получение патента № 26.5-1 и код вида объекта, который следует проставить в строке 010 Листа В. Значение кода определяется видом патентной деятельности.
- Розничная торговля через стационарные торговые объекты, имеющие торговые залы:
09 – магазин
10 – павильон
- Розничная торговля через стационарные торговые объекты, не имеющие торговых залов:
11 – розничный рынок
12 – ярмарка
13 – киоск
14 – палатка
15 – торговый автомат
В 2021-ом перечень стационарных торговых объектов, не имеющих торговых залов, расширился. По подп. 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ к ним добавились иные аналогичные объекты, но отдельные коды ещё не созданы. В письме ФНС от 15.02.2021 № СД-4-3/1846@ указано о том, что к иным объектам пока следует применять код 14 – палатка.
- Розничная торговля через объекты нестационарной торговой сети:
Отказ в выдаче документа может быть обусловлен разными причинами. Наиболее часто отрицательное решение специалистов налоговой службы связано со следующими основаниями:
- выбранное направление работы не отвечает требованиям ПСН;
- в заявлении неправильно указывается срок, на который планируется покупка патента;
- не подходит предприниматель под требования системы, например его доход превышает 60 млн руб. в год;
- по прошлому налогу имеется значительная недоимка;
- при переходе с ЕНВД или УСН не соблюдаются условия;
- при составлении заявления допускаются серьезные ошибки или оставляются пустыми важные строки.
Если причиной отказа выступает выявленная в заявлении ошибка, то ее можно оперативно исправить, после чего можно повторно передать пакет документов инспекторам ФНС.
Условия и порядок получения патента
Патент действует в пределах региона, в котором он был оформлен. Однако если предприниматель занимается междугородними перевозками, то приобретать патенты в регионах, в которых находится пункт назначения, не требуется.
Ограничения по получению патента
Выбрать патентную систему налогообложения могут ИП, удовлетворяющие следующим условиям:
- Число наемных работников не превышает 15 человек. В отличие от ЕНВД, в котором существует ограничение по количеству автотранспорта, в ПСН оно отсутствует.
- Площадь, отведенная под нужды бизнеса, не должна превышать 50 м2.
- Совокупный доход ИП за период действия патентного режима не должен превышать 60 млн рублей.
Как зарабатывать на перевозках
Наша организация планирует оказывать услуги внутригородских и междугородних грузоперевозок. Парк организации, по данным бизнес плана, на первом этапе будет состоять из четырех автомобилей марки «Газель». Внутригородские перевозки будут оплачиваться по часовому тарифу. Один час будет стоить 350 рублей. Основные клиенты такой услуги:
- Квартирные и офисные переезды;
- Вывоз старой мебели, холодильников и стиральных машин;
- Вывоз строительного мусора;
- Доставка крупногабаритной техники и мебели из магазинов.
- Также будут предлагаться грузчики. Оплата грузчиков – 200 руб./час.
Предполагаемый объем работ на междугородние перевозки составит 36 000 км в месяц. Расходы в данном случае составят:
- ГСМ (0,13л/км, цена за литр солярки 45 руб.) – 210600 руб.
- Оплата труда водителей (3 руб./км. + 300 руб./сут.) – 120 000 руб.
- Амортизация (0,7 руб./км.) – 35 600 руб.
- Прочие расходы (страховка, штрафы и пр. – 0,5 руб./км.) – 18 000 руб.
- Сотовая связь – 3500 руб.
- Аренда стоянки – 11 000 руб.
- Налоги (ЕНВД) – 16 600 руб.
- Итого – 344 460 руб.
Что лучше для грузоперевозок: компания, ИП или самозанятость?
Чтобы заниматься бизнесом, необходима регистрация в налоговой, так как перевозки грузов связаны с материальной ответственностью. Клиентам потребуются официальные документы: ТТН, акты выполненных работ, счета-фактуры, чеки.
Чтобы осуществлять грузоперевозки, открыть свое дело можно в следующих форматах:
- Самозанятость – новый формат регистрации бизнеса, подразумевающий, что человек работает на себя сам, не привлекая наемных работников. При такой организации не требуется ведение документации, оформление и сдача отчетности, онлайн касса. Каждую полученную оплату от клиента фиксируют в мобильном приложении, на сайте ФНС или банка. Там же печатают электронный чек. Перед тем, как открыть компанию по грузоперевозкам с нуля, можно попробовать поработать в качестве самозанятого.
- ИП – следующая «ступень» бизнеса. Предприниматель – физическое лицо, сам отвечает за свой бизнес, в том числе – собственным имуществом. Он может нанимать сотрудников, использовать любую систему налогообложения, не ограничен в доходах. Можно открыть ИП для грузоперевозок на своей машине, или нанять сотрудников для работы в целом автопарке. В зависимости от выбранного режима налогообложения и количества наемных работников, у ИП может быть простая отчетность и небольшой процент налога на доход, или он может открыть транспортную компанию по грузоперевозкам с миллионными оборотами.
- ООО – это юридическое лицо, бизнес, который можно открывать в доле с партнерами. Открыть ООО для грузоперевозок дороже и сложнее, закрыть, если что-то пойдет не так – еще труднее. Однако участник ООО не отвечает за его деятельность своим имуществом, не обязательно руководит делом сам – может нанять генерального директора. Такой бизнес выглядит солиднее на рынке услуг, крупные заказчики охотнее работают с юридическими лицами, а не ИП.