Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «QR-код вместо прав: как это будет работать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если транспорт остановлен инспектором ГИБДД, сотрудник вправе запросить документы для проверки. Обычно таковыми являются действующие водительские права с необходимой категорией, подтверждающей, что человек имеет право управлять авто и знает, как это делать. Также необходимо свидетельство о регистрации автомобиля (СТС), подтверждающее, что транспорт не находится в угоне.
Утрата актуальности лицензионной карточки
Ранее пункт 2.1.1 ПДД содержал полный список документов, которые необходимо предоставить инспектору ГИБДД по требованию, включая путевой лист, пакет документов на перевозимые объекты, специальные разрешения и лицензионные карточки.
В новой версии документа термин «лицензионная карточка» полностью удален. Пластиковый документ выдавался вместе с лицензией и прикрепляется водителями на лобовое стекло грузового или пассажирского авто. Тем не менее, выдача прекратилась с 2014 года, поэтому необходимость в упоминании определения в тексте закона отсутствует.
Схожие изменения можно увидеть в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации». Ранее в данном нормативном акте присутствовало требование размещать карточку, свидетельствующую о наличии лицензии, на стекле для пассажирского и грузового транспорта. В настоящее время данное условие утратило силу, поэтому текст правил был изменён, а сотрудники полиции и иных надзорных органов не вправе требовать карточку для демонстрации.
Основания для остановки транспортного средства
В соответствии с законом инспектор не имеет права останавливать транспортное средство без оснований. При остановке ТС сотрудник обязан сам сообщить водителю причину без вопросов с его стороны. Есть четкий перечень оснований, который включает следующие обстоятельства:
- Водителем или пассажирами допущено нарушение ПДД.
- Имеются сведения о том, что водитель или кто-либо из пассажиров авто являются участниками ДТП или другого противоправного действия.
- Транспортное средство находится в розыске.
- Машина используется водителем незаконно.
- Водитель или кто-то из пассажиров стали свидетелями нарушения. Остановка выполняется с целью проведения опроса.
- Возникла необходимость привлечь водителя в качестве понятого или для оказания помощи пострадавшим в ДТП или другом происшествии.
- На территории действуют решения государственных органов о запрете проезда или ограничении дорожного движения.
- Необходимо провести проверки документов, разрешающих перевозку определенных видов грузов.
Определение факта нарушения и подготовка протокола
Если вас остановил инспектор ГИБДД, который инкриминирует вам правонарушение, уточните у него наличие доказательств. К таким доказательствам относятся, например, результаты фото- или видеофиксации. При наличии доказательств нарушения ПДД составляется административный протокол. Обратите внимание, что в любом случае действует принцип презумпции невиновности. Если вы не согласны, то совершили нарушение, вы можете не подписывать протокол или заносить в него свое несогласие. В последнем случае в строке «Подпись нарушителя» нужно исправить на «Подпись водителя», указать «Не согласен» и подписаться. Также рекомендуется проставить прочерки в графах с указанием свидетелей, чтобы далее в них не были записаны случайные лица. Также вы имеете право внести в протокол уточняющие сведения. Инспектор обязан предоставить водителю экземпляр протокола о нарушении. Его можно использовать в дальнейшем, чтобы оспорить действия сотрудника ГИБДД.
Остановка инспектором ДПС
Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.
Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.
Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный. На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.
Сроки оформления ДТП в ГИБДД
На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.
Общение с сотрудником ГИБДД
Вот стоит на дороге сотрудник ГИБДД, обеспечивает порядок на дороге. Вы, читатель, знаете ли его права и обязанности? Нет, не знаете. Ежедневно проезжаете мимо, а не знаете как он должен быть одет и как должен вам представиться? Нет. Да и сотрудник ГИБДД ли это.
Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) — подаваться своевременно (п.18.3 ‘Наставления’).
6.5.10. Применять в установленном порядке оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств (подпункт М пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
6.5.3. Останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их (подпункт И пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации ).
Согласно законодательству, инспектор является должностным лицом, осуществляющим свои полномочия в рамках установленной компетенции. С другой стороны, располагается водитель. Общение между ними должно происходить на основе равенства и ни при каких обстоятельствах не допускается выход за пределы закона, это наказуемо. Любые отношения должностного лица с водителем получили регламентацию в Приказе МВД России No 185 от 02.03. 2009.
Исход встречи с сотрудником ГИБДД во многом зависит от водителя, в частности, от умения правильно разговаривать. В статье будут рассмотрены новые правила общения с сотрудниками ГИБДД. Ни для кого не секрет, что уверенность, спокойствие и знание норм законодательства позволят грамотно вести диалог с инспектором. Следование правилам позволит избежать всевозможных конфликтов и последующих проблем.
Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023
Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.
Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».
Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.
Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:
- развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
- параллельно припарковать ТС;
- начинать ход на подъеме;
- въезд в гараж выполнением заднего хода.
В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.
Россия впрок запаслась зимней резиной
«Не думаю, что у инспекторов возникнут проблемы с определением сезонности шин, это видно невооруженным взглядом, летняя резина определяется по маркировке»,— указывает капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. Эксперт обратил внимание на то, что регионы получили право лишь увеличивать зимний период запрета езды на летней резине, тогда как ряд регионов, например, Краснодарский край или Адыгея, напротив, могли бы сократить его до одного месяца. Автовладельцы порой ездят на летней резине «не от хорошей жизни», добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: покрышки подорожали, ассортимент сокращается. Он также говорит о возможных сложностях, которые могут возникнуть у автовладельцев при перемещениях между регионами, например из Краснодара в Москву.
«По идее в каждой поездке нужно будет переобуваться, но делать этого никто не будет,— говорит господин Шапарин.— Вопрос нужно как-то отрегулировать».
Комментируя усиление контроля за световыми приборами, эксперт рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины Григорий Шухман пояснил: нештатные ксеноновые и светодиодные лампы грамотный инспектор в состоянии обнаружить через стекло фары или подняв капот, хотя в случае с газоразрядными сделать это чуть сложнее. «В любом случае вскрытие фары с анализом сменной лампы однозначно говорит, стандартная она или нештатная альтернатива лампе накаливания»,— резюмирует он.
Поводы для остановки автомобиля
Получается, что сотрудники ППСП имеют право на остановку транспортного средства. Но только когда это необходимо для поддержания безопасности дорожного движения.
В связи с этим может возникнуть логичный вопрос: а есть ли у представителей ППСП такие обязанности? Ответ: да. И разобраться в этом подробнее поможет Устав ППСП. Его 218 пункт содержит перечень полномочий по обеспечению безопасности на дорогах. Работник ППСП обязан:
- пресекать попытки управления автомобилем водителями, которые находятся в состоянии алкогольного или другого вида опьянения;
- сообщать дежурному или наряду ДПС о случившемся ДТП;
- устранять помехи дорожного движения совместно с сотрудниками ДПС;
- оказывать медицинскую помощь пострадавшим в случае дорожно-транспортного происшествия;
- организовывать безопасный объезд места ДТП в случае его возникновения;
- устанавливать личность водителя и данные авто, скрывшегося с места ДТП.
Пошаговая инструкция оформления схемы ДТП в европротоколе
Схема аварийной ситуации обязательна при составлении документа, фиксирующего столкновение. На лицевой стороне европротокола участники самостоятельно делают подробную зарисовку произошедшего. Этапы оформления схемы ДТП:
- Указать место аварии: название улицы, дом или трассу с номером километра от ближайшего населенного пункта.
- Нарисовать траекторию движения автомобилей.
- Схематически показать расположение автотранспортных средств в момент столкновения.
- Указать светофоры, дорожные знаки, разметку, ограждения, обочину.
- Отметить расположение вещественных доказательств, которые имеют отношение к ДТП, осколков, поврежденных частей автомобилей.
При составлении схемы во время оформления ДТП нужно указать максимальное количество деталей, имеющих отношение к аварийной ситуации.
Составление расписки при ДТП
Расписка оформляется на месте аварии, когда у одного участника дорожно-транспортного происшествия нет действующего полиса обязательного страхования. Отсутствие обоюдных претензий, урегулирование убытков без сотрудников ГАИ тоже являются причинами составления документа. Не существует унифицированного вида заполнения расписки. Документ должен содержать максимально полную информацию о ДТП и выплаченной денежной компенсации. Этапы составления расписки при ДТП в свободной письменной форме:
- Указать вид документа: отсутствие претензий к виновнику аварии, выплаченный материальный ущерб.
- Дата, время, место составления расписки.
- Паспортные данные участников аварийной ситуации.
- Персональная информация очевидцев ДТП.
- Сообщить причины аварии.
- Описать повреждения автотранспортных средств.
- Указать сумму полученной компенсации в случае оформления расписки о выплаченном материальном ущербе.
- Написать о самостоятельном урегулировании конфликта без сотрудника ГИБДД.
- Указать на отсутствие претензий к другому участнику происшествия.
Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД
- уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
- уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.
Как уже было сказано, пункт 106 регламента ГИБДД 664 комментарии от специалистов получил различные. Он тесно связан с пунктом 84 «Остановка транспортных средств», что вполне логично. Так, в п. 84 в качестве одного из оснований остановки ТС указана проверка документов, в то же время, в самом пункте 106 ссылка на 84 пункт отсутствует.
Ранее в соответствии с регламентом, утвержденным приказом МВД РФ №185, проверка документов допускалась только на стационарном посту ДПС. Остановка в указанных целях вне постов допускалась только при наличии значительных оснований: данных о совершенных правонарушениях, при проведении специальных мероприятий. Теперь термин «стационарный пост» вообще удален из соответствующих пунктов регламента.
Таким образом, допускается остановка автомобиля и проверка документов без каких-либо существенных причини, а в качестве профилактики правонарушения или нарушения требований, обеспечивающих безопасность на дороге. Некоторые чиновники и общественные деятели выразили полную удовлетворенность пунктом в такой редакции.
Например, депутат Госдумы РФ и председатель межрегиональной общественной организации автолюбителей «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков рассказал, данная мера является оправданной и позволяет инспекторам предупреждать правонарушения, например, своевременно предпринимать действия по выявлению за рулем автомобилей водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Действия водителя при остановке передвижным патрулем ДПС для проверки документов
Обдуманные поступки во время контакта с сотрудниками контролирующей службы дадут юридическое и психологическое преимущество автомобилисту при последующем опротестовании беспочвенных требований уполномоченных представителей власти.
Оптимальная очередность определяется наставлениями ведомственных норм, Правилами движения, Регламентом дорожного контроля, законами российского государства:
- Остановить автомобиль в указанном работником ДПС месте.
Внимание. Игнорирование законного требования полицейского считается административным нарушением (ст. 19.3 КоАП РФ).
- Дождавшись внутри машины инспектора, уточнить причину остановки, фамилию, звание, подразделение, полномочия прервавшего движение.
- Ознакомиться со служебным удостоверением патрульного, обращая внимание на период действия документа, наличие отчетливой печати, соответствие индивидуальному нагрудному номеру.
- Достоверность представленных данных подтверждается или опровергается дежурной частью ГИБДД по телефону горячей линии.
- Сославшись на п. 7 статьи 5 Закона №3-ФЗ «О полиции», гарантирующую возможность ознакомления с материалами, затрагивающими интересы гражданина, потребовать документальное подтверждение проводимого оперативного мероприятия, повлекшего принудительное прерывание поездки.
Внимание. Ссылка инспектора на внутренние закрытые нормативы неправомерна из-за ст. 15 Конституции, запрещающей применение к личности актов, не опубликованных для открытого ознакомления.
- При убедительном обосновании, дать возможность сотруднику инспекции проверить документы, оговоренные Правилами движения по автодорогам.
- Обжаловать превышение полномочий службой контроля безопасности разрешается в десятидневный срок после события.
Об отсутствии нагрудного знака или служебного удостоверения у одетого в форменное обмундирование человека следует немедленно сообщить правоохранительным органам.