Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представление пояснений по НДС по требованию налогового органа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий
Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.
На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.
Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.
Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки
Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.
Отражение положений в постановлениях высших судов и судебных актах
Позиция КС РФ, приведённая в Постановлении от 3 июня 2014 г. № 17-П, направлена на то, что нормы п. п. 6 и 7 рассматриваемой статьи и п. 5 ст. 173 НК РФ не могут толковаться в практике правового применения в качестве допускающих признание лица, которое не является плательщиком НДС в силу п. 4 ст. 346.26 НК РФ, обязанным платить данный налог лишь на том основании, что такое лицо, находя необходимым применение ОСН, указывало его в декларации, получая при розничной продаже товаров сумму налога путем проведения расчетов.
В силу анализа жалоб плательщиков НДС, с учетом индивидуальных обстоятельств ситуаций и имеющейся судебной практики, делается вывод, что продажа товаров неограниченному кругу лиц по розничным ценам с учетом НДС в результате неправильного применения налогоплательщиком ОСН не порождает у них налогового обязательства и не влечет изъятия суммы налога в бюджет и доход государства.
По мнению налоговых органов, необходимо учитывать, что налоговое законодательство не противоречит возможности выбора методики учетной политики, использования налоговых льгот или отказа от таковых.
Приведённая диспозитивность не может применяться для необоснованного сокращения налоговых отчислений в казну в силу злоупотребления плательщиками налога своими правомочиями.
Данный подход при рассмотрении судами жалоб плательщиков налога определён разъяснениями, приведёнными в Постановлении КС РФ от 3 июня 2014 г. № 17-П.
В п. 17 ПП ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 указывается, что по логике положений п. п. 1 и 4 рассматриваемой статьи сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров, должна учитываться при получении окончательного размера цены по договору и выделена в первичных учетных документах и счетах-фактурах отдельной строкой.
Обязанность обеспечения выполнения этих положений возложена на продавцов как плательщиков налога, обязанных учесть данную операцию при определении налоговой базы и исчислении налога по итогам того или иного периода.
По этой причине, если в договоре отсутствует прямое указание на установленную цену, не включающую сумму НДС и иное не следует из условий и обстоятельств, связанных со сделкой, судам нужно исходить из того, предъявляемая продавцом сумма НДС выделяется из приведённой в договоре цены, для чего получается расчетным методом, сообразно с нормами п. 4 ст. 164 НК РФ.
Характерно, что в судебном производстве положения данной статьи НК РФ могут иметь актуальность в силу разрешения самых разных споров, в том числе и тех, что возникают из финансовой несостоятельности должников.
К примеру, в определении ВС РФ № 305-ЭС20-10152 от 19 октября 2020 г. по делу № А40-46117/2019 было указано, что в соответствии с нормой п. 1 рассматриваемой статьи НК РФ сумма налога входит в цену аренды. В силу этой причины суммы НДС, выделяемые из арендных платежей и подлежащие уплате в рамках текущих обязательств должника, необходимо считать расходами на реализацию предмета залога.
Имелись в виду расходы, указанные в п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве. Поэтому затраты на уплату НДС, начисленного за аренду заложенного имущества должника в ходе конкурсного производства, погашаются за счет арендной платы ещё до распределения, сообразно с нормами, установленными п. п. 1 и 2 ст. 138 Закона о банкротстве, и не подлежат переложению на других кредиторов должника.
Как отсрочить представление пояснений
На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/34@).
Однако компании могут в целом продлить на законных основаниях сроки для дачи пояснений к требованию. Напомним, что квитанцию о получении требования налоговиков, компания должна отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней. А пятидневный срок для дачи пояснений начинает исчисляться с даты отправки квитанции в налоговую инспекцию о получении требований.
Уменьшили НДС в декларации — ждите повышенного внимания контролеров
Если вы подали уточненную декларацию с уменьшением НДС к уплате (в сравнении с исходной декларацией), налоговые инспекторы этот факт без внимания не оставят. И не имеет значения, подана уточненная декларация сразу вслед за первоначальной или в более поздние периоды.
На что смотрят налоговики при проверке уточненной декларации, узнайте по ссылке.
Если на момент появления уточненной декларации камеральная проверка по первичной декларации не окончена, ее прекращают и приступают к камеральной проверке уточненки.
Декларацию заполняйте на бланке, действовавшем в периоде, за который сдается уточненка.
С отчета за 3 квартал 2021 года декларацию по НДС нужно оформлять на новом бланке, в редакции приказа ФНС от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@. Изменения связаны с введением системы прослеживаемости товаров.
Построчный алгоритм с примерами заполнения всех двенадцати разделов отчета вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
При этом у инспекторов есть право запросить у вас пояснения в связи с уменьшением налога. В такой ситуации (п. 3 ст. 88 НК РФ):
- обосновать изменение суммы НДС в сторону уменьшения вы обязаны в течение 5 дней;
- пояснения следует представить в ИФНС в электронной форме.
Как сформировать пояснения и какие документы приложить, описано в этой публикации.
Какие данные и в каких строках отобразить в декларации по НДС в случае уменьшения налога, разъяснил советник государственной гражданской службы 2 класса А.Г. Дьяконов. Узнайте мнение чиновника, оформив бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе К+.
Расхождения в отчетности
Довольно часто встречаются ситуации, когда один и тот же экономический показатель имеет разные значения в предоставленных формах фискальной отчетности. Такие расхождения вызваны тем, что для каждого налога, сбора, взноса установлены индивидуальные правила определения налогооблагаемой базы. И если налоговики требуют предоставить разъяснения по этому вопросу, предоставьте разъяснения в свободной форме. В тексте укажите конкретные причины, из-за чего образовались расхождения.
Также причиной такой нестыковки являются разные нормы и правила налогового учета в отношении ряда конкретных ситуаций. Пропишите сложившиеся обстоятельства в письме.
Указывать пояснения со ссылками на нормы действующего фискального законодательства приветствуется. Даже если компания не права (неверно истолковала нормы НК РФ), то ФНС предоставит подробные разъяснения, что позволит избежать более крупных ошибок и штрафов в дальнейшей деятельности.
В требовании из инспекции о даче объяснений по НДС обязательно должны быть сформулированы причины его выставления:
- невыполнение контрольных соответствий;
- разночтение данных с данными контрагентов;
- не записанные в книгу продаж сведения (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752).
В требованиях налоговой о представлении пояснений по НДС обязательно указываются коды выявленной налоговиками ошибки.
Код ошибки |
Значение кода |
Возможные причины |
1 |
Отсутствие в декларации контрагента (КА) записи о данной операции |
КА не представил отчет по налогу. КА сдал нулевую отчетность. Допущены ошибки в записях по счету-фактуре у вас или вашего КА |
2 |
Расхождение данных в разделах 8 и 9 (книгах покупок/продаж или доплистах к ним) |
Есть ошибки в вычетах по авансовым счетам-фактурам. КА не отразил авансовый счет-фактуру |
3 |
Расхождение данных в разделах 10 и 11 (журналах выставленных/полученных счетов-фактур) |
Имеют место несоответствия при отражении посреднических операций между отчетами вашим и вашего КА |
4 |
Ошибка в какой-либо графе отчетности |
Номер графы с ошибкой указан в скобках |
Высокая доля вычетов НДС
Компании получат требования налоговиков, если заявляют высокую долю вычетов.
На сегодняшний день налоговики применяют норматив, утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговый вычет по НДС не должен превышать:
– 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев;
– долю вычета НДС по региону.
Приведем образец ответа на подобный запрос.
Ответ на требование № 5/53 от 06.08.2018
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:
1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.
2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж. Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35 %.
3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.
На требование налоговой инспекции по НДС необходимо предоставлять формализованный ответ
Дата публикации: 14.06.2019 10:36
Налогоплательщики налога на добавленную стоимость представляют декларацию по этому налогу в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если от налоговой инспекции получено требование о представлении документов (информации), исполнить его необходимо в течение 5 рабочих дней со дня получения такого требования или в этот же срок сообщить налоговой инспекции об отсутствии запрошенных документов или информации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Согласно абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2017, налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Таким образом, электронный ответ на требование, содержащий пояснения к декларации по НДС, должен быть только формализованным (соответствующим утвержденному формату). В неформализованном виде можно отправить лишь дополнительную информацию к уже сданным формализованным пояснениям, если налоговый орган или налогоплательщик сочтут их представление необходимым. При этом неформализованные документы могут быть представлены налогоплательщиком в виде скан-образов в формате tif, jpg, pdf или pgn.
Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате XML. В этом формате документы можно сформировать, например, при использовании бухгалтерской программы.
Данный формат установлен Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (далее – Приказ ФНС России от 16.12.2016). Он описывает требования к XML-файлам пояснений к декларации по НДС. Все пояснения, расхождения представляются по форматам согласно таблицам в Приложении к Приказу ФНС России от 16.12.2016.
Так, в ответ на требование налогового органа в электронном виде должны быть представлены следующие документы:
• Сведения из книги покупок;
• Сведения из дополнительного листа книги покупок;
• Сведения из книги продаж;
• Сведения из дополнительного листа книги продаж;
• Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур;
• Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур;
• Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации;
• Сведения по контрольным соотношениям;
• Сведения, отсутствующие в книге продаж;
• Пояснения по иным основаниям.
Таким образом, в силу прямого требования п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения к декларации по НДС представляются в электронной форме по ТКС в соответствии с форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 16.12.2016.
Документы, ранее представленные налоговикам
По общему правилу налоговики не вправе истребовать в ходе камеральной проверки документы, представленные компанией ранее, за исключением некоторых случаев (п. 2 ст. 93.1 НК РФ, письмо ФНС России от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304). Такими случаями являются:
— представление ранее компанией оригиналов документов, которые впоследствии были ей возвращены;
— утрата налоговиками ранее представленных документов вследствие обстоятельств непреодолимой силы (например, в результате пожара, наводнения и т.п.);
— повторное истребование документов, ранее представленных в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок (запрос документов о контрагенте проверяемой компании).
Если же компания не может представить документы по причине их утраты (например, в результате пожара), то у компании должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что документы были уничтожены в ходе пожара. При этом налоговиками могут быть запрошены в целях подтверждения факта пожара, а также наличия либо отсутствия в сгоревшем помещении первичных документов, приказ о создании комиссии по расследованию утраты документов и по выявлению виновных лиц, акт расследования комиссии, опись утраченных (поврежденных) документов , акт инвентаризации и инвентаризационные описи, составленные после пожара (решение АС г. Москвы от 07.09.2017 № А40-76506/2017).
Обратите внимание: начиная с 3 сентября 2018 г. действуют изменения, внесенные Законом № 302-ФЗ в части сроков предоставления документов и информации по сделкам. Так, с 5 до 10 рабочих дней увеличивается срок представления документов по конкретной сделке налоговикам вне рамок проверок, и в этот же срок компания должна уведомить налоговиков, если документы не могут быть представлены (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Ранее представленные в налоговую инспекцию документы по-прежнему повторно могут не сдаваться. Но компания должна направить налоговикам уведомление о том, что она ранее уже представляла затребованные документы.
Представление документов в суд: последствия для НДС
Как уже было отмечено, возмещение НДС осуществляется после проведения камеральной проверки соответствующей декларации и подтверждения налоговым органом права на указанное возмещение (ст. 176 НК РФ). При этом налоговикам предоставлено право в рамках камеральной проверки истребовать у компании документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов:
— фактическое приобретение товаров (работ, услуг) для использования в облагаемых операциях;
— отражение товаров (работ, услуг) в учете;
— наличие надлежащим образом оформленных счетов-фактур и соответствующих первичных документов (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ).
Правомерность предъявления суммы НДС к возмещению подлежит доказыванию налогоплательщиком путем представления соответствующих документов.
Нормы НК РФ не содержат ограничений и не устанавливают пределы реализации налоговиками данного права в рамках камеральной проверки. А объем испрашиваемых документов (информации) зависит от характера выявленных противоречий и неясностей в представленных документах и не может быть заранее определен.
Таким образом, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике — покупателе товаров (работ, услуг).
На практике нередки ситуации, когда, заявив НДС к возмещению, компания впоследствии игнорирует требования налоговиков о представлении документов, подтверждающих сумму вычета. Приведем пример одного судебного дела — решение АС Краснодарского края от 13.09.2017 по делу № А32-22562/2017. Суть спора заключалась в следующем.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению из бюджета. В целях проверки обоснованности заявленных к возмещению сумм налоговики направили требование о представлении документов (информации). Однако компания проигнорировала требование инспекции.
Ввиду непредставления документов контролеры направили требование о предоставлении пояснений. На повторное требование запрошенные документы также не были представлены.
Налоговики допросили руководителя компании, который пояснил, что запрошенные документы находятся в аудиторской фирме и не представлены в налоговый орган по причине отсутствия времени. В результате инспекторы составили акт камеральной проверки и приняли решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
Материалы камеральной проверки были рассмотрены инспекцией в присутствии руководителя компании, который обязался в недельный срок представить документы, подтверждающие заявленные вычеты по НДС. Однако на момент вынесения решения об отказе в возмещении НДС документы, подтверждающие налоговые вычеты и право на возмещение, налоговому органу представлены не были.
Таким образом, компания в ходе камеральной проверки, длившейся значительное время, не представила документы в подтверждение обоснованности налоговых вычетов, в связи с чем налоговики были лишены возможности их проверить в рамках камеральной проверки и дать им оценку.
При несоблюдении компанией внесудебной процедуры возмещения НДС (в результате невыполнения требования инспекции представить подтверждающие документы), суд не может подменять деятельность налоговиков по проведению налоговых проверок, поскольку это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти (ст. 10 Конституции РФ).
Исходя из этого, суд отказал в удовлетворении требований компании о возмещении НДС, поскольку компания без уважительных причин представила все необходимые документы непосредственно в суд, минуя налоговый орган.
Как отметили судьи, налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на возмещение НДС, когда налоговики не исполнили процедуру возмещения НДС, прописанную в главе 21 НК РФ. При этом внесудебная процедура возмещения НДС не может считаться соблюденной компанией, если ею не выполнено требование налогового органа о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов.
В рамках рассматриваемого дела суд учел, что до вынесения решения компания не уведомляла инспекцию о необходимости предоставления времени для представления истребованных документов после истечения срока, установленного по итогам рассмотрения результатов проверки. Кроме того, компания не приложила и не представила впоследствии доказательства направления в период проведения налоговой проверки в адрес аудиторской фирмы запросов о представлении документов, а также ответы контрагента на указанные запросы, которые подтверждали бы, что документы получены компанией после проведения проверки. Не представила компания и доказательства того, что ею заявлялось в инспекцию ходатайство о продлении срока представления необходимых для проверки документов.
В результате суд встал на сторону налоговиков. Арбитры пришли к выводу, что компания злоупотребила своим правом, представив в суд документы в отсутствие уважительности причин их непредставления налоговикам в период проверки, длившейся значительное время (с апреля по октябрь), при том что компании предоставлялась возможность направить инспекции необходимые документы, объективные причины неисполнения предусмотренной законом обязанности компания документально не подтвердила. А представление указанных документов после принятия решения налоговой инспекции по результатам проведения налоговой проверки, в том числе в суд, не может стать основанием для удовлетворения требований компании.
Применение вычета НДС по авансам поставщику
Положения п. 12 ст. 171 НК РФ предоставляют налогоплательщику право применения налогового вычета сумм НДС, входящих в состав перечисленных поставщикам авансов. Обязательными условиями применения вычета являются следующие моменты (п. 9 ст. 172 НК РФ):
- Наличие счета-фактуры поставщика, выставленного на сумму полученного им аванса, содержащего ссылку на номер платежного документа, которым налогоплательщик перечислил аванс. Особенности оформления таких счетов-фактур подробно освещены в письме Минфина РФ от 06.03.2009 № 03-07-15/39.
- Наличие документа, подтверждающего факт перечисления денежных средств в качестве аванса.
- Наличие договора с поставщиком, содержащего условие о перечислении аванса.
Принятие к вычету делается на полную сумму налога, указанную в счете-фактуре на аванс, выданном поставщиком (п. 12 ст. 171 НК РФ), с восстановлением сумм этого налога на дату частичного или полного закрытия аванса (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Подробнее о процедуре вычета по авансам выданным читайте в материале «Принятие к вычету НДС с выданных авансов».
Восстановление НДС по авансам поставщику
Восстановление налога по перечисленным поставщикам авансам происходит в моменты, когда аванс по одной из приведенных ниже причин закрывается (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ):
1. Получены документы поставщика по поставке, произведенной в счет ранее оплаченного аванса или его части.
2. Аванс полностью или частично возвращен поставщиком.
3. Изменено назначение платежа, и он перестал квалифицироваться как аванс в счет будущей поставки.
4. Произведено списание суммы незакрытого аванса на финансовые результаты.
5. Аванс учтен при зачете взаимных требований.
Необходимость восстановления НДС не для всех перечисленных случаев является бесспорной. Подробнее об этом — в материалах:
- «Как учитывать суммы НДС при списании дебиторской задолженности»;
- «Восстанавливать ли НДС при списании не отработанного продавцом аванса?»;
- «НДС с аванса при расторжении договора разрешили не восстанавливать».
Однако в некоторых случаях отказ от восстановления налога, скорее всего, повлечет за собой споры с налоговыми органами.