Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 114. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает…». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Комментарии к ст. 11 БК РФ
В правовом смысле бюджет (в соответствии со ст. 84, 104, 105, 106, 114 Конституции Российской Федерации; ст. 11 БК РФ) — это прежде всего закон, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.
Президент России обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции, ст. 170 БК РФ).
Статья 114 Конституции Российской Федерации определяет полномочия Правительства РФ в области бюджетной деятельности, установив, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. Непосредственную же работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Статья 105 Конституции Российской Федерации регламентирует порядок принятия федеральных законов, в том числе по вопросу принятия закона о федеральном бюджете. Особое значение в деятельности Федерального Собрания имеет рассмотрение законопроектов о федеральных налогах, являющихся ресурсовыми источниками бюджета, и некоторых других финансовых вопросов — ч. 3 ст. 104 Конституции. Это наглядно проявляется в порядке их внесения в Государственную Думу.
Статья 106 Конституции Российской Федерации декларирует обязательность рассмотрения в Совете Федерации законопроектов, касающихся федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии. Это говорит о важности и первостепенности данных направлений деятельности государства.
Все законы, подлежащие обязательному рассмотрению верхней палатой, относятся к предметам исключительного ведения Федерации (ст. 71 Конституции). Перечень составлен с учетом мировой практики федеральных государств, где именно такие вопросы решаются с учетом мнения представителей субъектов федерации. Ведь финансовые законы, какого бы вопроса они ни касались, безусловно затрагивают интересы населения каждой территории.
Следовательно, Конституция Российской Федерации предусматривает распределение функций в области бюджетной деятельности на основе конституционного разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей, что закреплено в БК РФ (ст. 153 — 154, 171 и др.).
Конституция Российской Федерации (ст. 132) определила и полномочия органов местного самоуправления в области бюджета, установив, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Но бюджет является только проектом, пока он не утвержден высшим органом государственной власти, «он получает высокий титул бюджета только в результате официального утверждения. В данном случае под бюджетом понимается уже государственный акт, устанавливающий финансовый план государства» .
———————————
Пискотин М.И. Бюджетное право. М.: Юридическая литература, 1971. С. 16.
Бюджет определяет социально-экономическую деятельность государства, основные направления бюджетной и налоговой политики и, наконец, подробную роспись доходов и расходов государства. В бюджете закреплены права и обязанности участников бюджетных правоотношений.
Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Он представляет собой один из важнейших финансовых инструментов России, включая в себя всю совокупность финансовых документов госслужб, министерств, ведомств, госпрограмм. Он отражает все источники и объемы поступления денежных средств в госказну и определяет расходы, которые будут погашаться за счет этих поступлений.
В ходе бюджетного процесса государство формирует, обсуждает и утверждает бюджет на каждый новый период, который равен году. Кассовым распределением бюджета занимается Федеральное Казначейство.
Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные.
Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января каждого года, и планируется на двухлетний период. С учетом этого все расходования и поступления должны быть строго рассчитаны, чтобы не возникали ситуации недостатка денег.
ТОП-10 стран с дефицитом бюджета
Даже такие экономические гиганты как США и Китай — 1-я и 2-я экономики мира — не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо проедания своих золотовалютных резервов они предпочитают наращивать внешний долг — $23 трлн. на ноябрь 2019 года по данным Минфина этой страны!
Экономисты при оценке дефицита и профицита бюджета часто сравнивают параметры в сравнении с ВВП, чтобы видеть, какую нагрузку он несет для экономики в целом.
ТОП-10 стран с бюджетным дефицитом (в % к ВВП за 2017 год), за исключением стран, вроде Южного Судана (-62,5%), Восточного Тимора (-70%) …, которые не представляют интерес для инвесторов:
- Венесуэла -38,1.
- Бруней -21,6.
- Оман -13,0.
- Бахрейн -11,3.
- Алжир -10,6.
- Куба -10,1.
- Египет -9,8.
- Катар -8,1.
- Таиланд -8,0.
- Бразилия -7,8.
– определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.
В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.
Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерации – это сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 2.
Термин «государственный бюджет» используют в двух смыслах. В первом случае имеют в виду только федеральный бюджет – бюджет центрального правительства. Иногда консолидированный бюджет РФ тоже называют «государственным бюджетом». Подобный подход сформировался в советское время, когда в государственный бюджет СССР включались все нижестоящие бюджеты. Поэтому этот термин стараются не использовать, чтобы не создавать путаницы.
Структура федерального бюджета России представлена в Табл. 3 и Рис. 2 и 3.
ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды.
Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
1) социальное обеспечение по возрасту;
2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
3) социальное обеспечение в случае безработицы;
4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
Государственными внебюджетными фондами РФ являются:
1) Пенсионный фонд РФ;
2) Фонд социального страхования РФ;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
4) Государственный фонд занятости населения РФ.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
2) добровольных взносов физических и юридических лиц;
3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ налоговые доходы от следующих налогов:
1) единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:
А) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
Б) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
В) в бюджет Фонда социального страхования РФ;
2) минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения:
А) в бюджет Пенсионного фонда РФ;
Б) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
В) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
Г) в бюджет Фонда социального страхования РФ;
3) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:
А) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
Б) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
В) в бюджет Фонда социального страхования РФ;
4) единого сельскохозяйственного налога:
А) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Б) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
В) в Фонд социального страхования РФ.
Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
Расходы государственных внебюджетных фондов.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.
Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.
Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ, в порядке, установленном БК РФ для соответствующих бюджетов.
Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, баланс доходов и расходов государства.
Бюджетная система определяется формой государства. Различают унитарные и федеративные государства. В унитарном государстве существует государственный бюджет и местные бюджеты (бюджеты городов и районов). В федеративном государстве, в частности в Российской Федерации, бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, бюджетов местных органов власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система построена на принципах фискального федерализма, то есть нижестоящие бюджеты не входят своими расходами и доходами в вышестоящие бюджеты, они обособлены и функционируют автономно. Но в то же время между бюджетами разных уровней существует определенная взаимосвязь — вышестоящие бюджеты оказывают финансовую помощь нижестоящим в виде субсидий, дотаций, субвенций, кредитов, ссуд.
Актуальность темы исследования заключается в том, что именно через бюджет государство имеет возможность концентрировать финансовые ресурсы на решающих участках социально-экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Поэтому данная тема является важной для изучения.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Источник публикации: СПС КонсультантПлюс: версия Проф.
- Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Источник публикации: СПС КонсультантПлюс: версия Проф.
- Алиев И. М. Экономика: учебник для бакалавров / Алиев И. М.. Горелов Н.А., Ильина Л.О. — M. :Юрайт, 2013 г. — 671 с.
- Василенко И.А.: Государственное и муниципальное управление. — M. : Гардарики, 2012. — 522 с.
- Велиев З. Т. Формирование государственного бюджета Российской Федерации на основе целевых бюджетных программ // Молодой ученый. 2011. №2. BD. 1. S. 84-87.
- Глазунова Н.И. Система государственного управления М.: 2012. — 354 с.
- Государственное и муниципальное управление : справочник — М. Магистр, 2010. — 488 с.
- Грицюк Т.В.: Система государственного и местного управления. М.: РДЛ, 2014 г. — 622 с.
- Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. рнД.: Феникс, 2010 г. — 482 с.
- Кудина, М.В. Экономика / Кудина М.В. М. : Форум ; Инфра-М, 2012 г. — 364 с.
- Мухаев Р.Т.: Система государственного и местного управления. — МУХАЕВ Р.Т.: СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 г. — 852 с.
- Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в Российской Федерации: достигнутые успехи и накопленный опыт // Финансы и кредит. 2013. №4. С. 12-16.
- Рой О.М. Система государственного и муниципального управления [Система государственного и муниципального управления]. — СПб: Питер, 2011 г. — 482 с.
- Сафрончук М.В. Макроэкономика. — Москва, Издательство «Эксмо», 2013 г. — 425 с.
- Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Макроэкономика. — СПб: Питер, 2011 г. — 526 с.
Государственный долг.
Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.
Виды государственного долга:
- внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)
Внутренний государственный долг включает в себя:
- рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
- нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
- внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)
Виды государственного долга по срокам его выплаты:
- краткосрочный ( до 1 года)
- среднесрочный ( до 5 лет)
- долгосрочный ( свыше 5 лет)
Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.
Зачем нужен федеральный бюджет
Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС. Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег.
В рамках всей страны принимается федеральный бюджет – он обеспечивает финансирование выполнения задач и функций всего государства. Федеральный бюджет в России формируется за счет федеральный налогов и сборов – в основном, это налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизы, налог на прибыль и некоторые другие виды поступлений. И исторически сложилось так, что эти деньги поступают по большей части из нефтедобывающих регионов (ХМАО и ЯНАО) и от столичных субъектов (Москва и Санкт-Петербург) – в сумме они дают до 60% всех доходов федерального бюджета.
За счет федерального бюджета финансируются те расходы, которые в принципе нельзя перенести на уровень региона: армия и оборона, правоохранительные органы, высшее образование и наука, МЧС и другие направления. К тому же, федеральный бюджет «помогает» бюджетам социальных фондов (покрывает половину бюджета ПФР) и бюджетам регионов (через ежегодные дотации).
Понятие бюджета государства.
Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства – это документ. Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны. Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.
Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс.
Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс
Общая структура бюджета
Общая структура федерального бюджета | ||
4,285 | ||
2007 | 7,781 | 5,987 |
2008 | 9,276 | 7,571 |
2009 | 7,338 | 9,660 |
2010 | 8,305 | 10,118 |
2011 | 11,368 | 10,926 |
2012 | 12,856 | 12,895 |
2013 | 13,020 | 13,343 |
2014 | 14,497 | 14,832 |
2015 | 13,659 | 15,620 |
2016 | 13,460 | 16,427 |
2017 | 15,089 | 16,420 |
2018 | 19,455 | 16,709 |
2019 | 20,189 | 18,214 |
- ↑ 1,01,11,2 Бюджетный кодекс РФ (ст.6)
- В три группы расходов, показанных на графике объединены следующие статьи расходов федерального бюджета: * А) Общенациональные:
1. Общегосударственные вопросы; 2. Национальная оборона; 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4. Национальная экономика; *
Б) Социальные:
1. Жилищно-коммунальное хозяйство; 2. Охрана окружающей среды; 3. Образование; 4. Культура, кинематография; 5. Здравоохранение; 6. Социальная политика; 7. Физическая культура и спорт; 8. Средства массовой информации; *
В) Финансовые:
1. Обслуживание государственного и муниципального долга; 2. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы России; - В три группы расходов, показанных на графике объединены следующие статьи расходов федерального бюджета: * А) Общенациональные:
1. Общегосударственные вопросы; 2. Национальная оборона; 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4. Национальная экономика; *
Б) Социальные:
1. Жилищно-коммунальное хозяйство; 2. Охрана окружающей среды; 3. Образование; 4. Культура, кинематография; 5. Здравоохранение; 6. Социальная политика; 7. Физическая культура и спорт; 8. Средства массовой информации; *
В) Финансовые:
1. Обслуживание государственного и муниципального долга;
Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства
Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.
В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.