Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зарплаты муниципальным служащим будут рассчитывать по-новому с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2022 и 2023 году зарплаты бюджетникам повысят, причем как минимум дважды. Первый этап повышения запланирован на октябрь 2022 года. Коснется он тех категорий россиян, которые не вошли в майские указы Президента, а именно сотрудники многих социальных учреждений и силовых структур, в том числе: педагоги; работники культуры; медицинские работники; Росстандарт; Роспотребнадзор; МЧС и силовые ведомства; довольствия военнослужащих; сотрудники соцслужб; работники сельских и лесных хозяйств и многие другие.
Важно! Индексировать будут зарплаты бюджетников, выплаты которых финансирует федеральный бюджет. В каждой сфере будет свой процент индексации, но в среднем жители разных регионов России получат на 4-6 % больше, чем им начисляли до октября 2022 года. При этом региональные правительства тоже вводят октябрьскую индексацию, но диапазон коэффициентов тут еще больше 4-9 %. А уже с 01.01.23 уровень зарплат будет повышен для всех категорий бюджетников. Подробнее о том, кому и насколько повысят заработную плату в 2023 году, мы расскажем, когда будет известен коэффициент индексации.
МО РФ дало разъяснения по сокращению рабочего дня женам мобилизованных
На горячую линию Минобороны России продолжаются звонки от членов семей военнослужащих, призванных по частичной мобилизации.
«При этом иногда поступающие вопросы вызваны циркулирующими среди населения слухами», — отметили в Национальном центре управления обороной Российской Федерации.
В частности, супруга бойца попросила подтвердить информацию о наличии у жен мобилизованных граждан права на сокращение ежедневного рабочего времени на час при сохранении прежнего размера оплаты труда, информирует RT.
Специалисты разъяснили: сокращение рабочего дня (рабочей недели) с сохранением заработной платы за полное рабочее время предоставляется категориям лиц, определенным Трудовым кодексом Российской Федерации и другими специальными законами.
«Жены мобилизованных граждан не входят в отдельную категорию, пользующуюся правом на указанную льготу», — уточнили в Минобороны РФ.
Путин подписал новый закон о мобилизованных
5 декабря президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о приостановке государственной службы в связи с призывом по мобилизации.
В соответствии с ним, госслужба, за исключением военной службы, приостанавливается в связи с призывом государственного служащего на военную службу по мобилизации или заключением им в соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе» контракта о прохождении военной службы либо заключением им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ.
В законе уточняется, что госслужба возобновляется в день выхода государственного служащего на государственную службу.
Служащий обязан предупредить о своем выходе на работу не позднее чем за три рабочих дня. В период приостановления госслужбы документом гарантируется сохранение замещаемой должности сотруднику.
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Кто попадет под сокращение
В первую очередь под сокращение в налоговых органах в 2022 году попадут:
- Бухгалтера и экономисты.
- Технические специалисты.
- Делопроизводители.
За это время оклад чиновников должен вырасти до 60%. Сегодня он составляет только 40%, когда остальную половину зарплаты составляют премии и другие выплаты, которые отличаются не периодичностью.
Минфин планирует не просто поднять заработные платы и уволить большую часть сотрудников, но и усовершенствовать структуру, автоматизировать существующие ведомства, включая те, кто отвечает за техническую составляющую. Комиссия при Президенте поднимала вопрос о переводе многих министерств на бухгалтерские обязанности в Казначейство.
Не стоит расстраиваться преждевременно, если вы считаетесь ценным сотрудником, то скорее всего вас переведут на другую должность. Все сотрудники, попавшие под сокращения, получат соответствующие выплаты с компенсациями:
- Зарплату за промежуток рабочего времени до дня увольнения.
- Компенсирующую выплату за неполученный отпуск.
- Выходное пособие согласно статье 178 Трудового Кодекса РФ.
- Выплата идентичная среднего заработка при увольнении.
Также существует возможность оформить выплату на получение среднего заработного дохода на два месяца (при поиске другого места работы). Хотя в некоторых ситуациях это может продлиться еще на один месяц, но это зависит от решения органов по занятости населения.
Согласно установленной государственной программе социальная пенсия должна быть проиндексирована на коэффициент 1,086. Возможно, что ближе к 1 апреля, произойдет увеличение индекса в связи с изменившейся ситуацией в стране.
При расчете конечной суммы следует учитывать, что неработающие лица пенсионного возраста имеют право на доплату до величины прожиточного минимума, установленном в регионе проживания.
Пенсионеры, проживающие в областях, где в отношении социальных выплат предусмотрен региональный коэффициент, получат надбавку к пенсии с его учетом.
Размер выплат будет таким:
Показатель | Величина после индексации (коэфф. 1,086), в руб. | Величина до индексации в руб. | Разница |
· Инвалиды I группы;
· Дети-инвалиды |
15108,432 | 13912,10 | + 1196,33 |
· Инвалиды детства I, II группы;
· Дети при потере одного или обоих родителей |
12590,63 | 11593,58 | + 997,05 |
· Пенсионеры по старости (социальная пенсия);
· Инвалиды II группы; · Дети при потере одного родителя |
6295,3 | 5796,78 | + 498,52 |
· Инвалиды III | 5351,04 | 4927,29 | + 423,75 |
Премии по новой системе
Недавно в правительство внесло законопроект, который меняет условия выплат премии для государственных служащих, поэтом нужно не просто рассматривать свежие новости о сокращении госслужащих в 2022 году в России, а еще и изучать сопутствующие новости по этому опросу.
Предлагается сделать премию более универсальной, то есть не только в качестве поощрительной меры за то, что работа выполнена грамотно и качественно, а и в целом за исполнение добросовестных обязанностей. Если говорить простым языком, то государственным служащим просто будут доплачивать за работу, хотя сейчас по закону премируют только тех людях, которые выполняют особо важые или сложные задания.
Деньги на выполнение данного указа должны выделяться из федерального бюджета, и на счёт они поступают как раз таки за счёт оптимизации структуры в кадровом составе государственных служащих. То есть власти предлагают просто перераспределить средства, которые остаются после сокращения должностей.
Будет ли сокращение госслужащих в 2022 году?
По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.
Естественно, что такое количество тех, кто получает зарплату от государства, не может не вызывать споров и претензий. И если необходимость врачей, учителей, военных и полицейских вполне очевидна, то чем занимаются 2,4 миллиона чиновников, понимают не все. А иногда этого не понимают даже сами чиновники.
Когда очередная административная реформа только планировалась, назывались разные цифры относительно того, кого считать чиновниками:
- по данным заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, в 2019 году в России было 2,4 миллиона человек. Это 163 человека на 10 тысяч населения или 3,3% от численности всех занятых в экономике;
- по данным Росстата, цифра меньше: 603 тысяч федеральных чиновников, 252 тысячи региональных и 395 тысяч муниципальных. И по данным Росстата в 2017 году на 1000 работающих было только 29,6 чиновников;
- по данным того же Росстата, в 2018 году в России было 2,2 миллиона сотрудников государственных органов, местного самоуправления и избирательных комиссий.
Как видно, при таком разбросе цифр достаточно сложно будет понять, удалось ли добиться поставленной цели. Но на этот раз чиновники не просто пояснили, что будут делать – но также и отчитались по итогу реформы (причем о результатах стало известно 31 марта – ровно за день до назначенной даты).
Министр финансов анонсировал повышение зарплаты госслужащим в 2022 году
— Можно ли сейчас понять, где действительно нужны сокращения?
— Давайте разбираться.
В регионах мы имеем дело с тремя разными категориями служащих — служащие территориальных органов исполнительной власти, служащие субъекта федерации, то есть региональных органов госвласти, и, наконец, муниципальные служащие. По этим категориям нужен отдельный анализ.
Нынешние объявленные сокращения все-таки относятся к федеральным органам власти, но если отвечать на ваш вопрос, то в принципе, исходя из моих наблюдений последних лет, как-то решилась проблема в налоговых инспекциях. Там пришли к оптимальной численности тех сотрудников, которые работают с посетителями, ну и у ФНС развиваются формы электронных взаимодействий.
Но с регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно.
— А что с местными и региональными чиновниками?
— Россия по Конституции — федеративное государство, а субъекты федерации являются государственными образованиями, которые в рамках законодательства являются, в общем-то, самостоятельными в пределах своих полномочий — в тех же вопросах распределения и контроля бюджетных средств.
Конечно, прокуратура контролирует законность действий любых организаций, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Но федеральные контрольно-надзорные органы законность действий нефедеральных органов могут проверять достаточно ограниченно. Если речь идет о полномочиях субъекта, то тут дело самого субъекта, и контроль — это дело самого субъекта.
Что касается контроля эффективности работы чиновников, то это, конечно, слабое место в системе госуправления. Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах. Проблем много в том числе потому, что критерии эффективности работы чиновников выработать очень трудно.
Отсутствие методик определения эффективности работы чиновников — это на самом деле общемировая проблема. Даже в коммерческих структурах так называемые KPI — это предмет больших и постоянных споров о том, какими они должны быть, насколько эффективны эти показатели, и доходит даже до вопроса — а нужны ли они вообще? Это очень непростой вопрос.
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.
Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.
Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.
Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб., Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.
По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В ор��анах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она. «Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.
Не повторить ошибки Афгана и Чеченской войны
Экономист Никита Масленников считает бюджетный перекос в сторону нацбезопасности (а это весь силовой блок страны, вся система правопорядка) логичным и оправданным. Это, с одной стороны, может означать конец СВО, но, с другой стороны, начало разгула преступности.
«Не надо сравнивать данные статьи расходов на 2023 год с текущим годом, потому что только за 9 месяцев 2023 года государственные расходы выросли более чем на 3 трлн рублей, то есть более, чем на 20%. Сколько из них оборонных расходов — не афишируется. А небольшое снижение оборонных расходов в следующем году — это очень положительный сигнал, некий намек, что мы СВО к этому времени завершим», — считает Никита Масленников.
После этого роль «первой скрипкой» получит уже силовой блок России, а не армия.
«Во-первых, у нас в стране появится четыре новых региона. Во-вторых, люди вернутся из зоны проведения СВО. Вы помните, что было после Афгана и Чечни, когда домой возвращались участники боевых действий и они не сразу находили возможность начать новую жизнь? Какая-то часть этих людей уходила в преступные сообщества. В-третьих, даже если закончится СВО, то остаются прочие риски. Кто может поручиться, что не будут продолжать взрывать Крымский мост? Никто не может поручиться», — рассуждает Никита Масленников.
И добавляет: помимо вышеперечисленного в стране для силовиков по-прежнему много «текущей» работы. В их числе, борьба с коррупцией. «Когда генпрокурор отчитывается о том, что только у чиновников было конфисковано имущества на сумму свыше 2 млрд долларов, это говорит о многом. И это только те коррупционные дела, где уже были приняты судебные решения», — резюмировал Масленников.
В России разоблачили фейк о том, что новая волна мобилизация начнется с 9 января 2023 года
В почтовые ящики россиян стали приходить письма, в которых утверждается, что с 9 января в стране начнется новая волна мобилизации. Проверить, стоят ли родственники на очереди на призыв в ВС РФ, получателям предлагают при помощи специального сервиса. Эта информация не соответствует действительности.
На рассылку таких писем получили создатели проекта «Войнасфейками. Рф».
«Призыв в рамках частичной мобилизации завершился 28 октября. Об этом заявили президент России Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу. Никаких новых волн мобилизации не планируется», — написано в Telegram-канале проекта.
Авторы отмечают, что никаких баз данных с очередностью на призыв не существует и никогда не существовало.
Обеспечение госслужащих
Государственный сектор является довольно-таки обширной сферой, где ежедневно трудится большое количество граждан. Статистика утверждает, что в начале 2021 года и по сей день на должности госслужащего трудится приблизительно 5,4 млн человек, которые свою зарплату получают непосредственно из государственного бюджета. Прогнозируется, что зарплата госслужащих в 2021 году претерпит значительных изменений.
Принято решение о том, что в 2021 году эти работники получат проиндексированный оклад в 1,5 раза. Это вызвало бурный интерес не только у представителей государственного сектора, но и у других жителей страны: повысят ли госслужащим зарплату в 2021 году?
Недавно было сделано заявление от прошлого главы Министерства финансов о том, что сделать подобное увеличение окладов сейчас нереально из-за нехватки такого объема средств. Однако это особо не может вызвать удивления, ведь все понимают, что такой возможности нет из-за частых кризисных экономических ситуаций, нестабильного курса валют, погашения внешних задолженностей.
Аргументы в пользу от Минфина
Задача финансового департамента – находить средства для выполнения текущих задач и поставленных целей. Они не появляются ниоткуда и их особенно сложно изыскивать в тяжелой экономической ситуации, вызванной мировой пандемией.
В благополучном 2019, анализируя запланированные мероприятия, обнаружили, что и в этом случае придется выделять ассигнования на проведение переформатирования и запуска обновленной системы:
- сокращение придется проводить поэтапно, потребуется, как минимум, два временных периода;
- сначала уменьшатся ЦА федеральных органов, примерно на 10%, территориальные сократят на 5%;
- второй этап – структурная оптимизация, которая должна дать дополнительное сокращение численности;
- на сколько сократят госслужащих, Т. Нестеренко не ответила, расплывчатое утверждение о том, что этот вопрос должен решать руководитель госоргана – не точная цифра.
Новые правила индексации зарплат
По общему правилу работодатели должны регулярно повышать зарплату своим сотрудникам. Это прописано в Трудовом кодексе. Однако законодательная формулировка достаточно расплывчата, поэтому сейчас в Госдуме обсуждаются изменения.
В частности, текст планируют дополнить уточнением частоты повышения зарплаты, например, не реже одного раза в год. Конкретный размер индексации должен определяться специальным документом, а при его отсутствии — уровнем инфляции.
В то же время есть интересное дополнение. Коммерческие организации должны повышать зарплату своим сотрудникам только при наличии прибыли за предыдущий отчетный период. Таким образом, законодательная норма не гарантирует, что вы сможете рассчитывать на увеличение своего дохода. Но, если компания не индексирует зарплаты намеренно, от нее потребуют выплаты штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Как будет работать новая система?
Регионы российской федерации достаточно сильно отличаются друг от друга по уровню благосостояния. Поэтому в последнее время наметилась такая тенденция, как миграция работников в более благополучные регионы. Поэтому во многих населённых пунктах, не отличающихся высоким уровнем благосостояния, наметился дефицит кадров. Данную проблему принято решать путем внедрения новой системы оплаты труда в бюджетной сфере.
Новая система начала внедряться уже в 2022 году, для этого предпринимаются следующие шаги:
- Заработные платы бюджетникам будут повышаться с учётом размера среднего оклада в регионе. Также планируется и внутрирегиональное выравнивание уровня доходов. Например, базовый расчёт оклада сельских врачей и учителей в Ярославской области будет таким же, как и у городских учителей.
- Федеральный минимальный размер оплаты труда теперь будет устанавливаться для расчёта окладов во всех регионах. Также запрещается устанавливать федеральный МРОТ в нижнюю сторону. Ранее субъекты имели возможность самостоятельно устанавливать МРОТ.
- Теперь тарифная сетка состоит из 18 разрядов, при начислении разряда учитывается стаж, уровень профессионализма, степень ответственности и некоторые другие параметры.
- Оплате за сверхурочные, а также работу на праздники и выходные уделяется дополнительное внимание.
- Надбавки и премии будут начисляться за работу в сельской местности и отдалённых регионах, за наличие особых заслуг и вредные условия.
- Повышенное поощрение наиболее добросовестных и ответственных сотрудников.
- Руководители будут существенно ограничены в возможности распределять бюджет и определять уровень оклада для сотрудников.
Реализация описанных выше пунктов позволит существенно снизить уровень неравенства окладов работников бюджетной сферы. Также, когда поднимут зарплату бюджетникам, можно ожидать общего роста благосостояния.
Основная задача новой системы расчёта оклада труда бюджетников — это решение проблемы дефицита кадров в населённых пунктах, уступающих остальным по уровню благосостояния.