Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исполнительные действия должны совершаться, а меры принудительного исполнения применяться своевременно. В то же время в ходе исполнительного производства возможно возникновение обстоятельств, временно препятствующих принудительному исполнению. В таких случаях совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может быть отложено.
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенос времени совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения на более позднее.
Отличие отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения от отсрочки исполнения заключается в том, что во втором случае изменяется установленный в законе или в самом исполнительном документе срок исполнения требований исполнительного документа, в то время как в первом случае срок исполнения требований исполнительного документа не изменяется, но изменяется время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Различие заключается и в круге субъектов, управомоченных решать соответствующие процессуальные вопросы. В отличие от вопроса отсрочки исполнения, разрешаемого правоприменительным органом, выдавшим исполнительный документ, вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения может быть разрешен самостоятельно судебным приставом-исполнителем. Поскольку именно судебный пристав-исполнитель непосредственно осуществляет функции по принудительному исполнению, постольку данное полномочие обеспечивает возможность оперативного реагирования на изменяющиеся фактические обстоятельства в ходе процедуры принудительного исполнения.
ФЗИП не содержит общих формулировок оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, однако это не означает, что усмотрение судебного пристава-исполнителя при решении данного вопроса ничем не ограничено. Во-первых, законодательство об исполнительном производстве предусматривает не только факультативное, но и обязательное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения, а ст. 328 АПК прямо указывает на то, что основанием для отложения исполнительных действий являются обстоятельства, препятствующие их совершению. Во-вторых, такой вывод был бы неверным не только в контексте действующего правового регулирования, но и в свете правоприменительной практики. В частности, Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалось, что ч. 1 ст. 38 ФЗИП, предоставляющая судебному приставу-исполнителю право отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения, направлена на правильное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления и что произвольное использование судебным приставом-исполнителем данного полномочия недопустимо. На то, что основанием для отложения являются обстоятельства, временно препятствующие принудительному исполнению, косвенно указывают и отдельные разъяснения ФССП.
Таким образом, основанием для отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения являются обстоятельства, временно препятствующие совершению отдельных исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения.
Данная категория является оценочной, поэтому вопрос об отложении должен разрешаться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всей полноты имеющих значение для данного действия фактических обстоятельств. Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения не должно приводить к нарушению принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и не должно влечь за собой невозможности исполнения правоприменительных актов органов гражданской юрисдикции. Обстоятельства, оцениваемые в качестве основания для отложения, должны носить устранимый характер, поскольку иное свидетельствовало бы о невозможности исполнения, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 43 ФЗИП является основанием для совершения иных процессуальных действий — окончания или прекращения исполнительного производства (в зависимости от утраты возможности исполнения). В литературе небезосновательно отмечается, что обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 ФЗИП в качестве оснований для приостановления исполнительного производства, могут быть взяты за основу и при оценке наличия оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения с привязкой к длительности существования таких обстоятельств и возможности более-менее точного определения срока их существования: если время устранения обстоятельств относительно непродолжительное и оно может быть с достоверностью определено, то может быть использован институт отложения, если же время устранения обстоятельств, препятствующих принудительному исполнению, невозможно определить указанием на период времени или календарную дату, а сами обстоятельства подпадают под перечень ст. ст. 46 и 47 ФЗИП, то следует использовать институт приостановления исполнительного производства.
Законодательство об исполнительном производстве позволяет выделить обязательное и факультативное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения. В первом случае отложение прямо предписано законом и не зависит от усмотрения судебного пристава-исполнителя. На сегодняшний день законодательство об исполнительном производстве предусматривает два случая обязательного отложения:
1) отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения на основании судебного акта (ч. 2 ст. 38 ФЗИП);
2) отложение применения мер принудительного исполнения в случае поступления от должника ходатайства о самостоятельной реализации имущества, стоимость которого не превышает 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 87.1 ФЗИП).
Данный перечень может быть расширен федеральным законом.
В остальных случаях вопрос об отложении решается по усмотрению правоприменителя, т.е. данное полномочие является дискреционным, а отложение — факультативным.
Субъектами, уполномоченными решать вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения, являются судебный пристав-исполнитель и суд.
В соответствии со ст. 328 АПК исполнительные действия и меры принудительного исполненияпо исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, могут быть отложены арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Ни ГПК, ни КАС не содержат аналогичной нормы, однако, исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, полагаем, что применительно к гражданскому и административному судопроизводству в судах общей юрисдикции ст. 328 АПК может быть применена по аналогии процессуального закона (ч. 4 ст. 2 КАС, ч. 4 ст. 1 ГПК).
В отличие от отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем отложение по определению суда всегда факультативное, процессуальное законодательство не предусматривает случаев обязательного отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения судом.
Правом обращения в суд с заявлением об отложении обладают должник, взыскатель и судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 328 АПК).
Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенесение применения мер по исполнению исполнительного документа на более позднее время.
Интересно отметить, что в ст. 38, 64, 68 Закона об исполнительном производстве термины «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения» различаются. Так, в ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве речь идет об «исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения», а в ч. 4 той же статьи речь уже идет об «исполнительных действиях или мерах принудительного исполнения».
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе отложить:
- исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения;
- исполнительные действия;
- применение мер принудительного исполнения.
Соответственно если судебным приставом-исполнителем отложено только применение мер принудительного исполнения, то исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Закона об исполнительном производстве, могут совершаться. Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов, производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел, вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц и т.д.
Статья 38 Закона об исполнительном производстве предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.
Во-первых, судебный пристав-исполнитель могут отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.
Инициаторами отложения совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения могут быть взыскатель или сам судебный пристав-исполнитель. Взыскатель обращается к судебному приставу-исполнителю с заявлением, в котором указываются обстоятельства, обусловливающие необходимость отложения. Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в рамках исполнительного производства. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий.
На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте. Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через какое-то время. В определенном смысле это действие схоже с отсрочкой исполнения. Между тем предоставление такого права судебному приставу-исполнителю по меньшей мере неоправданно и на практике может привести к волоките по исполнительным производствам1См.: Максуров А.А. Меры принудительного исполнения. Отсрочка, рассрочка и изменение способа и порядка исполнения судебных актов и актов других органов. Отложение исполнительных действии // Практика исполнительного производства. 2008. № 3. С. 89..
Право на обращение с заявлением об отложении исполнительных действий законом для должника не предусматривается. Однако можно предположить, что мнение судебного пристава-исполнителя по отложению может быть сформировано, в том числе, и после сообщения должником сведений, препятствующих дальнейшему совершению исполнительных действий. Если последний придет к выводу о необходимости отложения, то он совершит соответствующие действия но собственной инициативе.
Как выше отмечалось, судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней.
Закон не предусматривает, сколько раз возможно отложение исполнительного производства. По сложившейся практике возможность отложения существует неоднократно. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.
Так, например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 13 августа 2008 г. № Ф09- 5706/08-0 указал, что, поскольку отложения исполнительных действий произведены судебным приставом по различным основаниям, а Закон об исполнительном производстве не содержит запрета на неоднократное отложение исполнительных действий по различным причинам, оснований для признания обжалуемых действий судебного пристава незаконными у суда не имелось.
Здесь интересно обратить внимание на то, что отложение может быть произведено судебным приставом-исполнителем неоднократно только по различным основаниям. Если существует необходимость отложения по одному основанию на более длительный срок, то в этом случае следует обращаться в суд.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.
Таким образом, если судебному приставу-исполнителю поступает судебное определение, содержащее предписание о необходимости отложения исполнительных действий, он обязан совершить отложение исполнительных действий. В данном случае отложение исполнительных действий производится на срок, указанный в определении суда.
Процедура отложения исполнительных действий судом достаточно обстоятельно регламентируется в АПК РФ. Следует отметить, что в связи с принятием Закона об исполнительном производстве ст. 435 ГПК РФ признана утратившей силу, а соответственно ГПК РФ не регулирует процедуру отложения исполнения. В данной ситуации, как справедливо отмечено И.В. Решетниковой, возможно применение по аналогии ст. 203. 208 ГПК РФ, которые регулируют процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. Такой вывод следует из того, что ГПК РФ допускает аналогию процессуального закона (ст. 1 ГПК РФ). Кроме того, ст. 328 АПК РФ применительно к процедуре рассмотрения заявлений об отложении отсылает правоприменителя к ст. 324 АПК РФ, которая регулирует процедуру отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. В связи с этим возможно по аналогии использовать процедуру, предусмотренную ст. 203 и 208 ГПК РФ.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет перечень субъектов, которые вправе обратиться в суд с просьбой об отложении конкретных исполнительных действий. Такими субъектами являются взыскатель, должник, а также судебный пристав-исполнитель.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Закона об исполнительном производстве в заявлении взыскателя и судебном акте об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения. Последствия несоблюдения этих требований в Законе не определены. Представляется, что в случае нарушения этих обязательных требований взыскателем судебный пристав-исполнитель вправе отказать в удовлетворении его заявления, а в случае нарушения этих требований судом судебному приставу-исполнителю следует вынести постановление об отложении и обратиться за разъяснением определения суда.
Согласно п. 4 ст. 38 Закона об исполнительном производстве об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.
По истечении срока отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения исполнительное производство продолжается.
Законодательство об исполнительном производстве не называет основания для отложения. Однако возможность усмотрения судебного пристава-исполнителя в вопросе отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения или в отказе в этом существует только при рассмотрении заявления взыскателя. В случае вынесения определения об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения судом судебный пристав-исполнитель обязан вынести соответствующее постановление.
Отложение исполнительных действий возможно при наличии уважительных обстоятельств, а точнее, обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий. Закон не дает указаний на то, какие именно обстоятельства могут служить основанием для отложения исполнительных действий, и оставляет данный вопрос на усмотрение судебного пристава-исполнителя и суда. Такими обстоятельствами могут быть болезнь должника либо взыскателя, отсутствие в материалах производства сведений о надлежащем извещении сторон исполнительного производства и другие обстоятельства, которые временно затрудняют совершение конкретного исполнительного действия или применение мер принудительного исполнения, и т.д.2См.: Балашов А.Н., Исаенкова О.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» / Под ред. О.В. Исаенковой // СПС «Консультант Плюс».
Формы «Постановление об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения» и «Постановление об отказе в отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения» приведены соответственно в приложениях № 108 и 110 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 31 января 2011 г. № 28 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе принудительного исполнения исполнительного документа».
Говоря об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения, необходимо сказать о последствиях такого процессуального действия, что в свою очередь вызывает множество вопросов на практике.
Последствиями отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения являются следующие:
- срок, на который отложены исполнительные действия и меры принудительного исполнения, в общий срок совершения исполнительных действий на основании п. 1 ч. 7 ст. 36 Закона об исполнительном производстве не включается;
- последствия отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, связанные с несовершением в этот срок действий по исполнению исполнительного документа, распространяются только на судебного пристава-исполнителя. Другие лица, на которых возложено исполнение ранее вынесенных постановлений или требований судебного пристава-исполнителя, должны их исполнять в прежнем режиме. Так, например, постановление судебного пристава-исполнителя об аресте денежных средств, вынесенное до отложения, подлежит исполнению банком в прежнем режиме, т.е. операции с денежными средствами на счете должника в пределах суммы ареста должны быть приостановлены. Также подлежит исполнению постановление об обращении взыскания на денежные средства;
- отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения процессуальных сроков, кроме общего срока совершения исполнительных действий (п. 1 ч. 7 ст. 36 Закона об исполнительном производстве), не продлевает. Так, например, удовлетворение судебным приставом-исполнителем заявления взыскателя об отложении до истечения установленного должнику срока для добровольного исполнения течение этого срока не приостанавливает, не прерывает и не продлевает. Максимальный срок для добровольного исполнения установлен законом, который возможностей его продления не предусматривает. А отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения не влечет приостановления (временного прекращения) обязательства должника по исполнению исполнительного документа, что вследствие его неисполнения в установленный срок влечет взыскание исполнительского сбора.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Тип документа: Постановление
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 6,2 кб
Приложение N 14 к Приказу ФССП России от 30.01.2008 N 26
- Постановление: образцы (Полный перечень документов)
- Поиск по фразе «Постановление» по всему сайту
- «Постановление об отказе в отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов».doc
- Скачано документов
Занесено в базу
Внесены исправления в
- Договоры
- Все документы
У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!
Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.
Судебный пристав-исполнитель принимает решение об отложении исполнительных действий по заявлению взыскателя или по своей инициативе. Значит ли это, что должник не может подать такое заявление? Нет. Но, если заявитель – взыскатель, судебный пристав-исполнитель обязан удовлетворить ходатайство. Должник же должен привести веские доводы и аргументы. О необходимости перенести исполнительные действия.
Розыск должника, имущества должника или розыск ребенка
Статья 68. Меры принудительного исполнения
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 68 настоящего Федерального закона
1. Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
2. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Одной из основных задач ФССП России является принудительное исполнение требований исполнительных документов. Порядок принудительного исполнения исполнительных документов регламентирован Законом об исполнительном производстве. Принудительное исполнение исполнительных документов осуществляется посредствам применения мер принудительного исполнения, которые предусмотрены ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве». Кроме того, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебным приставом — исполнителем совершаются исполнительные действия, перечень которых приведен в ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Меры принудительного исполнения представляют собой процессуально закрепленные в особом законе либо указанные в исполнительном документе действия судебного пристава-исполнителя. Характерной чертой, отличающей их от исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, является то, что они совершаются с использованием принуждения и помимо воли должника. Конкретная мера принудительного исполнения, подлежащая применению в каждой ситуации, определяется самостоятельно судебным приставом-исполнителем в зависимости от характера предписания исполнительного документа и с учетом фактических обстоятельств дела. Единственным условием является то, что меры принудительного исполнения должны применяться в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Возбуждение исполнительного производства — это самостоятельная стадия исполнительного производства, включающая несколько взаимосвязанных процессуальных действий.
Для возбуждения исполнительного производства необходимо следующее.
- 1. Предъявление заявления и исполнительного документа взыскателем судебному приставу-исполнителю.
- 2. Принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных законом.
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве.
Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в следующих случаях:
- 1) если основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
- 2) если необходимо совершение отдельных исполнительных действий и (или) применение отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя и соответствующему судебному приставу-исполнителю поручается совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения;
- 3) когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.
В каких случаях откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения
Пристав обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения, если ( ч. 2 ст. 38 Закона об исполнительном производстве ):
- есть судебный акт об отложении исполнительных действий;
- в иных случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. В настоящее время этот Закон предусматривает только один такой случай – когда пристав получает от должника ходатайство о самостоятельной реализации имущества стоимостью не выше 30 000 руб. ( ч. 2 ст. 87.1 Закона ).
Кроме того, пристав отложит исполнительные действия, если получит информацию о подаче в суд заявления об изменении начальной продажной цены заложенного имущества при его реализации (п. 3.1.1 Разъяснений ФССП России по вопросам действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество).
Пристав вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по собственной инициативе или заявлению взыскателя ( ч. 1 ст. 38 Закона ). Обратите внимание, что закон для таких ситуаций не называет оснований для отложения. Полагаем, что это должны быть случаи, когда объективно нецелесообразно совершать исполнительные действия, и такие обстоятельства носят временный и устранимый характер. Например, когда должник готов добровольно исполнить решение суда за счет продажи имущества, но доступ к нему временно заблокирован.
Может ли пристав неоднократно откладывать исполнительные действия?
Да, может. Закон об исполнительном производстве не содержит запрета на неоднократное отложение исполнительных действий. Суды признают правомерным неоднократное отложение, если оно производится приставом по различным основаниям.
Арбитражный суд вправе отложить исполнительные действия при наличии обстоятельств, которые препятствуют их совершению (ч. 1 ст. 328 АПК РФ). При этом такие обстоятельства должны носить временный и устранимый характер. Например, это могут быть:
- отсутствие в материалах производства данных об извещении сторон исполнительного производства;
- отсутствие денежных средств и работоспособного оборудования, без которых должник фактически не может осуществлять производственную деятельность и получать прибыль, в том числе с целью исполнения решения суда.
Учтите, что суды часто отказывают в отложении. По их мнению, если обстоятельства объективно не препятствуют совершению исполнительных действий, оснований для отложения нет. Например, реорганизацию взыскателя или неблагоприятные погодные условия и гибель урожая суды не рассматривают как причины, препятствующие совершению исполнительных действий.
В случае подачи заявления взыскатель указывает причины, по которым необходимо отложение исполнительных действий.
Пример: Истец уверен, что после судебного процесса ответчик не может погасить задолженность в полной мере. Случается, что после исполнения предписания должник оказывается неплатежеспособным. Если истец заинтересован в благополучном финансовом положении ответчика, первый подает заявление о приостановлении ареста или изъятия имущества.
Согласно ст. 38 ФЗ об отложении исполнительного производства должник не вправе обращаться письменно к приставам с данной целью. Однако после общения судебного исполнителя и должника пристав может проявить собственную инициативу и применить нормы ст. 38 «Об исполнительном производстве».
Тезисы ФЗ РФ приводятся в действие исполнителем после составления судебного акта. В документе проставляется дата, назначенная крайним сроком приостановления исполнения судебного предписания.
При наличии каких оснований оканчивается исполнительное производство?
Окончание исполнительного производства (ИП) — это регламентированная законом процедура: просто так прекратить ИП нельзя, даже если должник исполнил все свои обязательства. Для того чтобы производство могло считаться оконченным, пристав должен оформить специальное постановление и совершить некоторые другие процессуальные действия. Но прежде чем разобраться, как происходит окончание исполнительного производства, нужно выяснить, когда оно может быть окончено. К числу оснований закон относит:
- выполнение должником требований, которые содержались в исполнительном документе (ИД);
- возвращение исполнительного документа судебному органу или взыскателю (по требованию взыскателя или судебного органа, а также по ряду других причин);
- истечение срока, предусмотренного для исполнения документа;
- банкротство должника;
- ликвидацию компании, которая выступает в качестве должника.
Форма заявления об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства
Стандартный к заполнению образец грамотно структурирован и содержит все обязательные реквизиты, приведенные в правильном и логичном порядке. Разница возникает лишь в наименовании государственного органа, рассматривающего случай (этот момент отражается в соответствующем поле).
Подавать его в арбитраж следует по тому же району, в котором осуществляется взыскание. Его обязаны рассмотреть в течение 10 календарных дней, что могут сделать вообще без присутствия одной или обеих сторон. Обжаловать вердикт допустимо в частном порядке, на протяжении 15 суток с момента его вынесения. Вносить госпошлину в такой ситуации нет необходимости.
Теперь же сконцентрируем внимание на вариантах этого документа и отличительных особенностях каждого из них.
Приостановление исполнительного производства
В случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, применение мер принудительного исполнения по исполнению исполнительных документов осуществляется при содействии сотрудников органов внутренних дел, помощников частных судебных исполнителей и иных государственных органов.
Сетевое издание «Адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 23 ноября 2017 г., свидетельство Эл № ФС77-71702.
Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю. Это целесообразно, когда в отношении того же должника ОПИ возбудил исполнительные производства и по ним проводится работа.
Периодическое печатное издание «Новая адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 13 апреля 2007 г., перерегистрировано Роскомнадзором под наименованием «Адвокатская газета» 23 ноября 2017 г., свидетельство ПИ № ФС77-71704.
Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?
Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах), часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Закона об исполнительном производстве).
Прекращенное розыскное дело сдается в архив в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10 декабря 2010 г. № 682.
Основанием для проведения розыскных мероприятий является утвержденное старшим судебным приставом постановление судебного пристава-исполнителя, на исполнении у которого находится исполнительное производство о розыске.
Расчеты по страховым взносам за сотрудников
Внимание: Если физическое лицо представит расчет по страховым взносам уже после того, как налоговая инспекция зарегистрирует прекращение деятельности в качестве предпринимателя, такое лицо могут оштрафовать. Ситуация: могут ли предпринимателя привлечь к административной ответственности за то, что он нарушил срок представления расчета по страховым взносам
Ситуация: могут ли предпринимателя привлечь к административной ответственности за то, что он нарушил срок представления расчета по страховым взносам
Нет, не могут.
Увольнение сотрудников
Форму уведомления (сообщения) целесообразно посмотреть на сайте территориального органа службы занятости. Если образец уведомления на сайте не приведен, сообщение можно подать в произвольной форме, обязательно указав должность, профессию, специальность (вместе с квалификационными требованиями) и условия оплаты труда каждого конкретного сотрудника.
Расчеты по собственным страховым взносам
Уголовная ответственность
Юридическое лицо привлечь к уголовной ответственности нельзя. В любом случае за компанию будет отвечать конкретный человек — руководитель, участники, главный бухгалтер. У индивидуального предпринимателя та же история — отвечать он будет самостоятельно. Причем нести ответственность он будет именно как физическое лицо, в чем есть некая несправедливость, ведь ИП может иметь многомиллиардный бизнес, а значит потенциальный размер налоговых правонарушений ничуть не меньше, чем для организаций.
Тем не менее, исходим из того что есть. Для примера возьмем уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов: именно по данной категории уголовных дел законодатель провел разделение — ИП отвечают как физические лица по статье 198 УК РФ, руководители организаций — по статье 199.
В целом элементы состава данных преступлений одинаковы, за тем лишь исключением, что ИП привлекают к уголовной ответственности начиная с 900 тысяч рублей суммы неуплаченных налогов, юридическому лицу необходимо уклониться от уплаты минимум 5 миллионов рублей.6
На первый взгляд всё очевидно — у юр. лица «запас» больше. Но вот на практике средний размер доначислений налогов на одну выездную проверку в 2017 году составляет: 12,5 млн. рублей — для компаний и 2,8 млн. — для ИП, следовательно формально попадают оба.
При этом максимальное наказание для ИП — 3 года лишения свободы, а для руководителя организации — 6 лет. Однако, сам по себе грозящий срок не столь важен
Важно то, что максимальная санкция влияет на определение категории преступления, в связи с чем уклонение на сумму, допустим, 10 млн.руб. для ИП будет являться преступлением небольшой тяжести, а для руководителя организации — тяжким
В этом и заключается «вся соль». Поскольку преступление ИП имеет небольшую тяжесть, то срок давности по нему всего 2 года. Учитывая время на выявление правонарушения, проведение проверки, адвокату подозреваемого ИП необходимо проявить немного мастерства и затянуть передачу материалов дела в суд. По прошествии 2 лет с момента совершения преступления, коим является последний день срока для уплаты того или иного налога,7 опасаться предпринимателю нечего. Руководителю юридического лица придётся ждать 10 лет — именно такой срок давности установлен УК РФ для тяжких преступлений.
Полагаем, кому-то покажется, что мы призываем закрывать компании и переводить бизнес в формы ИП или пытаемся намекнуть, что «химичить» лучше в этом статусе. Ничего подобного. Принимая решение о ведении операционной деятельности в статусе ИП нужно помнить, что:
-
во-первых, ИП смертен, у него есть супруги и наследники. Полагаем, что внезапная кончина или развод предпринимателя с огромным количеством сотрудников и хозяйственных операций может существенно усложнить существование самого бизнеса;
-
во-вторых, партнёрские отношения данным статусом не урегулировать, что делает его неприменимым для бизнес-моделей с несколькими собственниками;
-
третьих, законодатель накладываем ограничения на виды деятельности, которыми может заниматься ИП (например ИП нельзя продавать алкогольную продукцию).
Соответственно, такое решение, как и всегда, должно быть взвешенным и учитывать все нюансы статуса предпринимателя, о которых мы и указали.
К какой ответственности можно привлечь индивидуального предпринимателя
Для начала необходимо разобрать, что такое ответственность. Понятие самого термина «ответственность» дается во многих отраслях права. И сводное обобщенное понятие будет выглядеть следующим образом. Ответственность — это необходимость субъекта претерпевать неблагоприятные последствия ввиду нарушения им каких-либо обязательных для него норм и правил.
В зависимости от вида этих норм и правил и определяются виды ответственности, а также, какие именно меры могут быть применены к предпринимателю, допустившему нарушение.
Во-первых, следует различать ответственность за нарушение норм законодательства, распоряжений, актов и предписаний государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, с одной стороны, и ответственность, вследствие нарушения договорных обязательств. Последние, могут быть зафиксированы в договорах, иных соглашениях, подписанных между субъектами экономической деятельности – предпринимателями и организациями. Нарушение таких соглашений влечет за собой гражданско-правовую ответственность.
В том же случае, если предпринимателем нарушены нормы, содержащиеся в нормативных или индивидуальных актах органов государственной власти, госорганов, их должностных лиц или иные им аналогичные, то здесь применяются другие виды ответственности. В зависимости от величины общественной опасности совершенного нарушения они делятся на преступления и правонарушения. И в этом случае ответственное лицо подлежит либо уголовной ответственности, либо административной. Налоговые правонарушения, совершенные предпринимателем, влекут за собой налоговую ответственность индивидуального предпринимателя. Данный вид ответственности, выделяется в отдельный, в силу того, что налоговые правонарушения, порядок их рассмотрения и меры ответственности по ним установлены Налоговым кодексом РФ.
Для сравнения следует привести вид ответственности, к которому предприниматель не может быть привлечен – это дисциплинарная ответственность. Так как предприниматель не может одновременно быть государственным служащим, либо находится на службе в правоохранительных органах или военной службе, то такой вид ответственности по общему правилу к нему не применим. В то же время, из этого правила могут быть исключения. Предприниматель, как физическое лицо, может участвовать в различных правоотношениях не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, он может быть призван на военные сборы или одновременно с предпринимательской деятельностью работать по найму. В последнем случае, например, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, в виде выговора.
Ответственность индивидуального предпринимателя в различных ситуациях может иметь и другие характеризующие признаки. Так, например, гражданско-правовая ответственность (и некоторые другие виды ответственности) может быть разделена на следующие подвиды:
- индивидуальная ответственность – в том случае если лицо, подлежащее ответственности отвечает за свои действия единолично, в большинстве случаев так и бывает,
- солидарная ответственность – когда несколько лиц в равной мере отвечают за совершенное нарушение,
- субсидиарная ответственность – когда лицо несущее субсидиарную ответственность должно возместить вред, убытки, выплатить недостающую сумму и так далее, за другое лицо (нарушителя), в случае если нарушитель не смог это сделать самостоятельно.
В противоположность моральной ответственности, которая законодательством ни как не регулируется, применяется также понятие материальная (имущественная) ответственность, то есть ответственность, подразумевающая неблагоприятные последствия в виде «умаления» имущества нарушителя – штраф, обязанность возместить убытки.
Определение и ключевые признаки мер принудительного исполнения
На основании ст.68 Закона «Об исполнительном производстве» в качестве мер принудительного исполнения выступает ряд действий, которые указаны в исполнительной документации, или ряд действий, которые совершаются судебными приставами-исполнителями для того, чтобы получить с должников имущество, сюда же входят денежные средства, которые подлежат взысканию по исполнительным документам.
Для мер принудительного исполнения свойственность применяться судебными приставами-исполнителями после того, как было возбуждено исполнительное производство. В ситуациях, когда судебный пристав-исполнитель установил срок для того, чтобы на добровольной основе исполнить требования, которые содержит исполнительный документ, то важно применять меры принудительного исполнения только после того, как данный срок истек.
В качестве мер принудительного исполнения на основании ч.3 ст.68 Закона «Об исполнительном производстве» выступает:
- ряд обращений относительно взыскания на имущество должников, сюда же входят денежные средства и ряд ценных бумаг;
- ряд обращений относительно взысканий на выплаты периодического характера, которые получают должники в силу ряда правоотношений трудового, гражданско-правового или социального характера;
- ряд обращений относительно взыскания на имущественные права должников, сюда же входит право на то, чтобы получать платежи по исполнительному производству, в которых они выступают как взыскатели; право на то, чтобы получать ряд платежей по найму, аренде; право на исключительные права на ряд результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации; право на то, чтобы требовать на основании договора об отчуждении или применении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации; право на то, чтобы использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, которые принадлежат должникам как лицензиатам;
- изъятие у должников имущества, которое присуждено взыскателям, а также на основании исполнительной надписи нотариусов в ряде ситуаций, которые предусмотрены законом;
- наложение ареста на имущество должников, которое находится у них или у третьих лиц, во исполнении судебных актов относительно ареста имущества;
- ряд обращений в регистрирующие органы для того, чтобы зарегистрировать переход права на имущество, сюда же следует данный процесс, когда регистрируется переход права ценных бумаг с должников на взыскателей в ситуациях и порядке, которые установлены Законом «Об исполнительном производстве»;
- процесс совершения от имени и за счет должников действий, которые указаны в исполнительных документах, в ситуациях, когда данные действия не могут быть совершены без личного участия должников;
- процесс принудительного вселения взыскателей в жилые помещения;
- процесс принудительного выселения должников из жилых помещений;
- процесс принудительного освобождения нежилых помещений от пребывания в них должников и их имущества;
- процесс принудительного выдворения за границы РФ иностранных граждан или лиц, которые не имеют гражданства;
- процесс принудительного освобождения земельных участков от присутствия в них должников и их имущества;
- ряд иных действий, которые предусмотрены федеральными законами или исполнительными документами.
Специфика позиции высших судов
На основании абз.4 п.52 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в ситуациях, когда запись в Едином государственном реестре прав на имущество недвижимого характера и сделок с ним не соответствует праву истца, которое нельзя защитить при помощи признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, при помощи оспаривания права, которое зарегистрировано, или при помощи обременения, а допустимо осуществит, предъявив иск относительно признания права или обременения отсутствующими.
В данной ситуации судом было применен способ защиты, который прямо не предусмотрен законодательством. Речь идет о признании права отсутствующим. На основании ст.68 Закона «Об исполнительном производстве» не предусмотрены меры принудительного исполнения для того, чтобы реализовать соответствующие требования. Так на основании п.6 ч.3 ст.68 данного Закона предусмотрено как мера принудительного исполнения обращение в регистрирующие органы для того, чтобы зарегистрировать переход права на имущество с должников на взыскателей, но не аннулировать ряд записей относительно государственной регистрации прав должников. В данном случае для судебного решения допустимо быть исполненным исключительно в тех ситуациях, когда непосредственно в нем самом и исполнительных документах судом будет указан ряд конкретных мер принудительного исполнения, которые важно применить.
Ряд мер принудительного исполнения допустимо классифицировать на основании направленности исполнительных документов, на реализацию которых они направлены. Речь идет об имущественных и неимущественных мерах принудительного исполнения.
Существует классификация исполнительных документов на ряд исполнительных документов, которые включают в себя ряд требований имущественного характера, и ряд исполнительных документов, которые содержат в себе ряд требований не имущественной направленности. Для последних свойственно выступать в качестве требований к должникам относительно совершения определенных действий (исключением являются действия, направленные на передачу имущества). А для первой группы свойственно охватывать не только денежные требования, но и любые требования относительно передачи имущества в собственность, пользование или владение (сюда же относятся ситуации, когда ряд данных требований не подлежит денежной оценке).
Для того чтобы понять правовую направленность мер принудительного исполнения, важно представить ряд звеньев, через которые проходят, к примеру, правоотношения, которые возникли из-за продажи некачественных товаров потребителям. Так, возникает ряд обстоятельств из-за ненадлежащего исполнения договора розничной купли-продажи, отказа продавцов удовлетворять претензии покупателей на добровольной основе, затем предъявляется иск относительно защиты прав, вступает в законную силу решение суда относительно иска, на основании которого применяются меры принудительного исполнения, и происходит фактическое исполнение обязательств. Конечно, не все правоотношения проходят данные стадии осуществления, возможно прекращение или изменение, как на этапе досудебного урегулирования, так и во время судопроизводства или во время между вступлением решений в силу и применением мер принудительного исполнения.